Экспортный потенциал России и продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - оценка конкурентоспособности российского экспорта на мировом уровне цен и издержек, анализ развития экономики. Тема курсовой работы будет раскрыта при рассмотрении трех глав. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Первая часть работы посвящена анализу развития экспортного потенциала РФ. Во-первых, это состояние экспортного потенциала России. Т.е рассмотрение ситуации на современном мировом рынке о положении отдельных ресурсов и приоритете их использования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…..…2
I.Экспортный потенциал России……………………………………..…4
1.1 Состояние экспортного потенциала РФ……….....…………………………..4
2.2 Инвестиции в экономике России……………………………………………..9
3.3 Развитие отдельных отраслей на мировой арене………...…………………14
II.Анализ современного положения РФ как экспортёра на мировом рынке……………………………………………………………….21
2.2 Динамика экспорта нефти и черных металлов………………………………21
2.3 Экономический экспорт стран……………………………………………….28
III.Продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок…………………………………………………………34
3.3 Конкурентоспособность РФ на мировом рынке……………………………34
3.2 Вывод новых российских технологий на внешний рынок………………..…40
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Kursovik_Exportny_potentsial.docx

— 171.31 Кб (Скачать файл)

 

 

         Для обеспечения в 2015 г. выпуска фанеры в объеме 2800 тыс. куб. м мощности будут увеличены более чем на 700 тыс. куб. м. При этом 52% от них будет введено за счет технического перевооружения и реконструкции предприятий.

 

 

 

Таблица 1.3. Прогнозируемые объемы экспорта фанеры (тыс. м3)

Фанера/года

2005 г.

2010 г.

2015 г.

В т.ч экспортной

1470

1680

1960

всего

2100

2400

2800


 

В проекте Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг, разработанной Госстандартом РФ и другими министерствами и ведомствами в 2008 г, отмечается, что наличие сертификатов на системы качества, подтверждающих их соответствие требованиям МС ИСО серии 9000:2008, является существенным фактором конкурентоспособности, а в ряде случаев - обязательным условием при заключении контрактов или допуска предприятия к тендерам. 
         Мировой опыт последних лет свидетельствует о том, что успешная деятельность любого предприятия возможна при наличии у него действующей признанной системы качества (СК). Стандартом ИСО 8402 СК определяется как "совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством". Это означает, что на всех стадиях и участках производственного процесса устанавливаются документально оформленные полномочия и ответственность отдельных служб и конкретных работников, их взаимодействие; отслеживаемость, регистрация и коррекция показателей технологического процесса и параметров продукции. 
    Такая система качества внедрена на 15,6% фанерных предприятий, среди них ООО "Сыктывкарский ФЗ", ОАО "Фанплит", ОАО "Зеленодольский ФЗ", ООО "Жешартский ФК", ОАО "Парфинский ФК", ЗАО "Чудово-RWS" и др. Анализ показателей предприятий, свидетельствует о том, что работы по сертификации фанерной продукции позволяют повысить эффективность производства. Инспекционные проверки подтверждают, что на ряде предприятий, сертифицировавших свою продукцию, повысилась технологическая и производственная дисциплина и в целом улучшаются технико-экономические показатели работы предприятий. 
         В настоящее время основные виды фанеры, выпускаемые более чем на 45 предприятиях для поставки на экспорт и внутренний рынок и сертифицированные, являются экологически безопасными и соответствуют международной норме - классу эмиссии Е1 (по содержанию формальдегида). Физико-механические свойства сертифицированной продукции отличаются более стабильными свойствами (вариационный коэффициент снизился на 10-15%). Расширилась география международных рынков поставки экологически безопасной фанерной продукции. При общем снижении объемов производства фанеры в России (по сравнению с 1989 г. примерно в 1,4 раза) увеличился удельный вес фанеры экспортного назначения примерно в 1,5 раза (порядка 900 тыс. куб. м в год). 
         Таким образом, проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при сертификации, во многом носят типовой характер. Как правило, негативное влияние на качество фанеры оказывают следующие факторы: 
отсутствие действенной приемки сырья по количеству и качеству, а также ненадлежащее хранение фанерного сырья;  нарушение режимов гидротермической обработки фанерного сырья; отсутствие крышек для подтопления фанерного сырья в открытых бассейнах; отсутствие операций обмыва сырья и окорки (оцилиндровки); неоптимальная настройка лущильных аппаратов и центровочно-загрузочных приспособлений; отсутствие приборов лущильщика; низкий процент отбора кускового шпона в начальный период лущения; низкая точность рубки ленты шпона на форматные листы (плюс-минус 50 мм и более); отсутствие сортировки шпона по влажности; подгорание листов в газовых сушилках; попадание на шпон продуктов неполного сгорания мазута; низкий процент починки шпона (менее 15%); отсутствие участка ребросклеивания сухого шпона или низкая его мощность; использование при сборке пакетов неприрубленного кускового шпона; применение для склеивания шпона карбамидных смол с повышенным содержанием формальдегида и т.д.  
         Серьезной проблемой сегодня является вопрос взаимного признания сертификатов на продукцию и системы качества на международном уровне. Во многом - это вопрос государственной политики, экономики, международных взаимоотношений. Здесь требуется договоренность как между сторонами на высшем уровне, так и между органами по сертификации, в том числе и посредством вступления России в международные организации (ВТО и другие). Для России решение этой проблемы - вопрос большой экономики. В последние годы российская фанерная промышленность демонстрирует устойчивый рост, который продолжится в обозримом будущем.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ современного положения РФ как экспортёра на мировом рынке.

2.1 Динамика экспорта нефти и черных металлов.

Стоимостные объемы экспорта РФ увеличатся в 2020 г. до 880 млрд долл с 354,4 млрд в 2007 г. Такая оценка содержится в опубликованных Минэкономразвития РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг . Как считают в Минэкономразвития, к 2020 году структура экспорта значительно изменится в пользу товаров более высокой степени переработки. На фоне постепенного замедления роста экспорта топливно-энергетических товаров с 2-3% в 2009-2010 годах до 0,6% в 2016-2020 годах динамика экспорта начнет все в большей степени опираться на расширяющийся экспорт неэнергетической продукции. В структуре экспорта товаров ожидается увеличение доли машин и оборудования, химической продукции, продовольствия при снижении доли энергоносителей и металлургической продукции. Так, экспорт машиностроительной продукции увеличится с 19,7 млрд долл /5,8 проц от экспорта товаров/ в 2007 году до 112 млрд долл /более 19 проц в ценах 2006 года/ в 2020 году. Удельный вес экспорта химической продукции /в постоянных ценах 2006 года/ увеличится с 5,6 проц в 2006 году до 6,9 проц в 2020 году, продовольственных товаров – с 1,8 проц до 3,7 проц.. В случае благоприятной динамики внешнего спроса эти процессы будут определять ускорение физического роста экспорта с 2-3 проц в 2008-2010 годах до 4-5 проц в 2015-2020 годах.

Дефлятор экспорта будет и в дальнейшем во многом связан с ценами на сырьевые товары, поскольку, несмотря на процесс диверсификации, минеральные продукты и металлы будут составлять более 60 проц товарного экспорта на протяжении всего прогнозного периода. Снижение цен на сырье, прогнозируемое на 2009-2011 годы, приведет к снижению цен экспорта на 10-12 проц /за период 2004-2008 годов цены экспорта выросли почти в 3 раза/. В последующие годы рост цен на энергоносители будет определять общее удорожание экспорта. В 2014-2020 годах дефлятор экспорта будет составлять 3-3,5 проц в год. В целом в 2020 году экспорт в долларовом выражении будет стоить почти в два раза дороже, чем в 2007 году.

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-октябре выросли на 42,3% Доходы от экспорта нефти из РФ в январе-октябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. увеличились на 42,3% - до 104,862 млрд долл. с 73,701 млрд долл. в аналогичном периоде 2009г., сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ. В физическом выражении объем экспорта составил 193,815 млн т, увеличившись по сравнению с показателем за 10 месяцев 2009г. на 3,2% (187,797 млн т). Доходы РФ от экспорта нефти в дальнее зарубежье в январе-октябре 2010г. возросли на 44,7% - до 101,021 млрд долл. с 69,836 млрд долл., при этом физический объем экспорта составил 184,517 млн т (рост к уровню аналогичного периода 2009г. - 5,1%). Доходы от экспорта нефти в страны СНГ снизились на 0,5% - до 3,842 млрд долл. с 3,865 млрд долл. В СНГ было экспортировано 9,298 млн т нефти (снижение по сравнению с аналогичным периодом 2009г. составило 24,5%). По данным Минэнерго, экспорт нефти из России в январе-октябре 2010г. сократился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. и составил 205 млн 244 тыс. т. При этом экспорт нефти в октябре 2010г. сократился на 0,1% - до 21,144 млн т.

Добыча нефти и газового конденсата в России в январе-октябре 2010г. по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилась на 2,4% и составила 420,161 млн т. По данным Росстата, в 2009г. экспорт нефти увеличился в годовом исчислении на 1,9%, достигнув 225 млн 881 тыс. т. Доходы от экспорта природного газа из РФ в январе-октябре 2010г. по сравнению аналогичным периодом 2009г. увеличились на 15,5% - до 34,151 млрд с 29,575 млрд долл. Об этом говорится в сообщении Федеральной таможенной службы РФ (ФТС).

При этом физические объемы газа, экспортируемого из РФ, в январе-октябре с.г. по сравнению с показателями 2009г. выросли на 8,2% - до 121,4 млрд куб. м с 112,1 млрд куб. м. В том числе экспорт в страны дальнего зарубежья снизился на 7,3% - до 85,7 млрд куб. м в 2009г. Кроме того, доходы РФ от экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в январе-октябре составили 2,509 млрд руб. Всего было экспортировано 20 млн куб. м СПГ. По данным Минэнерго, экспорт природного газа из России в январе-октябре 2010г. составил 145 млрд 699 млн куб. м, что на 17,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт газа в октябре с.г. увеличился по сравнению с тем же периодом 2009г. на 11,6% - до 17 млрд 612 млн куб. м. По данным Росстата, добыча природного и попутного газа в РФ за 10 месяцев 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. выросла на 13,5% - до 526 млрд куб. м. В октябре 2010г. по сравнению с октябрем 2009г. добыча увеличилась на 3,7%, по сравнению с сентябрем 2010г. - на 19,8%. Добыча газа в РФ в 2009г., по данным Росстата, сократилась по сравнению с 2008г. на 12,1% - до 584 млрд куб. м. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, доходы от экспорта природного газа из РФ в 2009г. снизились по сравнению с 2008г. в 1,69 раза - до 39,381 млрд долл. При этом физические объемы газа, экспортируемого из РФ, в 2009г. уменьшились по сравнению с показателями 2008г. на 13,5% - до 150,7 млрд куб. м.

Доходы от экспорта нефтепродуктов из РФ в январе-октябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. выросли на 52,8% и составили 56,67 млрд долл. Об этом сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ. В том числе доходы от экспорта бензина увеличились на 1,3% - до 1,601 млрд долл., дизельного топлива - на 47% - до 21,132 млрд долл. Доходы от экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья за 10 месяцев с.г. увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 54% - до 54,592 млрд долл., в страны СНГ - на 26,5% - до 2,079 млрд долл. При этом в физическом выражении объем экспорта нефтепродуктов из России в январе-октябре 2010г. увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,5% - до 108,314 млн т, в том числе в страны дальнего зарубежья - вырос на 8,4% - до 104,528 млн т, в страны СНГ - сократился на 12% - до 3,785 млн т. Объем экспорта бензина из России за 10 месяцев 2010г. сократился по сравнению с тем же периодом 2009г. на 51,2% - до 2,628 млн т, дизельного топлива - увеличился на 8,5% - до 33,952 млн т. Доходы РФ от экспорта нефтепродуктов в 2009г., по данным ФТС, сократились в 1,7 раза по сравнению с 2008г. и составили 46,795 млрд долл. В том числе доход от экспорта бензина уменьшился в 1,7 раза - до 1,876 млрд долл., от экспорта дизтоплива - в 1,8 раза - до 17,885 млрд долл.

Доходы РФ от экспорта угля в январе-октябре 2010г. по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились на 21,9% - до 7 млрд 438,1 млн долл. Об этом говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. В том числе доходы от экспорта угля в страны дальнего зарубежья выросли на 15% - до 6 млрд 510,2 млн долл., а доходы от экспорта в страны СНГ - в 2,1 раза - до 927,9 млн долл. Общий объем экспорта угля в физическом выражении в январе-октябре 2010г. по сравнению с тем же периодом 2009г. увеличился на 10,3% - до 94,954 млн т. Экспорт угля в страны дальнего зарубежья вырос на 5,5% - до 84,201 млн т, а в страны СНГ - в 1,7 раза - до 10,753 млн т. В 2009г., по данным ФТС, доходы РФ от экспорта угля по сравнению с 2008г. снизились на 5% - до 7 млрд 367 млн долл., экспорт в физическом выражении вырос на 7,9% - до 105,1 млн т.

 

 

 

Внешняя торговля черными металлами в январе 2010 года: экспорт, цены. По данным Минэкономразвития РФ, Россия в январе 2010 года увеличила экспорт продукции черной металлургии на 16,8% по сравнению с январем 2009 до 2,63 млн. тонн.  Максимальный рост экспорта в январе пришелся на сталь и прокат – 21% и 29% соответственно по отношению к январю 2009 года, экспорт кокса увеличился на 3,7%. Экспорт труб за тот же период снизился почти на 42%, чугуна и ферросплавов – на 10,5%.

Таблица 2.1 Структура российского экспорта черных металлов в январе 2010 года

  Крупнейшими  импортерами черных металлов  российского производства в январе 2010 года стали Иран, Италия и  Китай. Суммарно эти страны обеспечили  более 39% российского экспорта черных  металлов. Основными импортные поставки осуществлялись из Украины и Казахстана.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 География российского экспорта черных металлов в январе 2010 года, тыс.тонн

График 2.3 Динамика экспорта кокса в 2009-2010 году, тыс.тонн

График 2.4 Динамика экспорта стали в 2009-2010 году, тыс.тонн

 

График 2.5 Динамика экспорта проката в 2009-2010 году, тыс.тонн

График 2.6 Динамика экспорта труб в 2009-2010 году, тыс.тонн

График 2.7 Динамика экспорта чугуна и ферросплавов в 2009-2010 году, тыс.тонн

 

 

2.2  Экономический экспорт стран.

Нарастание тревожных симптомов в развитии российской экономики констатируется в официальных документах последнего времени. Так, в одной из правительственной программы отмечается: "Уровень экономического развития остается недопустимо низким, сохраняется деформированность экономики, консервируется отсталость перерабатывающих секторов. Эксплуатация механизма роста, основанного на дешевых нефтяных деньгах, не позволяет рассчитывать на устойчивое развитие... Если Россия проиграет в конкурентной борьбе другим странам, она потеряет политический вес и позиции на внешних рынках". 15

Хотя сделаны серьезные выводы, но, кроме деклараций о необходимости "ускоренной диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности", каких-либо серьезных шагов в этом направлении не просматривается. Более того, о преимущественном акценте власти на развитие и расширение экспортного потенциала сырьевых, в первую очередь топливных, отраслей в ущерб другим секторам экономики свидетельствует и активный энергодиалог между Россией, ЕС и США, заинтересованных в стабильных и гарантированных поставках нефти и газа, и утвержденная правительством 28.08.2003 г. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. в отрыве от решения насущной задачи диверсификации экономики. Поставленные Президентом РФ амбициозные цели социально-экономического роста страны еще не стали руководством для практических действий, не находят отражения ни в федеральном бюджете, ни в среднесрочных программах.

Естественно, нельзя в одночасье изменить ни структуру экономики, ни структуру экспорта. Но, не умаляя значимости ТЭК для экспорта и экономики в целом в современных условиях, все же следует подчеркнуть, что энергетика - не единственная отрасль, которая нуждается в серьезном внимании на государственном уровне. Выделение и поддержка развития структурообразующих, приоритетных отраслей, способных обеспечить стабильный и качественный рост экономики в условиях бурного развития НТП в мире и осуществить технологический сдвиг в структуре экспорта, возможно лишь при комплексном подходе, при поставленных государством четких стратегических целей развития, обеспеченных реальным механизмом их реализации на каждом этапе.

В научных кругах, среди предпринимателей и в обществе в целом все большую поддержку и обоснование находит точка зрения о необходимости срочной разработки государственной промышленной политики (подкрепленной соответствующими мерами макроэкономического регулирования), как составной части глобальной стратегии, нацеленной на переход России на инновационный путь развития. Такая политика, на основе анализа устойчивых тенденций мирового развития и учета текущих и потенциальных конкурентных преимуществ России, должна содержать ясно поставленные цели и задачи, определить приоритетные направления, стать прочным базисом для развития экспортного сектора и всего внешнеэкономического комплекса страны. Конечно, власть не должна заниматься отбором конкретных технологий и инновационных продуктов; это дело рынка. Избирательная поддержка нужна тем предприятиям и компаниям, которые способны производить конкурентоспособную продукцию и добиваться успеха в ее реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Информация о работе Экспортный потенциал России и продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок