Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенно-сти инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
• Определить понятие инфляции и охарактеризовать ее виды;
• Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
• Проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
• Дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОЯВЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Проявление инфляции 5
1.2 Причины инфляции 7
1.3 Виды и типы инфляции…………………………………………….................2
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКЕ БЕ-ЛАРУСЬ..................................................................................................................13
ГЛАВА 3.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ..26
3.1 Сущность антиинфляционной политики........................................................26
3.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь........................……...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………......36

Файлы: 1 файл

Оригинал!!!.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.1. Меры государственного антиинфляционного регулирования.

 

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним среди прочих следует отнести:

  • контроль за денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
  • пресечение обращения денежных суррогатов;
  • проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа. Конфискационные денежные реформы проводились с одновременной или предварительной либерализацией цен во многих странах, например, в СССР после Второй мировой войны.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Меры, направленные против инфляции спроса:

    • уменьшение госрасходов;
    • увеличение налогов;
    • сокращение дефицита госбюджета;
    • переход к жесткой кредитно-денежной политике;
    • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним, в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике. Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса – основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история даёт нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше – все определяется конкретными условиями и возможностями.

К преимуществам шоковых мер политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. У экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства, и их инфляционные ожидания снижаются. Подтверждение этому –  пример Германии 1992 г., Польши 1990 г., и т.д. К недостаткам относится достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики (политики градуирования) относится в первую очередь сохранение социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания. Постепенное снижение темпа денежной массы воспринимается как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказаться от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, пораждающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции (рис. 3.2). [150-151]

 

 

Рисунок 3.2 - Месячные темпы прироста потребительских цен при переходе от централизованно  управляемой к рыночной экономике в условиях шоковой терапии (слева) и градуирования (справа).

 

При инфляционном, избыточном спросе предусматривается активная бюджетная  политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Денежно-кредитное регулирование косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  • Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  • Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РБ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • Валютная политика. Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен.
  • Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. В этом случае правительство использует административные методы контроля за уровнем цен и ростом заработной платы. Сторонники политики цен и доходов утверждают, что такой контроль не позволяет реализовать инфляционные ожидания населения и, таким образом, уничтожают инфляционную инерцию. Кроме того, производители не могут повышать цены, а профсоюзы не могут требовать повышения заработной платы. Однако логично предположить, что без дополнения политики цен и доходов мерами по сдерживанию роста денежной массы инфляция приобретает характер скрытого процесса и будет стимулировать рост теневого сектора национальной экономики.

Существует мнение, которое поддерживает такой известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

 Меры, направленные против инфляции издержек:

· сдерживание роста факторных доходов и цен;

· борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

· стимулирование производства в рамках «экономики предприятия».

Политика сдерживания цен и доходов дает видимые результаты в достаточно короткие сроки, но цена такой дефляции высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания. Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство – предприниматели – профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако есть много примеров, когда ни первые, ни вторые меры не дали ощутимого эффекта.

К основным элементам политики экономики предложения относится:

  • снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Это создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;
  • развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;
  • усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;
  • денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название «концепция предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска. Тогда краткосрочная кривая AS естественным образом сместится вправо без движения вверх.  [151]

 

3.2 Антиинфляционная политика  в Республике Беларусь

В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. В нашей стране  можно выделить следующие направления антиинфляционной политики:

1. Выдавать кредиты только  после возврата старых. Однако  это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. [6, c.8]

2. Восстановление доверия  к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности  банковского сектора путем снижения  затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Национальному банку  очень важно удерживать намеченную  траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]

Информация о работе Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь