Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач: 
	раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
	проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
	раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
	провести исследования основных возможностей обеспечения занятости  населения в нашей стране.
Введение											3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и 
безработица										5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости				5
1.4. Причины безработицы, ее виды и измерение				15
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке 
труда 											22
2.1 Анализ рынка труда  основных городов и в целом по России		22
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках											25
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ			27
Заключение										34
Литература											36
Приложение
| Экономически активное население | В том числе | |||||||
| млн. чел. | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | занятые | безработные | безработные, зарегистрированные в службах занятости | ||||
| млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн. человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | |||
| 2002г. | ||||||||
| январь | 72,6 | 99,7 | 65,3 | 98,6 | 7,3 | 109,8 | 2,5 | 104,0 | 
| февраль | 72,6 | 99,6 | 65,1 | 98,3 | 7,5 | 111,6 | 2,6 | 99,5 | 
| март | 72,7 | 99,7 | 65,1 | 98,3 | 7,6 | 113,2 | 2,5 | 95,3 | 
| апрель | 72,7 | 99,6 | 64,9 | 98,2 | 7,8 | 112,1 | 2,5 | 91,1 | 
| май | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 113,0 | 2,4 | 89,5 | 
| июнь | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 112,5 | 2,3 | 88,3 | 
| июль | 72,7 | 99,5 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 111,8 | 2,2 | 86,7 | 
| 2003г. | ||||||||
| январь | 72,7 | 100,1 | 64,5 | 98,8 | 8,2 | 112,5 | 2,0 | 78,3 | 
| февраль | 72,6 | 100,0 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 110,8 | 2,0 | 77,7 | 
| март | 72,6 | 99,9 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 109,2 | 2,0 | 76,9 | 
| апрель | 72,7 | 100,0 | 64,3 | 99,1 | 8,4 | 108,0 | 1,9 | 76,8 | 
| май | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,9 | 77,4 | 
| июнь | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,8 | 77,9 | 
| июль | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,8 | 1,8 | 79,8 | 
К началу 2004 года численность 
безработных в России на 8,3% превышала 
их количество годом раньше. Между 
тем численность 
 
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках.
Одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.11
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.12
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального распределения свободных рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район (см. Приложение 1). Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области - в Ханты-Мансийском и Ямала - Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерациии. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким 
образом, можно констатировать несоответствие 
между потребностью  населения 
в трудоустройстве и 
 
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность 
высвобождения и 
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
 Речь 
идет об увеличении скрытой 
безработицы, о росте доли лиц,
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения 
разработана Государственная 
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство 
предусматривает обязанность 
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется, 
что Правительственная 
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных 
условиях исходным постулатом стратегии 
занятости  в российском обществе 
должен стать принцип достижения 
и поддержания эффективной 
Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.