Экспортный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экспортный контроль.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

В этой связи при оценке перспектив экспорта из США продукции двойного назначения, а также в целях  избежания применения гражданских и уголовных санкций за нарушение режима экспортного контроля, потенциальному экспортеру и импортеру необходимо осуществить следующие действия:21

1) Все страны мира разделены  на группы A, B, D, E в зависимости  от степени оценки США угрозы  с их стороны. Россия находится  в группе D – страны, вызывающие  озабоченность (Countries of Concern). Для определения регулирования экспорта в конкретную страну необходимо ознакомиться со списком режимов различных стран применительно к экспортному контролю США. Крестик в графе соответствующей страны означает необходимость получения лицензии либо (в ряде случаев) эмбарго на поставку определенной группы товаров, указанной в правом столбце таблицы.

2) Помимо странового списка существуют несколько списков конечных получателей, экспорт контролируемых товаров которым либо требует лицензии, либо запрещен.

После ознакомления с общими ограничениями  применительно к конкретной стране необходимо выяснить, не является ли экспортер, импортер или конечный получатель экспортируемого  товара лицом, включенным в один из нижеперечисленных списков:

- список запрещенных лиц;

- список неустановленных лиц;

- список лиц, экспорт которым  подлежит лицензированию независимо  от наличия или отсутствия  других условий;

- список дисквалифицированных  лиц.

В зависимости от включения экспортера или импортера (конечного пользователя) экспортируемого товара в тот  или иной список контроля решается вопрос о необходимости получения  экспортной лицензии либо о невозможности (запрете) экспорта.

Экспортная лицензия (когда она  требуется) должна быть получена непосредственно  экспортером, находящимся на территории США.

Обращение за получением лицензии в  большинстве случаев осуществляется в электронном виде в следующем  порядке:22

1) потенциальный экспортер регистрируется  в системе электронной выдачи  экспортных лицензий SNAP-R по данной  ссылке;

2) после подтверждения регистрации  администратором системы экспортер  может приступить к заполнению  заявления о выдаче лицензии  по данной ссылке;

3) заявление должно раскрывать  информацию о поставляемом товаре, его классификации в соответствии  со Списком торгового контроля, физических свойствах, а также  о получателе товара, его контактные  данные, предполагаемый способ использования  экспортируемого товара;

4) общие требования к заполнению  заявления о выдаче лицензии  приведены в Приложении 1 раздела  748 Правил экспортного контроля. К ряду товаров (например, химической  продукции и многим другим  видам) применяются дополнительные  требования по заполнению анкеты, предусмотренные приложением 2 раздела  748 Правил;

5) к заявлению должен быть  приложен значительный перечень  документов, зависящий от типа  товара и страны назначения  экспорта (см. детально пункт 748.9 (b) Правил);

6) в ряде случаев (например, экспорт  товаров, контролируемых по причине  национальной безопасности) экспортер  для получения лицензии обязан  предоставить сертификат конечного  пользователя (импортный сертификат) – официальный документ страны импорта, подтверждающий, что именно импортер будет являться конечным пользователем объекта на территории страны его места нахождения. В России функции по выдаче данных сертификатов применительно к продукции двойного назначения принадлежат Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Нормативным актом, регулирующим порядок выдачи сертификатов является Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 № 1030.

7) если предоставление сертификата  не требуется, конечное назначение  экспортируемого товара подтверждается  соответствующей декларацией получателя, также представляемой при обращении  за лицензией;

8) после предоставления полного  комплекта документов Бюро промышленности  и безопасности в течение 9 дней имеет право принять решение  о проведении консультаций с  иными государственными органами  США по вопросам, связанным с  выдачей лицензии. В любом случае  решение о выдаче либо отказе  в выдаче лицензии должно быть  принято в течение одного месяца  с момента подачи полного комплекта  документов.

Обратите внимание! Описанный выше порядок лицензирования является общим  и на практике может существенно  отличаться в зависимости от объекта  экспорта и страны - назначения товара.

Особенности таможенного регулирования  товаров, подлежащих экспортному контролю сводятся к следующим основным моментам:

1) экспортер заполняет экспортную  декларацию, в которой указывает  либо на наличие лицензии на  экспорт, либо на лицензионное  исключение (с указанием трехбуквенной  аббревиатуры используемого исключения - см. п. 5 настоящего методического  руководства), представляет описание  объекта, указывает его классификационный  номер (ECCN) либо на его отсутствие, а также представляет иную  предусмотренную декларацией информацию;

2) если экспортер имеет право  на пользование автомотизированной системой экспорта (AES), соответствующая информация передается через данную систему посредством заполнения электронной экспортной информации (EEI);

3) в ряде случаев (например, воздушная  перевозка, осуществляемая пассажиром), заполнение декларации требуется  только в случае экспорта товаров,  требующих лицензии. В данных  случаях при экспорте без лицензии  или в порядке экспортного  исключения заполнение таможенных  деклараций не требуется (см. подробно  пп. 30.55-30.56 Правил ведения внешнеторговой статистики США;

4) экспорт товаров, требующих  экспортной лицензии, подлежит дополнительному  контролю уже после выбытия  товара с таможенной территории  США. Так, перевозчик товара  обязан уведомить Бюро промышленности  и безопасности обо всех случаях  несанкционированного изменения  маршрута следования товара. Во  многих случаях Бюро требует  официального подтверждения ввоза  в страну товара, экспортируемого  по лицензии (применительно к  России данные подтверждения  выдаются Федеральной таможенной  службой России).

Более подробно правовые аспекты таможенного  оформления товаров в рамках режима экспортного контроля освещены статьями 758.1-758.9 Правил экспортного контроля.

2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае

 

Список товаров, запрещенных к  ввозу и вывозу в Китае, регулируется на основании «Закона о внешней  торговле Китая», в котором пункт 17, регулирует ввоз и вывоз (импорт и  экспорт) товаров и публикует  «Списки товаров, запрещенных для  импорта и экспорта», которые  распределяются по следующим категориям:

Химические вещества;

Оборудование, бывшее в эксплуатации;

Отходы, которые могут повлиять на состояние окружающей среды.

Списки запрещенных товаров  для ввоза и вывоза (импорта  и экспорта) публикуются в Китае  каждый год!

В Китае используются следующие  меры государственного контроля за ввозом и вывозом товаров:

Лицензирование;

Квотирование;

Система экспертизы и карантина.

Все товары в Китае классифицируются следующим образом:

товары, запрещенные к ввозу / вывозу (импорту / экспорту);

товары, подлежащие обязательному  лицензированию и квотированию;

товары, которые могут свободно импортироваться и экспортироваться.

При таможенном досмотре товаров, ввоз или вывоз которых ограничен, должны прилагаться документы о  разрешении на ввоз или вывоз, а также  необходимые лицензии. При таможенном досмотре товар, указанный в экспортной декларации проверяется на принадлежность к категории, подлежащей обязательному  лицензированию. Если товар относится  к данной категории, то отправитель-экспортер  обязан пройти процедуру лицензирования, в противном случае, декларация не будет принята и товар не будет  пропущен через границу.

2.6. Анализ развития экспортного контроля

 

В целях обеспечения единой государственной политики в области экспортного контроля и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, при Правительстве РФ была образована Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав Комиссии вошли заместители руководителей заинтересованных министерств и комитетов.

В первой половине 1990-х гг. были разработаны шесть контрольных списков и сформирован механизм лицензирования продукции, подлежащей контролю.

Началом следующего этапа можно считать 1995-1996 гг. В 1995 г. вступили в действие Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Закон об использовании атомной энергии. Статьи этих законов, касающиеся экспортного контроля, носили скорее декларативный характер.23

Механизм контроля по-прежнему совершенствовался на основе указов и постановлений правительства.

Россия продолжала активно работать в Комитете Цангера и ГЯП. В 1995 г. она присоединилась к РКРТ, и в том же году на последнем этапе стала полноправным участником формирования Вассенаарских договоренностей. В этот период национальные списки были гармонизированы с международными. Постановлениями правительства были приняты новые, более совершенные положения о порядке экспорта и импорта товаров и технологий, подлежащих контролю. Россия широко использовала опыт западных стран в ходе формирования национальной системы экспортного контроля.

Принятие всеобъемлющего Закона 1999 г. об экспортном контроле, а также реорганизация инфраструктуры системы ЭК в ходе административной реформы 2000 г. ознаменовали новый этап в эволюции режима ЭК России. Закон 1999 г. кодифицировал понятие «внешнеэкономическая деятельность», которая определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Речь идет не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории Российской Федерации.

В отличие от закона "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" закон 1999 г. не распространяется на экспорт вооружения и военной техники, который осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ). Закон повысил статус некоторых механизмов ЭК, которые ранее действовали на основе правительственных постановлений или указов президента.

В частности, Статья 20 нового закона России кодифицировала механизм всеобъемлющего ли ранее государство  рекомендовало создание внутрифирменных  систем ЭК, то по закону об экспортном контроле эта мера стала носить обязательный характер для организаций, «осуществляющих  научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных  нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации  и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с  контролируемыми товарами и технологиями» (статья 16). Закон ввел понятие "государственной  экспертизы" внешнеэкономических  сделок с контролируемой продукцией.24

Сделаны определенные шаги по усилению ответственности экспортеров  за нарушения правил ЭК. С 1 июля 2002 г. вошел в силу Кодекс по административным правонарушениям. Принята новая редакция статьи 189 «Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно – технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» Уголовного кодекса.

Уголовное наказание по статье 189 смягчилось – максимально возможный срок заключения сокращен с семи до трех лет. Кроме того, появилось наказание в виде запрета занимать определенные должности на срок до пяти лет. Административная реформа 2000 г., решая свои задачи, привела к реорганизации инфраструктуры системы ЭК, и, как следствие, к изменениям в процессе лицензирования.

Реформирование структуры исполнительной власти в соответствии с Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. открывает следующий этап в развитии системы ЭК в России. Проводимая реструктуризация требует внесения изменений в действующее национальное законодательство и меняет ранее сложившуюся структуру системы экспортного контроля страны.

Как известно, в соответствии с вышеназванным Указом, функции  экспортного контроля, ранее делегированные Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), переданы вновь  создаваемой Службе по техническому и экспортному контролю (СТЭК), которая  должна находиться под крылом Министерства обороны.

Предполагалось, что Департамент  экспортного контроля МЭРТ будет  переведен в новую Службу. Указом президента №1085 от 16 августа 2004 г. утверждено положение о СТЭК. До утверждения  штатного расписания новой службы специалисты  Департамента экспортного контроля бывшего МЭРТ продолжают выдавать лицензии на ядерный экспорт и экспорт  продукции двойного назначения, опираясь на прежние механизмы государственной  экспертизы.

Информация о работе Экспортный контроль