Эффектовность кредитно-денежной и фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Используя два основных инструмента макроэкономической политики, фискальную и денежно-кредитную политику, государство может влиять на уровень общих расходов, темпы экономического роста и объем производства, уровень занятости и безработицы, уровень цен и темпы инфляции в экономике.
Взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный сектор противоположны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные средства. С точки зрения монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Денежно-кредитная политика………………………………………..4
1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………4
Монетаристский подход………………………………………..........7
2. Фискальная политика………………………………………………..12
2.1Кейнсианский подход………………………………………………12
2.2Монетаристский подход……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………….21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Денежно-кредитная политика………………………………………..4

1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………4

    1. Монетаристский подход………………………………………..........7

2. Фискальная политика………………………………………………..12

2.1Кейнсианский подход………………………………………………12

2.2Монетаристский подход……………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………….21

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство имеет определенные инструменты, посредством которых  оно может воздействовать на макроэкономическую политику. Таким образом, изменяя денежно-кредитную, фискальную и другие виды политики, государство может избежать эксцессов в деловых циклах и увеличить темпы роста потенциального выпуска.

Умело, используя денежно-кредитную  и фискальную политику, государство  может оказывать воздействие на объем производства, уровень безработицы и инфляции.

Используя два основных инструмента  макроэкономической политики, фискальную и денежно-кредитную политику, государство может влиять на уровень общих расходов, темпы экономического роста и объем производства, уровень занятости и безработицы, уровень цен и темпы инфляции в экономике.

Взгляды кейнсианцев и  монетаристов на частный и государственный  сектор противоположны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные средства. С точки зрения монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежно-кредитная политика

  В основе денежно-кредитной (монетарной) политике лежит теория денег, изучающая, в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.                                                         

   Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленными двумя различными подходами в теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой.                                                     

   И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВВП. Но оценивают по-разному и значение этого влияния и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

    1.1 Кейнсианская теория денег

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими  внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей такова: изменение денежного  предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВВП.

Кейнсианцы отмечают, что  цель причинно-следственных связей между  предложением денег и номинальным  ВВП достаточно велика, Центральный  банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВВП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную ловушку» (рис. 1).

R


 

 

 

 

                                                    Y

    Рис. 1. Ликвидная ловушка

Первоначально рынки товаров  и денег находятся в равновесии в точке пересечения кривых IS и LM — точке Е. Предположим, что предложение денег увеличилось. Следовательно, кривая LM сдвинулась вправо, в положение LM1. Так как кривая имеет почти горизонтальный участок, этот сдвиг не приведет к снижению процентных ставок, объем инвестиций и национального дохода останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменения предложения денег не изменит реальный ВВП.

Основным уравнением, на котором базируется кейнсианство, является уравнение совокупных расходов:

Y= C + G + I + Xn ,

где Y - номинальный объем ВВП, С - потребительские расходы, G -государственные расходы на покупку товаров и услуг, I — частные плановые инвестиции, Хn — чистый экспорт.

В кейнсианской модели равновесие на денежном рынке устанавливается  при равенстве величины спроса и  величины предложения (рис. 2).

 

Рис. 2. Кейнсианская модель равновесия на денежном рынке

      Предложение денег задано экзогенно и поэтому график предложения денег проходит вертикально. Пересечение графиков Ld и МS показывает, что равновесие на денежном рынке устанавливается при процентной ставке r0. Если же Центральный банк уменьшит предложение денег, то линия сместится влево в положение M1s. Таким образом, установится новое равновесие на денежном рынке, но теперь уже при более высоком уровне процентной ставки r1.                                                                                                        В связи свыше изложенным, кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например фискальная или бюджетная политика, так как у денежно-кредитной политики очень сложный передаточный механизм.

         Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины  реального предложения денег  (М/Р) в результате проведения  Центральным банком соответствующей политики;

2) изменение ставки процента  на денежном рынке;

3) реакция совокупных  расходов на динамику ставки  процента;

4) изменение объема выпуска  в ответ на изменение совокупного  спроса. Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Расширительная денежная политика Центрального банка ведет  к снижению ставки процента (рис. 3).

 

 

Реакция денежного рынка  зависит то характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой Ld . Если спрос на деньги чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения предложения денег станет незначительное изменение ставки процента (рис.4а). Если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис.4б).

Очевидно, что нарушения  в любом звене передаточного  механизма могут привести снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики.

    1. Монетаристский подход

Монетаристы предполагают, что изменение денежного предложения  непосредственно воздействуют на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.

    Основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика  – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

    Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВВП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВВП. Динамика ВВП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или уравнением количественной теории денег:

 M x V = P x Y,

 где М - количество денег в обращении; V - скорость денег; Р - уровень цен (индекс цен); Y — объем выпуска (в реальном выражении)1.

Произведение P-Y представляет собой совокупные доходы (выручку) продавцов, a M'V - совокупные расходы покупателей, которые также определяют номинальный ВВП.

Сторонники количественной теории денег предполагают, что скорость обращения - величина постоянная, так  как связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может  изменяться, например, в связи с  внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов. При постоянстве V уравнение обмена имеет вид:

                                       M x V = P x Y

      При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызывать пропорционального изменения номинального ВВП (PY).

   По правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

     Используется и другая форма уравнение обмена MV = PY, которая носит название кембриджское уравнение:

                                           M = kPY,

      где k = 1/V - величина, обратная скорости обращения денег. Коэффициент k несет и собственную смысловую нагрузку, показывая долю номинальных денежных остатков (М) в доходе (PY). Величины k и V связаны с движением ставки процента. Кембриджское уравнение предполагает наличие разных видов финансовых активов с разной доходностью и возможность выбора между ними при решении вопроса, в какой форме хранить доход.

Первоначально уравнение  количественной теории выглядело как  MV = РТ, где Т - количество сделок в экономике в течение определенного периода времени, а Р - цена типичной сделки. Но сложности определения величины Т привели к замене ее на реальный объем выпуска, а величины Р - на индекс цен. Поэтому в уравнении MV = PY правая часть представляет собой номинальный объем выпуска

Макроэкономическая модель денежного рынка основывается на том, что совокупный спрос на деньги — это функция уровня номинального дохода (PY), а предложение денег устанавливается независимо от других переменных (рис. 5).

 

Рис. 5. Монетаристская модель равновесия на денежном рынке

На рисунке 5 изображена зависимость  спроса на деньги Ld от уровня цен (Р). Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги.

Наклон кривой спроса на деньги зависит от уровня реального  дохода (Y). При росте дохода кривая спроса на деньги становится более эластичной по уровню цен.

      Кривая предложения денег MS изображена вертикальной линией, так как эта величина не зависит от уровня цен.

    Монетаристская денежная модель рынка учитывает именно трансакционный спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке в этой модели наступает в точке пересечения кривых спроса и предложения денег, когда цены устанавливаются на уровне Ре. Если же общий уровень цен снизится до величины Р1 то возникнет избыточное предложение денег, равное Me – M1. В таком случае деньги начинают обесцениваться, и происходит повышение цен, приближающих их к уровню Ре.

Причинно-следственная связь  между предложением денег и номинальным  объемом ВВП осуществляется не через  процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВВП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить это механизм, введя промежуточную категорию — «портфель активов», то есть совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридман отмечает, что  каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВВП.

Исходя из этого, М. Фридман  выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

ДM = ДP + ДY,

где ДМ - среднегодовой темп приращения денег, в % за длительный период; ДУ - среднегодовой темп прироста ВВП, % за длительный период; ДР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляции, вызванная государством, профсоюзами и т.д.).

Монетарное правило М. Фридмана предполагает, что эффективная  денежно-кредитная политика должна использоваться для поддержания  неизменных темпов роста предложения денег при любых экономических условиях. Монетаристы считают, что фиксированные темпы роста денежной массы, в пределах 3-5% в год, позволили бы устранить главный источник нестабильности в современной экономике — непредсказуемые изменения денежно-кредитной политики. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВВП будет падать.

В заключении можно отметить, что современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

Монетаристы глубоко исследовали  влияние изменения количества денег  на экономику страны. Они показали, что денежно-кредитная политика воздействует на ВВП не только через  норму процента и инвестиций, как  считали кейнсианцы, но и через  приобретение товаров длительного  пользования, изменения цен на акции, объемов государственных закупок. Поэтому сегодня практически  все экономисты считают денежно-кредитную  политику эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

 

 

 

Информация о работе Эффектовность кредитно-денежной и фискальной политики