Экономическое развитие современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Самоотверженным трудом отличились новолялинцы сразу после гражданской войны: уже в 1922 г. вступил в строй действующих целлюлозный завод. В 1925—1926 гг. в Новой Ляле работало 4 деревообрабатывающих предприятия (лесопильный, деревообделочный, целлюлозный заводы, бумажная фабрика), где было занято более 800 рабочих. Силовая электростанция снабжала их энергией. В годы первых пятилеток эти предприятия были основательно реконструированы и значительно расширены. Одновременно развернулось строительство новых заводов.

Файлы: 1 файл

история.doc распечатоть.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

 

Так, например, в период между 2007-2012 г. Россия и Китай повысили активность в рамках проекта развития трехстороннего сотрудничества «Россия-Индия-Китай» (РИК), вовлекая Индию и государства Центральной Азии в плотное взаимодействие в следующих областях: энергетика, транспортная инфраструктура, биотехнологии, фармацевтика, химия и др.

 

Россия сотрудничает с Китаем и в рамках других проектов. Речь идет о Таможенном и Евразийском союзах, о военном сотрудничестве под эгидой Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), о Союзном Государстве России и Белоруссии и т.д..

 

Таким образом, можно констатировать, что именно российско-китайский альянс является основной преградой гегемонии США в Евразии, да и в мире.

 

А треугольник Москва-Пекин-Тегеран может претендовать и на нечто большее.

 

Но не падет ли Китай в результате своей либеральной «перестройки»?

 

И если Китай пройдет через все испытания, способна ли нынешняя, управляемая либералами Россия к сотрудничеству с могущественным соседом?

 

Что нужно сделать России, чтобы быть равноправным участником такого сотрудничества?

 

И хочет ли сам Пекин полноценного взаимодействия с Москвой, учитывая нынешнюю слабость России?

 

Поговорим обо всем этом (и не только об этом) подробнее.

 

Китайская модернизация. Проблемы и достижения развития КНР.

 

На протяжении последних 30 лет Китай стремительно развивается. В своей книге «Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке» (Москва, «Международные отношения», 2013г..) доктор философских наук, профессор А. Байчоров, долгое время проработавший на дипломатической службе в США, Западной Европе и Китае, следующим образом описывает рост экономики КНР: «...китайская экономика взяла хороший старт в одиннадцатой пятилетке (2006-1011 гг. прим. авторов.) По данным национального бюро статистики КНР ВВП Китая вырос в 2006 г. на 10.7 % по сравнению с предыдущим годом и достиг 20.94 трлн. юаней (2.68 трлн. долларов). Индекс потребительских цен вырос на 1.5 %, при этом цены на жилье в 70 крупных городах выросли на 5.5%.

 

Такой впечатляющий рост стал возможным прежде всего благодаря притоку многомиллиардных зарубежных инвестиций (прямые зарубежные инвестиции в КНР составили в 2002 г. 52.7 млрд. долларов; в 2003 г. - 53.5; в 2004 — 60.6; в 2005 — 60.3; в 2006 — 63 млрд. долларов). Далее А. Байчоров указывает на проблемы развития китайской экономики.

 

С одной стороны в связи с серьезной энергозатратностью и «мощным инвестиционным потоком» возможен перегрев экономики Китая. С другой стороны, неравномерное распределение зарубежных инвестиций по территории Поднебесной вызывает серьезную диспропорцию социально-экономического развития ее регионов. Такое положение дел несет очень серьезные вызовы национальной безопасности КНР, так как повышает риски возникновения острых и масштабных социальных конфликтов и угроз, распространения сепаратизма в отдельных регионах (примером таких проблем является Сянгань-Уйгурский автономный район). А. Байчоров пишет: «...По данным Министерства коммерции КНР в 2006 г. в Восточный Китай были направлены 56.9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций — 90.3% общего объема, в Центральный Китай — 3.9 млрд. долларов (6.2%), в Западный Китай - 2.2 млрд. долларов (3.4%).

 

Американцы видят проблемы Китая и формулируют их так, как им это выгодно в контексте психо-информационной войны. Так основатель и исполнительный директор частной разведовательно-аналитической компании STARTFOR Джордж Фридман в своей книге «Следующие 100 лет. Прогноз событий XXI века» (Москва, ИД «Коммерсант», ЭКСМО, 2010) пишет: «...Ден Сяопин, преемник Мао Цзэдуна, понимал, что Китай не может вечно оставаться в изоляции и при этом сохранять свою безопасность... Кто-то обязательно бы воспользовался экономической слабостью Китая. Поэтому Ден Сяопин решил рискнуть. Он был уверен, что на этот раз Китай сможет открыть свои границы, вступить в международную торговлю и при этом не пасть жертвой внутренних противоречий. Прибрежные районы вновь стали богаче и установили тесные контакты с внешними силами. Дешевые товары и торговля обогащали большие города на побережье (например, Шанхай), но во внутренних областях страны по прежнему царила нищета. Напряженность между прибрежными районами и остальной частью страны нарастала, но китайскому правительству удалось удержать бразды правления в своих руках».

 

Итак, социально-экономическое неравенство, диспропорция в социально-экономическом развитии регионов Китая является «головной болью» для высшего политического руководства данной страны.

 

Пекин всячески стремится решить эту проблему, постепенно сокращая разрыв между прибрежными районами и «континентом».

 

Однако наш великий сосед сталкивается с еще одной очень серьезной проблемой: попытками навязать китайскому обществу идею о том, что политическая система, в которой руководящую роль играет Коммунистическая партия, опирающаяся на марксизм-ленинизм и на фундаментальные основы китайской цивилизации, якобы не позволяет двигаться вперед, и, значит, необходима «китайская перестройка».

 

Вот как об этом пишет тот же Фридман: «...На первый взгляд, Китай — капиталистическая страна с частной собственностью, банками и остальными атрибутами капитализма. Но его нельзя назвать капиталистическим государством в полном смысле слова, так как рыночные условия в Китае не влияют на распределение капитала. Ваши связи значат гораздо больше, чем наличие у вас какого бы ни было бизнес-плана.

 

В условиях азиатской системы семейных и социальных уз, взаимоотношений кредиты выдавались по самым разным причинам, которые практически не имеют отношения к достоинствам бизнеса. Поэтому неудивительно, что значительная часть кредитов не была погашена (на банковском жаргоне перешла в разряд «безнадежных кредитов».По приблизительном оценкам сумма таких кредитов составляет 600-900 млрд. долларов или от ¼ до 1/3 ВВР Китая) — это огромные деньги.

 

Справляться с такой суммой непогашенных кредитов помогает очень высокий темп роста производства, в основе которого лежит экспорт товаров с низкой стоимостью... Но чем ниже цена, которую Китай устанавливает за такие товары, тем меньше прибыли они приносят. А не приносящий выгоды экспорт лишь создает видимость бурной деятельности в экономике, в действительности никак не участвуя в ее развитии...»

 

Мы видим здесь те же рецепты и формулы, которые западные «партнеры» навязывали СССР во второй половине восьмидесятых, да предлагают и сейчас: приватизируйте всю вашу госсобственность; «красные директора» (гос. корпорации) - не эффективны; переведите все в рыночную сферу; хватит производить никому не нужные «утюги» и т.д. Только либеральная рыночная экономика спасет вас, - заклинают фридманы, напоминая о судьбе «азиатских тигров» - Японии, Южной Кореи - бурно развивавшихся в восьмидесятых, надорвавшихся и рухнувших вниз.

 

Акторы западной «мягкой силы» делают вид, что не понимают: даже при варианте «Южной Кореи» рост Китая столь масштабен, что до падения КНР очень далеко, и Поднебесная успеет стать самой могущественной державой мира и навсегда похоронить гегемонию США. Однако Китай — не Южная Корея не только и не столько в силу своих масштабов, а прежде всего потому, что китайское общество (и китайская экономика) скреплено Компартией, неизменно руководствующейся диалектическим единством марксизма-ленинизма и цивилизационных основ Китая. КПК сохраняет государственную собственность на стратегические ресурсы державы и поддерживает в гражданах Китая высокий уровень национального патриотизма.

 

Поэтому STARTFOR и другие работающие на США разведовательно-аналитические компании всеми силами стараются впрыснуть в реальность китайского мира психо-информационный яд. По мнению команды Фридмана в ближайшее время руководству Китая придется задуматься над формированием новой идеологии и модели управления страной. Главной опасностью для Западного мира Фридман видит отказ Китая свернуть в область либерализма (включая либеральную рыночную систему во всех сферах экономики) и дальнейшее, непротиворечивое движение Поднебесной к строительству социализма в системе координат традиционных национально-цивилизационных ценностей (наиболее полно выражаемых в китайском обществе времен династии Тан). При таком подходе рост влияния государства в экономике будет только возрастать и, при дружбе с Россией и Ираном Китай сможет сокрушить «американский Рим».

 

У политики либеральных реформ в Китае есть свои сторонники, проводящие соответствующий либеральный, разрушительный, на наш взгляд, курс.

 

Вот, например, что сказал в интервью Виктору Трушкову начальник канцелярии Института инвестиционных исследований Государственного комитета по делам развития и реформ КНР ЛуоСуншан: «Мы пришли к выводу, что правительство никогда не сможет заменить действия рыночных механизмов. Но его деятельность является фактором, дополняющим рынок. Отсюда следует, что правительству нужен рынок, а рынку — правительство. А чтобы это взаимодействие было результативным, главным действующим лицом в создании рыночной экономики должны стать частные, в том числе иностранные, капиталы. <...> Необходимо было как можно быстрее выйти из того положения, в котором оказалась китайская экономика после политики «великого скачка» и «культурной революции». Анализ показал, что заметной помехой для привлечения иностранных инвестиций выступала плановая экономика» (смотри материал «Газета «Правда» о секрете экономического «китайского чуда» (http://kprf.ru/international/new-world/115261.html). При этом, как отмечает товарищ Трушков, адепты либерализма к Китае подают такого рода позицию следующим образом: «Уже во второй день пребывания в Китае группы российских партийных журналистов хозяева разумно решили познакомить нас с природой и технологией создания экономического «китайского чуда». На роль волшебника, знающего секреты чудотворства, был ими определён ЛуоСуншан<...> нам пояснили, что в Китае канцелярия — это не служба по перекладыванию бумажек, а отдел по организации работы правительства, министерства, компании и т.д. ЛуоСуншан обрушил на нас водопад информации» (http://kprf.ru/international/new-world/115261.html).

 

Важно отметить, что руководство Китая, к счастью, не оправдывает надежд китайских либералов: «Члены китайской Компартии заслушивают на собраниях секретный доклад, поступивший из Политбюро ЦК КПК, который предупреждает их об опасностях подрывных идей, способных внести раскол в китайское общество, пишет NewYorkTimes: «Руководящей роли коммунистической партии угрожают несколько опасностей, <...> На первом месте стоит, в частности, «западная демократия», за которой следуют «универсальные ценности» прав человека, западные понятия независимости СМИ, неолиберализм или «нигилистическая» критика истории партии. «Западные силы враждебные Китаю и диссиденты постоянно подрывают идеологические основы», утверждается в документе. Оппозиционеры «провоцируют недовольство, раскрывая активы чиновников, используют Интернет для борьбы с коррупцией, выступают против контроля над СМИ и поднимают другие чувствительные темы с целью вызвать недовольство партией и правительством». Жесткая линия нового главы КПК и председателя КНР Си Цзиньпина разочаровала китайских либералов, многие из которых приветствовали его избрание в надежде на политические изменения (http://kprf.ru/international/new-world/121934.html).

 

О национальном возрождении Китая

 

Правящая китайская элита не делает резких движений на международной арене. Китайцы избегают говорить о стремлении к собственной гегемонии в мире, о противодействии кому-либо (прежде всего, США). Китай традиционно привык не к «словам», а к «действиям». Но внутреннее стремление китайцев вполноценному национальному восстановлению имеет мощнейший энергетический потенциал. Как отметил, отвечая на вопрос о военном возвышении Китая, в беседе с известным американским журналистом Джоном Гейгером руководитель центра «Китай и мировая экономика» Института управления экономикой Университета Цинхуа (Пекин) Дэвид Даокуя Ли: «Я не вижу здесь какой-то проблемы. Давайте совершим экскурс в историю... Нам следует вернуться в нашем экскурсе на 170 лет назад. В те времена мир стал свидетелем впечатляющего столкновения между двумя цивилизациями. Традиционная китайская, направленная внутрь, и не такая уж инновационная культура и цивилизация, против очень авантюристической, очень инновационной и временами агрессивной западной культуры<…> Произошло полное поражение китайской культуры и китайского правительства того времени, обернувшееся крахом и вплоть до сегодняшнего дня рассматривающееся как унижение <...> Отсюда энергетика нынешних китайских перемен или прогресса происходит от тех унижений. Мы никогда не мечтали отомстить. Никогда не мечтали превзойти господство Соединенных Штатов в мире. Больше всего хотелось восстановить уважение, статус, природу уверенности в себе старой китайской цивилизации» («Станет ли XXI век веком Китая?» Генри Кисинджер и Фарид Закария против НайлаФергюсона и Дэвида Даокуя Ли (Москва, АСТ — 2013 г.).

 

В данной связи очень интересен «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае» (2001-2010 гг). под редакцией профессора ХэЧуаньци (Москва, Изд. «Весь мир», 2011 г.), подготовленный группой исследования стратегии модернизации Китая Китайского центра исследования модернизации. В этом докладе китайское ученые рассматривают экономику с своей страны как развивающуюся и предлагают стратегию и тактику устранения неравномерности в развитии различных регионов КНР. Они вводят понятия первичной модернизации (индустриального развития) и вторичной модернизации (построения экономики знаний). Главная мысль доклада — необходимость и реалистичность сближения китайских регионов через постепенное совмещение процессов развития научно-индустриального характера с пост-индустриальными информационными технологиями.

 

Приведем некоторые выдержки из данного доклада: «Согласно трехшаговой стратегии модернизации, разработанной Ден Сяопином, Китай достигнет уровня среднеразвитых стран и в целом осуществит первичную модернизацию к 2050 году. Для достижения этой великой цели нам необходимо знать, какой станет модернизация к 2050 году, постоянно отслеживать степень модернизации Китая и уровень ее развития, а также вовремя формулировать и оптимизировать «стратегию дальнейшего осуществления».

Информация о работе Экономическое развитие современной России