Анализ и учет финансового состояния на примере ЗАО "Степное" Половинского района Курганской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:49, дипломная работа

Описание работы

В данной работе используются такие методы исследования, как монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительный и табличный. Для раскрытия финансового состояния использованы такие источники информации, как годовая финансовая отчетность за 2007-2009 гг., методическая и научная литература.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА 18
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 24
3.1 Общая оценка финансового состояния организации 24
3.2 Анализ финансовой устойчивости организации 30
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности организации 35
3.4 Анализ состояния расчетной дисциплины 39
4УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 42
4.1 Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности 42
4.2 Учет финансовых результатов по прочим расходам и доходам 47
4.3 Учет прибыли и убытков 50
5 РЕЗЕРВЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 54
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Файлы: 1 файл

Диплом по финансовому состоянию.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

Внутренний анализ проводиться службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

 


 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Направления анализа хозяйственной деятельности

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:

  • множественность субъектов анализа,  пользователей информацией о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
  • ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Как известно, предприятие - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и неосновные (таблица 1).

 

Таблица 1 - Основные партнерские группы

Партнерская

группа

Вклад партнерской группы

Требования 

компенсации

Объект финансового анализа

Собственники

Собственный капитал

Дивиденды

Финансовые результаты и финансовая устойчивость

Инвесторы, заимодавцы

Заемный капитал

Проценты на вложенный капитал

Кредитоспособность

Руководители (администрация)

Знание дела и умение руководить

Оплата труда и доля прибыли сверх

оклада

Все стороны деятельности предприятия

Рабочие

Приведение в действие средств и предметов труда

Заработная плата, премии, социальные условия

Финансовые результаты предприятия

Поставщики средств и предметов труда

Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции

Договорная цена

Платежеспособность

Покупатели 

(клиенты)

Реализация продукции

Договорная цена

Финансовые результаты предприятия

Налоговые органы

Услуга общества

Своевременная и полная оплата налогов

Финансовые результаты предприятия


 

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, т.к. от этого находиться в прямой зависимости их благополучие.

К неосновным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей;
  • трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов [13]. Он является разновидностью горизонтального анализа, ориентированного на перспективу [14].
  • анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный анализ (пространственный), который делится на:

внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

факторный - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель [13]. Факторный анализ может быть прямым, т.е. показатель изучается и раскладывается на составные части, и обратным (синтез) - отдельные элементы (составные части) соединяются в общий изучаемый (результативный) показатель [14].

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат: бухгалтерский баланс (форма №1); отчет о прибылях и убытках (форма №2); пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; отчет о движении капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); пояснительная записка [13].

В перечисленных формах отчетности приводятся:

1) показатели на начало или конец анализируемого периода, по которым рассчитываются:

  • «моментные» показатели на определенную дату, позволяющие оценить значения конкретных показателей финансового состояния на эту дату;
  • темповые показатели роста, позволяющие оценить изменения показателей финансового состояния в динамике. Темповые показатели могут быть определены: а) как отношение значений показателей на конец анализируемого периода на значение соответствующего показателя на начало периода; б) как отношение среднего значения показателя отчетного периода к среднему значению соответствующего показателя предыдущего периода;

2) показатели итогового характера, отражающие результат деятельности предприятия за анализируемый период времени (выручка, себестоимость, прибыль и т.п.).

Объективную оценку финансового состояния предприятия позволяет дать только одновременное изучение моментных, темповых и итоговых показателей [14].

Анализ финансового состояния предприятия на этапе анализа финансовых отчетов начинаться с «чтения» бухгалтерского баланса, при этом выявляются важнейшие характеристики: общая стоимость имущества предприятия; стоимость иммобилизованных и мобильных средств; величина собственных и заемных средств предприятия и др.

Проведение горизонтального анализа позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период и определить их изменение за этот период.

Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период (месяц, квартал, год).

Сопоставляя отдельные виды активов с соответствующими видами пассивов, определяют ликвидность баланса предприятия. Таким образом, анализ финансовой отчетности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о его финансовой устойчивости характере использования финансовых ресурсов [13].

Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы. Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Аналитическая работа может проводиться в 2 этапа: 1) предварительная оценка или экспресс-анализ финансового состояния; 2) детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового положения и динамики развития предприятия. Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности позволяет сделать выводы об основных источниках полученной предприятием за отчетный период прибыли - основных источников денежных средств или чистых оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. Это достигается посредством использования приема сопоставления анализируемых данных во времени.

Здесь можно выделить целую подгруппу приемов:

  • составление сравнительных таблиц за два последних года с выявлением абсолютного и относительного (в процентах) отклонения по основным показателям отчетности;
  • исчисление относительных отклонений показателей в процентах по отношению к балансовому году за несколько лет;
  • исчисление показателей за ряд лет в процентах, к какому - либо итоговому показателю.

Широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет которых на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты, называемые финансово-оперативными показателями, представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, представляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения.

Цель детализированного анализа - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс - анализа.

В общем виде программа проведения углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом:

  1. Построение аналитического баланса-нетто.
  2. Оценка и анализ экономического потенциала.
  3. Оценка имущественного положения и структуры капитала.
  4. Анализ финансового положения.

3 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности:

  1. Анализ оборачиваемости имущества и капитала.
  2. Анализ рентабельности деятельности организации.

4 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия [9].

Практика выработала определенную систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятие. Ее можно представить в виде шести групп показателей: ликвидности, платежеспособности, рыночной (финансовой) устойчивости, рентабельности, деловой активности, эффективности управления. Каждая из них содержит ряд показателей. Показатели всех шести групп можно разделить на 2 вида. Первый вид включает показатели, для которых определены нормативные значения. К ним относятся показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. По этим показателям оптимальным вариантом считается их соответствие нормативам. Снижение значения показателей ниже нормативов, их повышение, а также изменение в любом направлении оценивается отрицательно. Во второй вид входят показатели, для которых не устанавливаются нормативные значения - это показатели рентабельности, структуры имущества, источников формирования имущества и другие. Обычно эти показатели сопоставляются с показателями аналогичных предприятий, данными предыдущих периодов и плановыми данными [18].

 

Оценка рентабельности предприятия

Рентабельность –  один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется прежде всего в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.

Существенно влияют на анализ финансового состояния предприятия и формулирование выводов следующие особенности показателей рентабельности:

Исторический аспект. Показатели рентабельности отражают результативность работы предприятия за отчетный период. Как уже отмечалось, в хозяйственной деятельности предприятия могут происходить изменения, требующие крупных инвестиций и затрат (см. Раздел 3.3.5). Но планируемый долгосрочный эффект показатели рентабельности не отражают. Поэтому снижение уровня рентабельности в рассматриваемом периоде не всегда следует расценивать как негативную тенденцию.

Расчет показателей: числитель и знаменатель показателя выражены в денежной форме, но в разной покупательной способности и ликвидности. Числитель показателя – прибыль. Она динамична, в ней отражается уровень цен, количество произведенной продукции, результаты деятельности за истекший период. Знаменателем показателя в некоторых формулах может быть или собственный капитал (Ис), или внеоборотные активы (F). Хотя они имеют стоимостную оценку, но это учетная стоимость (зафиксированная в учетной документации), которая может существенно отличаться от текущей (рыночной) оценки.

Сфера деятельности предприятия. Основной критерий – риск в бизнесе. Производство может сопровождаться получением высокой прибыли, но ценой большего риска и неустойчивости на рынке.

Основные показатели рентабельности можно объединить в  следующие группы:

    • показатели доходности продукции, рассчитываются на основе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затраты на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).
    • показатели доходности имущества предприятия, формируется на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).
    • показатели доходности используемого капитала, рассчитывается на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала).

Информация о работе Анализ и учет финансового состояния на примере ЗАО "Степное" Половинского района Курганской области