Анализ и оценка эффективности систем качества предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эффективности систем качества на производстве, а именно раскрытие понятия системы качества, как она функционирует на предприятии. Для этого необходимо изучить всю систему обеспечения качества и связанную с этим документацию, а также способы контроля выполнения низовыми подразделениями своих функций; оценить затраты на качество, рассмотреть методы оценки качества в целом и конкретно по предприятию, выделить роль сертификации и стандартизации в управлении качеством.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты создания систем качества на предприятии
Качество как экономическая категория и объект управления
Стандарты ИСО серии 9000 – организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
Система качества продукции на предприятии
Обеспечение качества процессов и продукции в рамках системы управления качеством
Внутренний аудит и системы качества на предприятии
Организация внутреннего аудита системы качества
Методы оценки качества
Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
3. Создание системы качества на предприятии «Славянская мебельная компания»
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Существующая на предприятии система качества
3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
Заключение

Файлы: 1 файл

0483635_E9F6D_analiz_i_ocenka_effektivnosti_sistem_kachestva_predpriyatiya.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

ТЕМА:

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  СИСТЕМ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

    1. Теоретические аспекты создания систем качества на предприятии
  1. Качество как экономическая категория и объект управления

  • Стандарты ИСО серии 9000 – организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
  • Система качества продукции на предприятии
  • Обеспечение качества процессов и продукции в рамках системы управления качеством
      1. Внутренний аудит и системы качества на предприятии
    1. Организация внутреннего аудита системы качества

  • Методы оценки качества
  • Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
  • 3.  Создание системы качества на предприятии «Славянская мебельная компания»

                             3.1 Краткая характеристика предприятия

                             3.2 Существующая на предприятии  система качества

    3.3 Разработка предложений  по повышению качества продукции  предприятия

    Заключение

    Приложение

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Проблема качества является важным фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.    Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8400) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемы потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х гг и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

    Целью данной работы является анализ эффективности систем качества на производстве, а именно раскрытие понятия системы качества, как она функционирует на предприятии. Для этого необходимо изучить всю систему обеспечения качества и связанную с этим документацию, а также способы контроля выполнения низовыми подразделениями своих функций; оценить затраты на качество, рассмотреть методы оценки качества в целом и конкретно по предприятию, выделить роль сертификации и стандартизации в управлении качеством.

     

    1. Теоретические аспекты создания систем качества на предприятии

      1. Качество как экономическая категория и объект управления

     

    Под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструктивных, эстетических, социальных, экономических, психологических), позволяющих ей удовлетворять  определенные потребности в соответствии с функциональным назначением. Качество продукции всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя, затратами на его создание (поэтому экономически должно быть оптимально).

    Качество формируется  на всех стадиях жизненного цикла  продукции (исследования, разработки, проектирования, производства), реализуется и оценивается в потреблении (эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает благотворное воздействие на многие стороны деятельности самого производителя.

    Ответственность за качество несет изготовитель продукции, либо его представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а его проверка осуществляется независимыми лицами. Наиболее эффективно с этим справляется институт представителей заказчика.

    Качество товаров характеризуется  рядом параметров, среди которых:

    • функциональность (способность выполнять базовую и дополнительную функции) - характеризует полезность продукции и области ее применения (для техники это, например, производительность, для продуктов питания –  вкус и т.д.);
    • надежность (безотказность, сохраняемость, отсутствие дефектов, защищенность от моральных рисков). Безотказность (способность функционировать в течение заданного времени без сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении) является главным признаком надежности. Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования допускает их падение на 2 – 5% ежегодно;
    • долговечность (полезный срок службы) – свойство быть работоспособным до наступления предельного срока службы или хранения при установленной системе технического обслуживания и ремонта;
    • технологичность – показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает требования современного производства; технологичность предполагает минимизацию продолжительности работ на всех стадиях производственного цикла, простоту, унифицированность (насыщенность взаимозаменяемыми элементами, блочность), прогрессивность конструкции, возможность механизированной обработки, ремонтопригодность;
    • эргономичность – отражает соответствие объекта требованиям к удобству его использования. Эргономические показатели могут быть:
      • гигиеническими (нормы и рекомендации в отношении освещенности, температуры, давления, напряженности магнитных и электрических полей, запыленности, шума, вибрации, ускорения);
      • антропометрическими (отражают соответствие объекта размерам и форме человеческого тела, нагрузке на организм);
      • физиологическими и психофизиологическими (характеризуют воздействие на органы чувств человека размеров, формы, контрастности, яркости, пространственного положения, силовых и скоростных нагрузок, создаваемых объектом);
      • психологическими (необходимый объем, скорость восприятия и переработки информации, связанной с функционированием объекта).
    • эстетичность – характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека. В основе эстетичности лежат рациональность, функциональность, строгость, соответствие формы назначению (главное требование), выразительность, цветность, совершенство исполнения, товарный вид. Менее эстетичное изделие утомляет, отвлекает внимание, следовательно, снижает эффективность труда;
    • транспортабельность (легкость, компактность);
    • патентно-правовые показатели (защищенность патентами, лицензиями, авторскими правами);
    • экологичность – характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.);
    • безопасность (прочность конструкции);
    • ценовые показатели;
    • эксплуатационные свойства (грузоподъемность, скорость);
    • технический уровень (соответствие стандартам или эталонным объектам);
    • экономичность (оптимальное соотношение качества и затрат);
    • сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);
    • репутация, имидж, сертифицированность, патентная чистота, правовая защищенность, позволяющие беспрепятственно реализовывать товар на любых рынках;
    • соответствие заявленному уровню стандартов.

    В наборе стандартов (стандарт – норма, мерило, образец) с различной степенью детализации отражаются требования к продукции по безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, рекомендации по потребительским свойствам. Они формулируются как абсолютные, относительные или предельные величины, должны быть взаимосвязанными и включать оптимальное число разновидностей.

    Таким образом, качество имеет множество  составляющих – техническую, экономическую, социальную, правовую, экологическую  и др.

    Услугам качество придают, кроме того:

    • известность и надежность фирмы;
    • ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей клиента (готовность ответить на нестандартные запросы);
    • доступность, способность в любой момент обслужить клиента, отзывчивость персонала, его внешний вид, отделка помещений;
    • обеспечение потребителей любой необходимой информацией.

    Качество управления определяется его культурой, профессионализмом  работников, развитостью информационных технологий, морально-психологическим  климатом.

    Высокое качество продукции  и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание.

    Но оно требует немалых  расходов, к которым относятся:

    • предупредительные затраты, связанные с обеспечением бездефектного производства (на планирование, проектирование, обучение работников и проч.);
    • информационные издержки (на надзор, испытания в условиях эксплуатации, лабораторный, операционный и приемочный контроль);
    • затраты на устранение дефектов, выявленных на предприятии (отбраковка, ремонт) и у потребителей (возврат, переделка).

    Вместе с потерями от низкого  уровня качества они составляют цену последнего, которая складывается из цены соответствия и цены несоответствия.

    Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества:

    • по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование, совершенствование технических средств, обучение персонала передовым методам работы);
    • по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий, входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий).

    Цену несоответствия формируют  затраты, связанные с неудовлетворительным качеством:

    • издержки в производстве (на исправление брака, переделку);
    • расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену и проч.).

    За счет понижения качества часть  этих издержек можно сэкономить и  увеличить тем самым долю прибыли  в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит, проверку испытательного оборудования, обучение, контроль).

    Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно:

    • осуществлять рационализацию их отдельных статей;
    • оптимизировать структуру (например, увеличение расходов на предупредительные мероприятия ведет к их снижению на устранение дефектов);
    • обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции (с учетом приоритетности последнего и соблюдения требований, предъявляемых законодательством, потребителями, техническими условиями).

    Решение проблемы качества требует управления им в широком смысле слова – деятельности, осуществляемой в целях определения, поддержания и повышения его необходимого уровня при создании, эксплуатации, потреблении продукции на допроизводственной, производственной и постпроизводственной стадиях ее жизненного цикла.

    Иными словами, управление качеством нацелено как на его  обеспечение, так и на улучшение.

    Это предполагает ориентированность  работы фирмы в целом и каждого  сотрудника на поставщиков и потребителей. Элементами управления качеством являются:

    1. Планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества, регламентирующих конкретные меры по его обеспечению)
    2. Текущее управление качеством для достижения установленных требований к нему (контроль, испытания, выявление отклонений, принятие оперативных мер воздействия, проведение организационных и технических мероприятий, стимулирование)
    3. Обеспечение качества – создание системы внутренних                 (у производителя) и внешних (у потребителя) его гарантий
    4. Улучшение качества
    5. Борьба с нарушениями качества.

    Конкретными целями управления качеством  являются:

    - максимальное удовлетворение  запросов потребителя и защита  его от дефектной продукции;

    - сохранение и повышение  репутации фирмы;

    - предупреждение брака и снижение непроизводительных затрат;

    - достижение высокого  технического уровня продукции;

    - создание условий  для освоения новых видов изделий  на новых принципах.

    Современными принципами управления качеством считаются:

    1. системный подход, предполагающий, что эта проблема решается не только в техническом, но и в организационном, социальном, психологическом аспектах на всех стадиях жизненного цикла фирмы и ее продукта всеми подразделениями и работниками;
    2. превращение управления качеством в ключевой элемент политики стратегии компании и формирование обязательных требований к нему на высшем уровне руководства фирмой;
    3. постоянное (с учетом повышения качества) совершенствование технологий производства, перестройка организационных структур, в том числе создание специальных служб, отвечающих за него;
    4. ориентация на потребителей, тесное взаимодействие с ними и поставщиками;
    5. обеспечение высокого качества продукции при снижении затрат;
    6. вовлечение всего персонала в работу по повышению качества, его непрерывное обучение (в западных фирмах до 7 недель в год с отрывом от производства и обязательной аттестацией);
    7. акцент на качестве не только результата, но и деятельности; не на контроле, а на устранении причин неудовлетворительного положения дел в этой области.

    Управление качеством в своем развитии прошло несколько этапов и вначале сводилось к контролю. На первом (ремесленном) этапе его осуществлял, прежде всего, хозяин мастерской. На втором этапе (вторая половина XIX – начало XX вв.) контроль качества возлагается на мастеров. В его рамках в 1870-х гг. на заводах Кольта родилась идея стандартного качества. Изделия собирались не из пригнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранной партии.

    Но главное в достижении качества – не контроль, а бездефектная работа, поэтому на третьем (цеховом) этапе (1920 гг.) на смену контролю приходит управление качеством, причем не только результата, но и технологического процесса. Оно осуществлялось путем выявления причин нарушений и разработки и реализации мер по их предотвращению.

    Первым управление качества применил Ф.Тейлор, который установил требования к нему в виде полей, допусков и проч., а также ввел должности инспекторов (контролеров), штрафы и увольнения за дефекты и брак.

    Информация о работе Анализ и оценка эффективности систем качества предприятия