Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:17, курсовая работа
Одной из коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
1. Введение...................................................................................................................................................3
2. Понятие безработицы  и причины ее образования................................................................................5
2. 1. Типы безработицы и  ее показатели..................................................................................................11
3. Социально - экономические  последствия безработицы.....................................................................15
3. 1. Методы борьбы с  безработицей.......................................................................................................17
4. Безработица в России  и ее причины....................................................................................................20
4.1. Особенности безработицы  в России и ее регулирование...............................................................25
5. Заключение.............................................................................................................................................27
6. Библиографический список................................
Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 - 1992 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица - это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
5. Заключение
Есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.
 Арсенал 
средств собственно политики 
занятости достаточно широк и 
уже давно апробирован мировой 
практикой. Это различные способы 
субсидирования оплаты труда, механизм 
квотирования рабочих мест, организация 
оперативного переобучения 
 Активное 
использование этих механизмов 
в развитых странах, особенно 
общественных работ и других 
гибких форм занятости, обеспечивает 
высокую мобильность 
Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной политики.
В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономике ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.
 Сегодня 
ощущается настоятельная 
 Поэтому 
целесообразно принять 
 Кроме того, 
назрела необходимость 
6. Библиографический список.
7. Приложение 1
Таблица 1
Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам
| Год | Экономически Активные | Занятые | Безработные | Уровень Безработицы, % | 
| 2012 | 75 676 000 | 71 545 000 | 4 131 000 | 5,46 | 
| 2011 | 75 779 000 | 70 857 000 | 4 922 000 | 6,5 | 
| 2010 | 75 478 000 | 69 934 000 | 5 544 000 | 7,35 | 
| 2009 | 75 694 000 | 69 410 000 | 6 284 000 | 8,3 | 
| 2008 | 75 700 000 | 71 003 000 | 4 697 000 | 6,2 | 
| 2007 | 75 289 000 | 70 770 000 | 4 519 000 | 6 | 
| 2006 | 74 419 000 | 69 169 000 | 5 250 000 | 7,05 | 
| 2005 | 73 581 000 | 68 339 000 | 5 242 000 | 7,12 | 
| 2004 | 72 985 000 | 67 319 000 | 5 666 000 | 7,76 | 
| 2003 | 72 273 000 | 66 339 000 | 5 934 000 | 8,21 | 
| 2002 | 72 357 000 | 66 659 000 | 5 698 000 | 7,88 | 
| 2001 | 71 547 000 | 65 123 000 | 6 424 000 | 8,98 | 
| 2000 | 72 770 000 | 65 070 000 | 7 700 000 | 10,58 | 
| Январь 2014 г. | 2013 г. | Январь 2014 г. (+;-) к | ||||
| Январь | 4 квартал | в среднем за год | Январю 2013 г. | Декабрю 2013 г. | ||
| Тыс. чел | ||||||
| Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 74627 | 75208 | 75423 | 75529 | -581 | -471 | 
| Занятые | 70447 | 70730 | 71274 | 71391 | -283 | -461 | 
| Безработные | 4180 | 4477 | 4148 | 4137 | -297 | -10 | 
| В процентах | ||||||
| Уровень экономической активности (экономически активное население в возрасте 15-72 лет) | 68,1 | 68,2 | 68,4 | 68,5 | -0,1 | 0 | 
| Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 64,3 | 64,2 | 64,7 | 64,8 | 0,1 | 0 | 
| Уровень безработицы (безработицы к численности экономически активного населения) | 5,6 | 6 | 5,5 | 5,5 | -0,4 | 0 | 
Экономическая активность населения 
(без корректировки сезонных колебаний)
Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах
| Всего | Мужчины | Женщины | Городское население | Сельское население | |
| 2013 г. | |||||
| Январь | 6 | 6,4 | 5,5 | 4,8 | 9,7 | 
| Февраль | 5,8 | 6,1 | 5,4 | 4,7 | 9 | 
| Март | 5,7 | 5,9 | 5,4 | 4,8 | 8,4 | 
| Апрель | 5,6 | 5,8 | 5,2 | 4,4 | 9,3 | 
| Май | 5,2 | 5,5 | 4,8 | 4,5 | 7,4 | 
| Июнь | 5,4 | 5,8 | 5,1 | 4,6 | 8 | 
| Июль | 5,3 | 5,8 | 4,8 | 4,6 | 7,5 | 
| Август | 5,2 | 5,7 | 4,7 | 4,3 | 8,1 | 
| Сентябрь | 5,3 | 5,6 | 4,9 | 4,5 | 7,7 | 
| Октябрь | 5,5 | 5,5 | 5,4 | 4,6 | 8,3 | 
| Ноябрь | 5,4 | 5,6 | 5,3 | 4,7 | 7,9 | 
| Декабрь | 5,6 | 5,7 | 5,4 | 4,7 | 8,3 | 
| 2014 г. | |||||
| Январь | 5,6 | 6,1 | 5,1 | 4,5 | 9,1 |