Эффектовность кредитно-денежной и фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Используя два основных инструмента макроэкономической политики, фискальную и денежно-кредитную политику, государство может влиять на уровень общих расходов, темпы экономического роста и объем производства, уровень занятости и безработицы, уровень цен и темпы инфляции в экономике.
Взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный сектор противоположны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные средства. С точки зрения монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Денежно-кредитная политика………………………………………..4
1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………4
Монетаристский подход………………………………………..........7
2. Фискальная политика………………………………………………..12
2.1Кейнсианский подход………………………………………………12
2.2Монетаристский подход……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………….21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Фискальная политика

   Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решений различных социальных задач.

   Основными рычагами фискальной политики является изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики -прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

   В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики.

   Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

2.1 Кейнсианский подход

Фискальная политика складывается из так называемых дискреционной  фискальной политики и политики автоматических стабилизаторов.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию, ускорению экономического роста.

Для анализа влияния этого  воздействия воспользуемся рис. 6. Допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.

Начнем с анализа влияния  государственных расходов на совокупный спрос. Введение в экономический анализ государственных расходов сдвигает график совокупных расходов вверх и вызывает рост валового внутреннего продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии в биссектрисе.

 

Рис.6. Воздействие государственных  расходов на объем производства и  изменение макроэкономического  равновесия

    Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВВП в результате изменения государственных расходов:

                                       mg = ДY / ДG,

где G - государственные расходы, mg - мультипликатор государственных расходов.    Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (МРС):                         mg= l / (l- MPC)=1 / MPS.

                             Таким образом, ДY = ДG mg

Теперь рассмотрим влияние  налогов на национальное производство и величину ВВП. Предположим, что  государство вводит единовременно  выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВВП (налог постоянной величины). Ведение  этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.

    При постоянных I и G график совокупных расходов (С + I + G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВВП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз (рис. 7).

 

Рис. 7. Влияние налогов  на равновесный объем ВВП                                Влияние налогов на объем ВВП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Так как располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения.

     Это уменьшение зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности сбережения (MPS). МРС показывает, насколько снижается после введения налога располагаемый доход за счет потребления, а MPS-за счет сбережения. Таким образом, ∆C = ∆T x MPC, ∆S = ∆T x MPS.

     Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликативным эффектом. Однако мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на объем ВВП.  Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС.            mt= mt x МРС.

    Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта.

В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже  существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику в различные периоды экономического цикла.

В период спада стимулирующая  фискальная политика складывается из:

1. увеличения государственных  расходов;

2. снижения налогов;

3. сочетания роста государственных  расходов со снижением налогов  (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).  Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, не обеспечивает сокращение падения производства.

     В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

1. уменьшения государственных  расходов;

2. увеличения налогов;

3. сочетания сокращения  государственных расходов с растущим  налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.

В русле проводимой фискальной политики есть вторая составляющая —  автоматическая фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими или встроенными стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически, без вмешательства государства, реагирует на изменение экономической ситуации.

К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых  поступлений в различные периоды  экономического цикла. Сумма налогов  зависит от величины налогов. Поэтому в период быстрого роста ВВП (в период подъема) налоговые поступления автоматически (при прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И, наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, то есть происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста — обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.   Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

   К встроенным стабилизаторам относятся и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

2.2 Монетаристский  подход

Монетаристы значительно  умаляют или отвергают фискальную политику как средство перераспределения  ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и  безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения.Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

     Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки. Так как расходы варьируют обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.

   На рисунке 8 более точное представление о действие эффекта вытеснения.

 

Рис. 8. Денежный рынок

 

   Финансирование государственного дефицита расширяет спрос на деньги, смещая кривую Ld вверх. При данном денежном предложении МS равновесная ставка процента возрастает. Рост процентной ставки, по мнению монетаристов, относительно велик, так как кривая относительно Ld крута.

    Кроме того, монетаристы считают, что кривая спроса на инвестиции относительно полога, то есть инвестиционные расходы очень чувствительны к изменениям процентной ставки (рис. 9).

 

Рис. 9. Спрос на инвестиции

 

Первоначальное расширение спроса на деньги вызывает относительно большой рост процентной ставки, который  ведет к значительному сокращению инвестиционного компонента совокупного спроса. В результате сильный обратный эффект сводит на нет экспансионное влияние бюджетного дефицита, и в итоге воздействие на равновесный ВВП не оказывается.

      Если дефицит покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения может быть исключен и за дефицитом последует расширение экономической деятельности. Но, отмечают монетаристы, расширение произойдет не благодаря бюджетному дефициту, а благодаря созданию дополнительных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Денежно-кредитная политика регулирует экономику путем изменения  количества находящихся в обращении  денег.                                                Кейнсианцы утверждают, что денежно-кредитная политика осуществляется через длинный передаточный механизм, в который входят касающиеся денежно-кредитной политики решения, банковские резервы, процентная ставка, инвестиции и номинальный ВВП. Слабость каждого из звеньев механизма ограничивает эффективность и надежность денежно-кредитной политики.

      Монетаристы полагают, что относительная стабильность V указывает на достаточно надежную связь между денежным предложением и номинальным ВВП. Монетаристы считают денежное предложение самым важным фактором, определяющим уровень производства в стране.

      Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, оно сопровождается «эффектом вытеснения», ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству.

       Кейнсианская позиция фискальной политики состоит в том, что государственные расходы являются составной частью совокупных расходов, и изменение в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложение, следовательно, фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом.

     А монетаристы утверждают, что воздействие фискальной политики слабо и неопределенно.Политика, проводимая в РФ, не даёт быстрого экономического роста, налоговое бремя продолжает, давит на предприятия. Правда, с 1 января 2004 г. снижены процентные ставки по НДС, убрали налог на добавленную стоимость, но от этого цены не снизились, а на продукты первой необходимости (хлеб), даже продолжают расти.

    Увеличение денег, или эмиссия не может решить проблемы. Большинство россиян живут ниже черты бедности. Увеличение зарплаты приведет только к увеличению цен, если государственная политика не будет контролировать цены на основные жизненно-важные товары, это в первую очередь на продовольственную корзину. Финансовая политика государства должна жестко контролировать цены, сообразуя его с размером реальной заработной платы. Предусмотреть вопрос снижения налогов с физического лица, поднятия размера МРОТ до уровня минимальной заработной платы. А также как в различных станах увеличить использование электронных денег, постепенно уменьшая налично-денежный оборот, стимулировать население страны в участи в экономической жизни страны, чтобы из «Чулков» деньги попали в хозяйственный оборот, путём привлечения и на биржу ценных бумаг.

Информация о работе Эффектовность кредитно-денежной и фискальной политики