Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенно-сти инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
• Определить понятие инфляции и охарактеризовать ее виды;
• Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
• Проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
• Дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОЯВЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Проявление инфляции 5
1.2 Причины инфляции 7
1.3 Виды и типы инфляции…………………………………………….................2
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКЕ БЕ-ЛАРУСЬ..................................................................................................................13
ГЛАВА 3.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ..26
3.1 Сущность антиинфляционной политики........................................................26
3.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь........................……...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………......36

Файлы: 1 файл

Оригинал!!!.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

Четвертый период (2000 – 2003 гг.)

 С 2000 г. инфляции спроса и  издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться “инфляцией издержек” (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства – уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1% в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики.

 В 2000 г. произошел переход к  более взвешенной, умеренно жестокой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. В этот период имело место снижение темпов инфляции до 207,5% за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,1%, в 2002 г. – 134,8%, в 2003 г. – 125,4% (табл. 2.1). Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублёвым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетаризации ВВП  по рублёвой денежной массе снизился в 2000 г. до 5% . Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7%. В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США.  [Нац. экономика Беларуси]

Пятый период (2004-2008 гг.)

Данный этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный период. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции. Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика.

В декабре 2006 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,5%, что на 1 процентный пункт ниже значения предыдущего месяца и на 0,9 п.п. – декабря 2005 года. Всего за 2006 год инфляция на потребительском рынке составила 6,6%.

В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13,3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (табл. 2.2). Однако среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд.

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Индекс потребительских цен

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

Индекс цен производителей промышленной продукции

118,8

110,0

109,0

116,8

116,4

111,1

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию

122

111

109

130

121,8

100,6

Индекс тарифов на грузовые перевозки

108,8

106,4

112,3

108,8

130,9

118,2


 

Таблица 2.2. Индекс потребительских цен в Беларуси

 

Это связано со следующими факторами:

1. Рост цен на поставляемые  энергоносители;

2. Рост цен импорта;

3. Высокий темп роста доходов населения, опережающий рост производительности труда;

4. Государственное регулирование  цен.

Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США (рис 2.3).

 

 

Рис. 2.3 Тренд белорусского рубля

 

В тренде белорусского рубля можно выделить следующие волны его движения к американскому доллару:

1. 2 января 2009г - 20% девальвация белорусского  рубля

2. январь – ноябрь 2009г. – коррекция (временное укрепление белорусского рубля к американскому доллару)

3. с конца ноября 2009г. – новая волна импульса падения белорусского рубля к американскому доллару.

После обвала национальной валюты был зафиксирован и резкий скачок цен, когда по целому ряду товаров рост цен существенно превысил уровень девальвации (рост цен на чай – до 29%, на рыбу – до 44%, на фрукты и овощи – до 59,6%, крупы – до 27%)

Шестой период (2009-2010 гг.)

С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ. Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.

Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка  (табл. 2.4)позволила сдержать инфляционные тенденции.

 

Ставка рефинансирования

Дата начала действия*

базовой ставки рефинансирования (учетной ставки), % годовых

2010

15.09.2010

10.5**

18.08.2010

11

14.07.2010

11,5

12.05.2010

12

19.04.2010

12,5

17.02.2010

13

2009

01.12.2009

13,5

08.01.2009

14

2008

17.12.2008

12

12.11.2008

11

15.10.2008

10,75

13.08.2008

10,5

01.07.2008

10,25




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 Ставка рефинансирования

 

Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. составил 101,1%, с декабрём 2009 г. – 107,9%. Индекс цен производителей промышленной продукции в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрём 2010 г. составил 101,2%, в том числе на инвестиционные товары – 100,8%, потребительские товары – 101,8% (табл. 2.5).

 

 

Октябрь 2010 г. к

Январь-октябрь 2010 г. к январю-октябрю 2009 г.

 

сентябрю

2010 г.

декабрю

2009 г.

октябрю

2009 г.

Индекс потребительских цен

101,1

107,9

109,7

107,3

Индекс цен производителей промышленной продукции

101,2

116,7

118,4

112,5

Индекс цен на строительно-монтажные работы

101,7

113,9

114,9

109,9

Индекс тарифов на грузовые перевозки

100,5

129,4

134,4

140,6

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

100,0

101,8

100,9

99,6


 

Таблица 2.5 Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2010 г.

 

Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить доверие к национальной  валюте, как внутри страны, так  и за ее пределами путем  неограниченной, а затем полной  конвертации.

2. Стабилизировать белорусский  рубль посредством:

· полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

· снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.

· проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодательно запретить использования  кредитно-денежной эмиссии для  финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить политику «дорогих  денег» путем активизации рынка  ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

5. Либерализировать денежно-кредитный  и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу

6. Применять процедуры санации  и банкротств предприятий для  оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

9. Разработать систему мер, гарантирующих  внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов)

Таким образом, в период 2004-2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей, ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

За последние годы Беларусь (среди стран бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым  фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА З

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

3.1 Сущность антиинфляционной  политики

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше – адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией (табл. 3.1).Основой данных мер является ликвидация существующих диспропорций и долгосрочного неравновесия денежного рынка.

 

В сфере экономики

В сфере финансов

В денежно-кредитной сфере

В сфере ценообразования

В рамках «политики доходов»

В валютной сфере

Структурная политика. Ограничение деятельности монополий.

Снижение государственных расходов. Увеличение ставок налогообложения. Сокращение дефицита госбюджета и госдолга

Ограничение или прекращение эмиссии денег. Снижение скорсти оборота денег. Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Регулирование монопольного ценообразования. Установление пределов роста цен. Контроль над ценами в государственном секторе экономики.

Контроль за ростом цен для ограничения доходов. Установление нормативных пределов роста заработной платы. Политика зарплаты в госсекторе. «Замораживание» заработной платы и

цен.

Ревальвация

национальной валюты.

Ограничение

притока

краткосрочного иностранного

капитала.

Информация о работе Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь