Экспортный потенциал России и продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - оценка конкурентоспособности российского экспорта на мировом уровне цен и издержек, анализ развития экономики. Тема курсовой работы будет раскрыта при рассмотрении трех глав. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Первая часть работы посвящена анализу развития экспортного потенциала РФ. Во-первых, это состояние экспортного потенциала России. Т.е рассмотрение ситуации на современном мировом рынке о положении отдельных ресурсов и приоритете их использования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…..…2
I.Экспортный потенциал России……………………………………..…4
1.1 Состояние экспортного потенциала РФ……….....…………………………..4
2.2 Инвестиции в экономике России……………………………………………..9
3.3 Развитие отдельных отраслей на мировой арене………...…………………14
II.Анализ современного положения РФ как экспортёра на мировом рынке……………………………………………………………….21
2.2 Динамика экспорта нефти и черных металлов………………………………21
2.3 Экономический экспорт стран……………………………………………….28
III.Продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок…………………………………………………………34
3.3 Конкурентоспособность РФ на мировом рынке……………………………34
3.2 Вывод новых российских технологий на внешний рынок………………..…40
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Kursovik_Exportny_potentsial.docx

— 171.31 Кб (Скачать файл)

По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), основой промышленной политики может быть только крупный бизнес. Действительно, это - реальная сила: Всемирный банк в своем "Докладе об экономике России" отмечает, что российская экономика управляется 65 крупнейшими корпорациями, которые в свою очередь находятся в. подчинении 8 глав финансово-промышленных групп. 16При этом практически отсутствуют какие-либо производственные и другие связи между крупным и средним и малым бизнесом, играющим в зарубежной экономике весьма значимую роль.

Однако крупные бизнес-структуры, искусственно взращенные на базе приватизации госсобственности, в основном, в базисных, сырьевых отраслях, руководствуются краткосрочной выгодой; путем форсированной эксплуатации доставшихся им по дешевке ресурсов они получают сверхдоходы от экспорта, которые, при одновременной инвестиционной деградации производственного аппарата, легально или нелегально выводят за рубеж, в том числе таким оригинальным способом, как покупка футбольного клуба. По мнению экспертов Всемирного банка, именно от влиятельных "бизнес-групп" в сырьевом секторе исходит основное сопротивление разработке промышленной политики; они опасаются, что ее проведение ужесточит государственный контроль за их финансовыми потоками, увеличит фискальную нагрузку, путем изъятия природной ренты приведет к перераспределению инвестиционных ресурсов в пользу обрабатывающих отраслей и других секторов экономики.

"Олигархическая  модернизация" экономики в основе  промышленной политики неизбежно  ведет к консервации нынешней  экономической ситуации. При этом  наметилась и усиливается тенденция  к формированию за рубежом, т.е. вне пределов российской юридической  системы, холдингов по управлению  предприятиями на территории  нашей страны. В целях ослабления роли государства в экономике постоянно, со времени первого либерального правительства, пропагандируется тезис о "всесильной руке рынка", который "сам все расставит по местам", о том, что только резкое сокращение госрасходов по отношению к ВВП может обеспечить экономический рост и т.д.

Однако реалии рыночной экономики говорят о другом. Государство должно видеть дальше бизнеса, заинтересованного, в основном, в краткосрочных выгодах, разрабатывать долгосрочные, стратегические цели развития и содействовать их реализации, корректировать действия бизнеса в государственно-национальных интересах. Но любая политика государства, будь-то в рыночном или плановом хозяйстве, не обеспеченная финансовыми ресурсами, обречена на провал.

В развитых странах, по данным Кельнского института германской экономики, госрасходы по отношении к национальному ВВП в среднем увеличились с 30% в 60-е годы прошлого века до 48,1% к началу 90-х годов и чуть ниже этого уровня оставались до конца века; в дальнейшем в ряде стран, в зависимости от решения стоявших задач, их доля стала постепенно сокращаться. Как раз, начиная примерно на рубеже 60-70-годов, в развитых странах начались серьезные структурные преобразования и становление "новой экономики" при лидирующей роли государства и росте госрасходов,

При этом следует подчеркнуть, что в отличие от России структурные преобразования в экономике развитых стран происходили в рамках того же общественно-политического строя и отсутствия тех громадных финансово-экономических неурядиц, с которыми столкнулись российские предприятия в результате поспешного перехода к либерализации хозяйственной жизни. Характерно также, что сокращение доли госрасходов в развитых странах, в том числе за счет роста ВВП, сопровождалось изменением их структуры: большая их часть стала направляться на социальные нужды и поддержание конкретных, стратегических отраслей (в Германии - судостроение и черная металлургия).

По данным МЭРТ РФ, доходы и расходы федерального бюджета по отношению к ВВП за период с 2008-2012 г. составили17

 

  • 2008
    • Доходы — 6644,4 млрд руб.
    • Расходы — 6570,3 млрд руб.
  • 2009
    • Доходы — 7465,4 млрд руб.
    • Расходы — 7451,2 млрд руб.
  • 2010
    • Доходы — 8090,0 млрд руб.
    • Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят Федеральный  закон № 19-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"», изменяющий  в сторону увеличения доходы  и расходы бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)
    • Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)
  • 2009
    • Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)
    • Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)
  • 2010
    • Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)
    • Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год:

  • 2009
    • Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный  закон № 308-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

  • 2010
    • Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
  • 2011
    • Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

 

 

Между тем, максимальный уровень госрасходов в ряде западноевропейских стран был зарегистрирован в 1993 г., когда на рубеже 80-90 гг. произошло резкое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры на Западе, с чем столкнулся и российский экспорт в начальный период рыночных преобразований. Другими словами, государство "выводило" бизнес на путь экономического подъема.

Всемирный банк в своем докладе "Государство в меняющемся мире" на основе анализа рыночных реалий четко констатировал: "Без эффективного государства устойчивое развитие - и экономическое и социальное - невозможно". 18

Таким образом, российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики, в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене. Либо государство сумеет изыскать необходимые средства в предстоящие годы, либо нашей стране придется отказаться от идеи эффективного участия в международном разделении труда в новом веке, остаться топливно-энергетическим придатком развитых государств. Именно в этом направлении по существу проявляются их действия: например, по заявлению бывшего премьер-министра Великобритании Мейджора, задача России - быть кладовой ресурсов, необходимых развитым странам, а для их сохранения и использования России достаточного иметь 50 млн населения. 19

 

Глава III. Продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок.

3.1 Конкурентоспособность РФ на мировом рынке.

Конкурентоспособность является ключевой категорией современной экономической политики. 
 Проблемы повышения национальной конкурентоспособности на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания правительств большинства зарубежных стран, общественных организаций и деловых кругов, консалтинговых, экспертных и исследовательских институтов. Основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.  
 В настоящее время на мировом рынке конкурентоспособны преимущественно отрасли и подотрасли российской промышленности, выпускающие сырье, технологически простые полуфабрикаты (металлы, бумагу, полимеры) или узкий круг товаров конечного спроса (удобрения). По большинству видов экспортной продукции эти отрасли и подотрасли, видимо, сохранят запас ценовой конкурентоспособности. В ряде указанных отраслей возможности наращивания экспортного потенциала ограничиваются значительной степенью загрузки имеющихся мощностей и высокой удельной капиталоемкостью проектов по их развитию.  
 Топливно-энергетический комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. На долю ТЭК приходится более 55% стоимости экспорта России. Одним из основных экспортных товаров России является нефть сырая, ее экспортный потенциал остается исключительно высоким. Повышение эффективности экспорта товаров ТЭК связано с получением возможности поставок непосредственно на рынок страны-потребителя, минуя территории третьих стран, а также увеличение инвестиций, которые могут осуществить как российские нефтяные компании, так и иностранные инвесторы, и железнодорожные тарифы, составляющие заметную часть экспортной цены при вывозе угля.  
 На рынках металлов Россия имеет наиболее сильные позиции после минерального топлива, сохранение и увеличение экспортного потенциала этих товаров обусловлено последовательной модернизацией предприятий (переход на неэнергоемкое оборудование и выпуск продукции повышенной глубины переработки и качества), а также последовательной государственной политикой в интересах российских экспортеров.  
     По некоторым видам продукции химической промышленности Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. Повышение эффективности экспорта в этой области связано с осуществлением российскими экспортерами скоординированной рыночной стратегии и с привлечением в данную область крупных иностранных инвесторов.  
 Для продукции машиностроения перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с технологическим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик этой продукции.  Российская продукция лесопромышленного комплекса конкурентоспособна и востребована. Наращивание экспортного потенциала тормозится ограниченностью имеющихся мощностей. Их расширение требует значительных инвестиций.  Сохраняется конкурентоспособность ряда российских высокотехнологичных отраслей (атомная и оборонная промышленность). Однако масштабное расширение экспорта соответствующей продукции встречает на внешних рынках противодействие.  
 Большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно. Наращивание экспортного потенциала этих отраслей тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности.  
 Высокий экспортный потенциал имеют российские научные разработки в области программного обеспечения. Актуальность интеграции России в мировой рынок наукоемких технологий повышается в связи с отсутствием в стране платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции. Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции.  
 В I полугодии 2007 г. по сравнению с I полугодием 2009 г. оборот увеличился на 27,6%, при этом экспорт возрос на 24,1%. Продолжение увеличения стоимости российского экспорта связано, прежде всего, с повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары и, особенно, энергоносители. Цены на нефть к концу I полугодия 2010 г. достигли 6,1 %. В торговле со странами дальнего зарубежья продолжался рост физических объемов и цен по экспортным поставкам.  
 В I полугодии 2010 г. отмечалось улучшение динамики товарооборота со странами СНГ (рост составил 48,0 %, впервые за последние три года), в том числе зафиксирован существенный рост стоимостных объемов вывоза (на 45,6%) за счет увеличения как цен, так и роста физических объемов.  
 Географическое распределение внешнеторгового оборота характеризовалось дальнейшим повышением доли стран СНГ с 45,0% в 2008 г. до 47,0 % в 2009 г., что связано с ориентацией Правительства РФ на укрепление связей с ближайшими соседями и, как следствие, развитием экспорта и импорта с этими регионами.  
 Сальдо торгового баланса сохранялось по-прежнему на высоком уровне (42,8 млрд. долл.), обеспечивая устойчивое пополнение валютных резервов страны. При этом доля сальдо в обороте составила 39,3%.  Динамика мировых цен на основные российские экспортные товары в январе-июле 2009 г. носила самый разный характер. Так, цены на алюминий в этот период в годовом исчислении возросли на 18,0%, на никель - в 1,6 раза, на медь - в 1,7 раза, в том числе в июле 2010 г. против июня 2010 г. цены на алюминий возросли на 28 % и в 1,5 на никель, а цены на медь повысились на 38 %. 
 Цены на нефть марки Urals в январе-июле 2008 г. в годовом исчислении возросли на 17,2% в связи с превышением спроса над предложением в условиях экономического роста в развитых странах и продолжавшейся напряженности на Ближнем Востоке, когда уровень запасов этого жидкого топлива резко сократился. В июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. произошло повышение цен на 11,5%.  
 Анализ всего комплекса внутриэкономических и внешнеэкономических условий и перспектив участия России в международном разделении труда свидетельствует о том, что сегодня принципиально важным для нашей страны становится не изменение традиционной топливно-сырьевой специализации и формирование какой-либо новой, скажем, наукоемкой специализации. Важна последовательная диверсификация экспорта, сохраняющая достигнутое, но одновременно способствующая преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и материалов и в целом повышению устойчивости и предсказуемости внешнеторговой деятельности. Именно такой подход наиболее эффективен для России, обладающей значимыми и разнообразными сравнительными преимуществами, но испытывающей дефицит внутренних ресурсов для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. С национально-государственных позиций, политика диверсификации не предполагает массированного перераспределения средств из более успешных в менее успешные отрасли хозяйства. Очевидно и то, что главные усилия следует сконцентрировать на обеспечении равных благоприятных условий ведения бизнеса, включая создание стимулирующей среды для НИОКР, инновационной и экспортной деятельности.  
 Конкретные направления диверсификации включают в себя использование в этих целях благоприятных конъюнктурных и торгово-политических факторов, адаптацию продукции к требованиям зарубежных рынков, улучшение потребительских свойств и дизайна готовых изделий, повышение степени переработки первичных ресурсов, мобилизацию экспортных возможностей малого и среднего бизнеса, местной промышленности, расширение производственной и научно-технической кооперации российских и зарубежных предприятий и т. д.  
 Если рассматривать перспективы развития внешней торговли России на 2008-2010 гг., то следует констатировать, что дальнейшее экстенсивное расширение экспорта достаточно проблематично. Основной причиной такого прогноза служат показатели, характеризующие состояние ведущих экспортоориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, химической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.):  
- постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);  
- необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);  
- неэффективная структура производства за счет продукции с низкой добавленной стоимости (нефтяная отрасль, металлургия, лесопромышленный комплекс);  
- высокие транспортные издержки (для большинства экспортоориентированных отраслей).  
Таким образом, необходимо резко повысить статус государственной внешнеторговой политики путем придания ей комплексного многоуровневого характера, позволяющего объединить профильные функции промышленной, инвестиционной, инновационной, валютной политики, а также усилия федеральных и местных органов власти, общественных и деловых кругов.  В этих условиях совершенно очевидно, что отечественным предприятиям действительно необходимо выходить на новые уровни работы по качеству и конкурентоспособности своей продукции. Такая работа невозможна без активного участия государства в рамках международных договоренностей, взятых на себя Российской Федерацией.  С этой целью нужно реализовать на практике комплексный подход по поддержке экспорта со стороны государства.20 
3.2 Вывод новых российских технологий на внешний рынок.

В XXI в. место и роль России в мировой экономике и международных отношениях во многом определяется уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке.

Для России весьма актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI в. позволит в 2—3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить стимулом дальнейшего экономического роста.21

Сегодня более половины объема российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукты первичной переработки - металлы, химические удобрения, целлюлоза. В прогнозе ИМЭМО РАН на 2015 год говорится о том, что в мировой торговле доля этих продуктов будет сокращаться, в то время как доля готовых изделий, прежде всего наукоемких, и услуг будет расти. Страны, благополучие которых строится на экспорте сырья, а в их числе и Россия, столкнутся со стратегическими проблемами. В советское время был создан научно-технический потенциал, который сегодня позволяет России быть атомной и космической державой. Однако он постепенно исчерпывается. Очень малы наши шансы на создание конкурентоспособной российской гражданской авиации или автомобильной промышленности.

Россия стоит перед дилеммой: либо ее экспорт по-прежнему будут составлять сырье и небольшая доля вооружений, либо она сможет прорваться на мировые рынки оборудования и высоких технологий, чтобы не менее 20-25% ее экспорта приходилось на эти продукты. Авторитетные экономисты говорят, что при сохранении сырьевой экономики девальвации масштаба 1998 года будут происходить каждые четыре-пять лет, поскольку экономика сможет существовать исключительно за счет понижения курса национальной валюты.

Российский сектор высоких технологий исторически сосредоточен в ВПК. Известных российских технологий, разработанных вне ВПК, немного. Довольно успешно на нашем внутреннем рынке сегодня работают фирмы, занимающиеся распознаванием и антивирусной защитой, но они не могут обеспечить того прорыва на мировые рынки. Во многом деятельность успешных российских частных компаний основана на системной интеграции, заимствовании чужих технологий, что и не позволяет им выходить на мировые рынки. Ведь заимствование высокотехнологического инструментального средства приводит к технологической зависимости от него, хотя зачастую оно не дает и даже препятствует разработке нового и более эффективного решения данной задачи. Необходимо работать над собственными решениями, избегая зависимости от интегрированных продуктов.

Информация о работе Экспортный потенциал России и продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок