• производство некоторых
благ предполагает огромные масштабы
деятельности и капиталовложений, которые
не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая
промышленность, атомная энергетика, фундаментальная
наука, новые отрасли, которые будут выпускать
продукцию с неясными пока перспективами
спроса, и т. п.);
• некоторые блага, получившие
название общественных благ, призванные
удовлетворять коллективные потребности,
рынок не может произвести (национальная
оборона, поддержание правопорядка, дороги,
светофоры, маяки и др.), потому
что очень сложно (или вообще невозможно)
измерить полезность, которую получает
каждый член общества при потреблении
общественных благ.
Два этих фактора порождают
необходимость государственного вмешательства.
Речь идет о функции государства,
связанной с производством общественных
благ, стимулированием научно-технического
прогресса и реализацией мер
по стимулированию структурной перестройки
экономики. Частный бизнес не способен
обеспечить глобального прорыва
в технологии и преобразовании структуры
экономики (формирование и развитие
новых отраслей, изменение соотношения
между ними), поскольку эти мероприятия
означают крупные инвестиции в проекты
с длительными сроками окупаемости
и неопределенностью в отношении
их будущей прибыльности. Объемы производства
и потребления общественных благ представляют
собой вопрос государственной политики.
Решения о производстве необходимого
количества общественных благ и о
размере средств, выделяемых на их производство,
принимаются на основе голосования
в парламенте.
Макроэкономическая стабилизация.
Эта функция связана с необходимостью
обеспечения экономического роста,
полной занятости и стабильного
уровня цен в экономике. Государство
должно отслеживать динамику основных
макроэкономических показателей —
темпов экономического роста, уровня безработицы,
темпов инфляции и т. п. В случае отклонения
этих показателей за пределы безопасных
границ государство призвано принимать
определенные контрмеры, предполагающие
реализацию антициклической, антиинфляционной
политики, политики регулирования занятости
населения.
Регулирование отраслевой и
региональной структуры. Каждая страна
имеет свои исторические и национальные
особенности, что создает массу
проблем, связанных с неравномерностью
экономического развития экономики
по отраслям и регионам. Регулирование
отраслевой и региональной структуры
осуществляется в одних случаях
финансовой поддержкой отраслевых и
территориальных единиц, находящихся
в критическом состоянии, в других
— путем поощрения развития новых
отраслей и новых видов производств,
порожденных НТП.
Обеспечение конкурентоспособности
страны на мировом рынке. Цель любого
государства — создание условий,
обеспечивающих возможность вовлечения
национальной экономки в международное
разделение труда и как можно
более полного использования его
преимуществ, что дает значительную
экономию внутренних ресурсов, более
полное удовлетворение потребностей
частного сектора. Достижение этой цели
осуществляется через регулирование
внешнеэкономических связей по следующим
направлениям: регулирование экспорта
и импорте товаров; регулирование
международного движении факторов
производства (капитала, рабочей силы,
технологии); поддержание стабильного
валютного курса и его контроль,
обеспечение конвертируемости
национальной валюты в рамках валютно-финансовой
политики; участие в работе международных
экономических организаций; вовлечение
в процессы международной экономической
интеграции.
Здесь рассмотрен минимальный
перечень экономических функций
государства в современной экономике.
Зачастую государству приходится более
активно вмешиваться в экономическую
жизнь. При этом важно, чтобы государственное
вмешательство не превышало некий предел,
преодоление которого чревато ослаблением
рыночного механизма и снижением эффективности
экономической системы.