Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть доходы государственного бюджета.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоритические основы формирование государственного бюджета;
- рассмотреть основные виды доходов;
- рассмотреть распределение доходов по уровням бюджета;
- проанализировать доходы государственного бюджета за 2009 - 2011 гг.;
- рассмотреть предложения по развитию распределения доходов между бюджетами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….5
1 Теоритические основы формирование государственного бюджета……......7
1.1Основные виды доходов…………………………………………………......7
1.2 Распределение доходов по уровням бюджета…………...………………..11
2 Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года………………………………………………….………...…..16
2.1 Анализ доходов государственного бюджета за 2009 год…………….......16
2.2 Анализ доходов государственного бюджета за 2010 год…………….......21
2.3 Анализ доходов государственного бюджета за 2011 год…………….......26
3 Предложения по развитию распределения доходов между бюджетами…..32
Заключение……………………..…………………………………………….…..35
Список использованных источников……………………...............…………....37

Файлы: 1 файл

ДГБ.docx

— 265.08 Кб (Скачать файл)

- налог на прибыль –1 519 млрд. руб. (34%), что на 450 млрд. руб.больше, чем в предыдущем году; 

- налог на доход физических лиц – 1 790 млрд. руб. (40%), что на 125 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- налогна добычу полезных  ископаемых – 30 млрд. руб. (1%),что на

5 млрд. руб.больше, чем в  предыдущем году;

- имущественные налоги – 628 млрд. руб. (14%), что на 59 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- акцизы – 327 млрд. руб.(7%);

- остальные налоги –  195 млрд. руб.(4%),

Рисунок 2.10 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2010 г.

 

 

2.3 Анализ доходов государственного бюджета за 2011 год

 

В консолидированный бюджет РФ в 2011г. поступило 9 720 млрд. руб., что на 26,3% больше, чем в предыдущем году. Как видно из рисунка 2.11, доходы федерального бюджета составили 4 481 млрд. руб. (46%), что на 1274 млрд. руб. (4%) больше чем в предыдущем году. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 5 239 млрд. руб. (54%), что на 750 млрд. руб., больше чем в предыдущем.

Рисунок 2.11 – Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

Формирование всех доходов в 2011 г. на 83% обеспечено за счет поступления, рисунок 2.12:

- налога на прибыль – 2 270 млрд. руб. (23%), что на 496 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- налог на добычу полезных ископаемых –2 049 млрд. руб. (21%),  что на 637 млрд. руб. (3%) больше чем в предыдущем году;

- налог на доходы физических лиц – 1 995 млрд. руб.(21%), что на 205 млрд. руб.(2%) больше чем в предыдущем году;

- налог на добавленную стоимость – 1 753 млрд. руб.(18%), что на 424 млрд. руб. (1%) больше чем в предыдущем году;

- акциз – 604 млрд. руб. (6%), что на 163млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- имущественные налоги  – 678 млрд. руб. (7%), что на 50 млрд. руб. (1%) больше чем в предыдущем году;

- остальные налоги – 377 млрд. руб. (4%), что на 49 млрд. руб. (1%) больше чем в предыдущем году.

Рисунок 2.12 – Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011  г.

 

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2010–2011 гг. приведена на рисунке 2.13

Рисунок 2.13 – Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2010–2011 гг.

Поступления налога на прибыль  организацийв консолидированный бюджет РФ в 2011 г.составили 2 270 млрд. руб., что на 27,9% больше, чем в предыдущем году.

Из общей суммы поступления  в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. руб. (15%), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 1 927,7 млрд. руб. (85%).

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 1 753 млрд. руб., что на 31,9% больше, чем в предыдущем году.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 91,7 млрд. руб., или в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2011 г. составили 603,9 млрд. руб., или на 36,8% больше, чем в предыдущем году.

Из общей суммы  2011 г.поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. руб. (38%), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 372,1 млрд. руб.(62%).

Налога на добычу полезных ископаемыхв консолидированный бюджет РФ в 2011 г. поступило 2 042,5 млрд. руб., или на 45,2% больше, чем в предыдущем году, что обусловлено ростом цены на нефть.

Имущественных налоговв консолидированный бюджет РФ в 2011 г. поступило 678,0 млрд. руб., что на 7,9% больше, чем в предыдущем году.

Незначительный рост имущественных налогов в 2011 г. обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.

Налога на имущество физических лиц в 2011 г. поступило 4,9 млрд. руб., или в 3,2 раза меньше, чем в предыдущем году.

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 г. в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за предыдущий год. Уплата налога за 2011 г. будет производиться не позднее 01.11.2012 года.

Налога на имущество организаций  в 2011 г. поступило 467,5 млрд. руб. (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в предыдущем году.

Транспортного налога в 2011 г. поступило 83,2 млрд. руб. (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в предыдущем году.

Поступления земельного налога в 2011 г. составили 122,2 млрд. руб. (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно предыдущего года на 5,9%.

 

 

Формирование доходов  в  федеральный бюджет в 2011 г. обеспечено за счет поступления, рисунок 2.14:

- налога на добычу полезных  ископаемых - 2 008 млрд. руб. (45%),  что на 631млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- налог на добавленную стоимость - 1 753 млрд. руб.  (39%),что на 424млрд. руб., больше чем в предыдущем году;

- налог на прибыль - 343 млрд. руб. (8 %), что на 88 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- акцизы – 232 млрд. руб. (5%), что на 118 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- остальные налоги -  145 млрд. руб. (3%), что на 13 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

Рисунок 2.14 – Структура доходов федерального бюджета РФ за 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

В консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2011 г. поступления составили 5 239,1 млрд. руб., что на 16,7% больше, чем в предыдущем году. 

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2011 г. на 88% обеспечили, рисунок 2.15:

- налог на прибыль – 1 928 млрд. руб. (37%), что на 409 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году; 

- налог на доход физических лиц – 1995 млрд. руб. (38%), что на 205 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- налогна добычу полезных  ископаемых – 231 млрд. руб.(1%), что на

5 млрд. руб.больше, чем в  предыдущем году;

- имущественные налоги – 678 млрд. руб.(13%), что на 50 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- акцизы – 372 млрд. руб.(7%);

- остальные налоги – 231 млрд. руб. (4%),что на 36 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

Рисунок 2.12 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2011г.

 

3 Предложения по развитию распределения доходов между бюджетами

 

Разграничение доходных, в  частности, налоговых полномочий между  уровнями государственной власти, предоставление большей или меньшей самостоятельности  субфедеральным органам государственного управления в области установления и сбора налоговых доходов  в собственные бюджеты напрямую зависит от степени централизации (децентрализации) производства общественных благ.

Мировой практике известны три принципиальных подхода к  решению проблемы разделения налогов  в федеративном государстве:

1) закрепление налогов  за определенным уровнем власти  и разграничение полномочий по  взиманию налогов, то есть каждый  орган власти на определенном  уровне бюджетной системы вводит  свои собственные налоги и  сборы самостоятельно или центральное  правительство дает четкий и  исчерпывающий перечень различных  налогов и сборов;

2) совместное использование  базы налогообложения (модель  «разные ставки») – соединение  в рамках определенного вида  общегосударственного налога нескольких  ставок, самостоятельно устанавливаемых  разными уровнями власти;

3) долевое распределение  налогов (модель нормативного  разделения налогов), т.е. в бюджет каждого уровня власти подлежит законодательно установленная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории исходя из общей налоговой ставки.

В основе определения конкретных пропорций межбюджетного распределения  налогов могут лежать различные  критерии: на основе численности населения, степени урбанизации, среднедушевого уровня доходов или иных показателей.

В основе второй и третьей  модели лежат совместные налоги, которые  в свою очередь используются двумя  способами: исчисляются по разным ставкам и распределяются по единым и дифференцированным нормативам. На практике же при построении налоговых систем в экономически развитых странах наблюдается та или иная комбинация этих моделей.

Так, в ряде государств на региональном и местном уровнях  соответствующие власти могут вводить  собственные налоги, а федеральные  налоги поступают преимущественно  в федеральный бюджет.

Бюджетное устройство РФ предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их нормировании – это отчисления от федеральных налогов, т.е.преимущество, отдается совместным налогам. В соответствии с НК РФ на территории РФ определен перечень налогов и сборов с разграничением на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. И не зависимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы, принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции./8,C.35/

 При разграничении  доходных источников целесообразно  придерживаться следующих подходов:

1. поступления от налогов,  рост которых напрямую связан  с благосостоянием населения  данного муниципального образования, следует зачислять в местные бюджеты; сборы, представляющие собой плату за бюджетные услуги (пошлины), должны поступать в бюджет органов власти, предоставляющих соответствующие услуги;

2. налоги, носящие перераспределительный  характер, подлежат закреплению  за федеральным уровнем власти;

3. налоги, поступления от  которых резко сокращаются в  периоды экономического спада  и растут в периоды экономического  подъема (налог на прибыль организаций), следует закреплять за региональным бюджетом, а

местным бюджетам оставлять  более стабильные налоговые источники.

Так же следует обратить внимания на принцип «один налог – один бюджет», который  полностью предлагает разделить налоги между уровнями бюджетной системы, в том числе с возможным созданием региональных и местных налоговых служб и казначейств./8,C.37/. Так, касательно формирования доходных источников узаконен отказ от расщепления федеральными законами налоговых доходов от региональных и местных налогов и установлены нормативы по целому ряду налоговых доходов науровне 100%, это означает существенный шаг к реализации принципа «один налог – один бюджет».

Предложенный вариант  распределения доходов направлен  на максимально возможное сокращение регулирующих доходов, их преобразование в доходы «закрепленные». Это позволит повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы  для экономического развития соответствующих территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Государственное регулирование  направлено на единство бюджетной системы  РФ, разграничение доходов между  уровнями бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов, полноту отражения доходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность  использования бюджетных средств, , достоверность бюджета.

Приоритетными направлениями  на трехлетний период являются:

- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

- переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг;

Информация о работе Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года