Экспортный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Законодательно правовые основы национальной системы экспортного контроля в РФ 3
1.1. Международные договоры и соглашения в области экспортного контроля 3
1.2. Нормативная правовая база РФ о национальной системе экспортного контроля 8
Глава 2. Национальная система экспортного контроля в РФ и за рубежом 13
2.1. Понятие и сущность экспортного контроля 13
2.2.Особенности функционирования системы экспортного контроля в РФ 15
2.3. Экспортный контроль в Великобритании 19
2.4. Экспортный контроль в США 22
2.5. Контроль ввоза и вывоза товаров в Китае 28
2.6. Анализ развития экспортного контроля 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экспортный контроль.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению  Правительства РФ. Указы Президента РФ об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через  три месяца со дня их официального опубликования.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются  федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания РФ, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.

Экспортный контроль в  РФ осуществляется посредством методов  правового регулирования внешнеэкономической  деятельности, включающих в себя:16

- идентификацию контролируемых  товаров и технологий, то есть  установление соответствия конкретных  сырья, материалов, оборудования, научно-технической  информации, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, являющихся  объектами внешнеэкономических  операций, товарам и технологиям,  включенным в списки (перечни)  контролируемых товаров и технологий;

- разрешительный порядок  осуществления внешнеэкономических  операций с контролируемыми товарами  и технологиями, предусматривающий  лицензирование или иную форму  их государственного регулирования;

- таможенный контроль  и таможенное оформление контролируемых  товаров и технологий, перемещаемых  через таможенную границу РФ, в соответствии с таможенным  законодательством РФ;

- применение мер государственного  принуждения (санкций) в отношении  лиц, нарушивших установленный  настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами РФ порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности  в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности (прав на них), которые  могут быть использованы при  создании оружия массового поражения,  средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники  либо при подготовке и (или)  совершении террористических актов,  или предпринявших попытку совершить  такие действия.

 

 

2.3. Экспортный контроль в Великобритании

 

Правительство Великобритании осуществляет экспортный контроль с целью предотвращения вывоза товаров и технологий в  страны, экспорт в которые противоречит национальным интересам Великобритании. Основными причинами осуществления  такого контроля можно считать:17

  • политику Великобритании в области нераспространения оружия массового поражения;
  • коллективную безопасность Великобритании и ее союзников по НАТО;
  • национальную безопасность;
  • требования, предъявляемые внешней политикой;
  • обязательства Великобритании по международным соглашениям и договорам, в
  • частности, принятым Советом Безопасности Организации Объединенных Наций;
  • активизацию международного терроризма.

Основными нормативными актами, в  соответствии с которыми в Великобритании применяются меры экспортного контроля, являются следующие:

Закон 1939 года об импорте, экспорте и  полномочиях Управления таможен  и акцизов (Оборона) - the Import, Export and HM Customs and Excise Act (Defense) Act 1939 с поправками, внесенными Законом 1990 года об импорте и экспорте;

Закон 1979 года об Управлении таможен  и акцизов (раздел 68) - HM Customs and Excise Act 1979;

Порядок экспорта товаров 2001 года (Контроль) - the Export of Goods (Control) Order 2001;

Закон 2002 года об экспортном контроле - the Export Control Act 2002;

Положения 2002 года о товарах двойного назначения (экспортный контроль) - the Dual-Use Items (Export Control) Regulations 2002.

На базе названных законов и  положений соответствующими британскими  министерствами и ведомствами в  рамках своей компетенции издаются подзаконные акты (инструкции, указания, уведомления, извещения) по различным  направлениям экспортного контроля.

Кроме того, в вопросах экспортного  контроля Великобритания придерживается обязательств, вытекающих из международных  договоров, участницей которых она  является, и, прежде всего, заключенных  в рамках Евросоюза (the EC Dual-Use Regulations 2002, Customer Information Note (CIN) 2002/18 и др.).

Служба экспортного контроля Министерства торговли и промышленности (Export Control Organisation of the Department of Trade and Industry) отвечает за управление экспортным контролем в Великобритании и за оформление экспортных лицензий.

Управление таможен и акцизов (HM Customs and Excise) осуществляет управление и принуждение к исполнению мер контроля в процессе экспорта товаров.

Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов (DEFRA) издает в пределах своей  компетенции нормативные акты по вопросам экспорта продовольственных  товаров.

Международные режимы

Британский режим экспортного  контроля в значительной мере основан  на международных соглашениях об экспортном контроле некоторых товаров, участницей которых является Великобритания. Великобритания присоединилась к следующим  режимам и договорам:

Договор о нераспространении ядерного оружия, Группа стран-экспортеров атомного оборудования и материалов и Комитет  Цанггера (насчитывает свыше 150 стран-участниц, в том числе Россию);

Режим контроля за распространением ракетных технологий (установлен в 1987г.);

Австралийская группа и Конвенция  о запрещении химического и биологического оружия (открыта для подписания в 1995 г.);

Вассенаарское соглашение (заключено между 33 странами, вступило в силу с 1 ноября 1996 г.).

Экспорт следующих видов товаров  требует получения экспортной лицензии:18

  • промышленные товары, которые можно использовать в военных целях, хотя они первоначально не были специально предназначены для таких целей (например, компьютеры, оборудование в области электроники и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокаторные установки и гражданские самолеты);
  • военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;
  • товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;
  • исходные элементы химических боеприпасов;
  • антиквариат и произведения искусства;
  • некоторые изделия из стали, экспортируемые в США;

Для экспорта компонентов и запчастей  к товарам, над вывозом которых  был установлен контроль, также требуется  лицензия.

Страны, в отношении которых  осуществляется экспортный контроль

Заявки на получение экспортных лицензий в ряд стран подлежат прохождению специальных процедур, которые отражают озабоченность  Великобритании в области стратегии  и распространения ядерного оружия, а также другие факторы, как, например, опасность передачи товара или отсутствие в данной стране эффективных мер экспортного контроля.

Перечень таких стран был  составлен с целью ориентации экспортеров на принятие необходимых  мер для предотвращения неумышленного  вовлечения в экспорт материалов, оборудования или технологий для  цели, не соответствующей интересам  правительства в сферах стратегии  и нераспространения ядерного оружия, а также несовместимой с международными обязательствами Великобритании. Перечень таких стран содержится в Положении  об экспортном контроле и публикуется  Службой экспортного контроля для  распространения среди британских экспортеров.

Заявки на получение экспортной лицензии в эти страны рассматриваются  в индивидуальном порядке в соответствии с жесткими критериями. Включение  какой-либо страны в данный перечень само по себе не означает непредоставление лицензии. Однако ее оформление может продлиться несколько недель, т.к. Министерство торговли и промышленности должно провести консультации с другими ведомствами.

Перечень стран подлежит регулярному  пересмотру в свете изменяющихся обстоятельств.

2.4. Экспортный контроль в США

 

В настоящее время все экспортируемые из США товары делятся на следующие  три основные группы:19

1) товары, не подлежащие экспортному  контролю;

2) товары военного назначения, контролируемые  Списком вооружений США (US Munitions List);

3) товары двойного назначения, перечень  которых определен Списком торгового  контроля США (Commercial Control List).

Для определения конкретного режима экспортного контроля необходимо осуществить  следующую последовательность логических и юридических действий:20

1) перевести название товара  на английский язык;

2) самостоятельно классифицировать  товар в зависимости от его  групповой принадлежности по  одной из категорий Списка  вооружений США и Списка торгового  контроля.

Каждый контролируемый товар в  соответствии с обоими списками разделен на категории по групповой принадлежности: Список торгового контроля США состоит  из 10 категорий, а Список вооружений США – из 19 категорий.

Экспортеру и заинтересованному  импортеру необходимо самостоятельно отнести товар к одной из указанных  классификационных групп в зависимости  от его физических и потребительских  свойств.

После групповой идентификации  необходимо осуществить поиск объекта  экспорта внутри конкретной контролируемой группы. Если товар находится в  одной из категорий одного из двух списков контроля, то данный товар  с большой степенью вероятности  является предметом экспортного  контроля. Если нет, то такой товар  скорее всего не является объектом контроля.

Применительно к товарам Списка коммерческого контроля экспортер  и импортер могут воспользоваться  классификационным индексом, в котором  первая цифра – это наименование группы контроля, последующие цифры  – это номер конкретного товара внутри группы. Например, если лицо имеет  намерение приобрести в США водонепроницаемые  подводные телевизионные камеры (Television cameras, underwater), то данное лицо, воспользовавшись приведенным выше индексом, сможет установить, что данный товар относится к Списку торгового контроля, раздел «Морское оборудование» и подлежит экспортному контролю на условиях, определенных списком.

3) Если экспортируемый товар  не отнесен ни к одному из  Списков контроля, необходимо проверить,  не распространяются ли на  данный товар общие запреты  на экспорт (эмбарго), установленные  США в отношении ряда стран  и конечных пользователей (см. подробнее п. 4 настоящего методического  руководства);

4) Если экспортируемый товар  относится к Списку вооружений  США, необходимо в дальнейшем  следовать инструкциям, устанавливаемым  для данной группы товаров  Государственным департаментом  США. Процедуры экспортного контроля  товаров данной группы не являются  предметом анализа настоящих  методических рекомендаций;

5) Если экспортируемый товар  отнесен к Списку коммерческого  контроля, в целях определения  режима его экспорта необходимо  выяснить классификационный номер  товара, а также причины осуществления  контроля его экспорта, для чего  необходимо перейти к п. 3 настоящего  методического руководства. 

Как отмечалось выше, режим экспортного  контроля зависит от того, что, куда и для каких целей экспортируется.

В настоящем разделе рассматриваются  режимы экспортного контроля, связанные  с его классификацией согласно Списку торгового контроля, то есть режимы, обусловленные видом экспортируемого товара.

Каждый товар в соответствии со Списком торгового контроля имеет  свой классификационный номер (ECCN), который состоит из цифры от 0 до 9, определяющей категорию списка, буквы от A до E, определяющей подкатегорию товара, а также трехзначного порядкового  номера товара внутри каждой категории  и подкатегории (например, ECCN может  выглядеть как 1A001).

Помимо объектного контроля правила  экспортного контроля накладывают  значительные ограничения на экспорт  многих товаров в зависимости от страны-конечного получателя экспортируемого товара, а в ряде случаев – от конкретного получателя товара.

Информация о работе Экспортный контроль