Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть доходы государственного бюджета.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоритические основы формирование государственного бюджета;
- рассмотреть основные виды доходов;
- рассмотреть распределение доходов по уровням бюджета;
- проанализировать доходы государственного бюджета за 2009 - 2011 гг.;
- рассмотреть предложения по развитию распределения доходов между бюджетами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….5
1 Теоритические основы формирование государственного бюджета……......7
1.1Основные виды доходов…………………………………………………......7
1.2 Распределение доходов по уровням бюджета…………...………………..11
2 Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года………………………………………………….………...…..16
2.1 Анализ доходов государственного бюджета за 2009 год…………….......16
2.2 Анализ доходов государственного бюджета за 2010 год…………….......21
2.3 Анализ доходов государственного бюджета за 2011 год…………….......26
3 Предложения по развитию распределения доходов между бюджетами…..32
Заключение……………………..…………………………………………….…..35
Список использованных источников……………………...............…………....37

Файлы: 1 файл

ДГБ.docx

— 265.08 Кб (Скачать файл)

Следуя рассматриваемому принципу «один налог - один бюджет», в бюджет каждого уровня бюджетной системы поступают только налоговые доходы, которые формируются при взимании налогов и сборов, по уровню в налоговой системе соответствующих уровню бюджета в бюджетной системе, что приводит к образованию в бюджетах только собственных налоговых доходов. Проявление радикализма этого принципа в виде образования в бюджетах только собственных налоговых доходов и невозможности передачи их части бюджетам других уровней бюджетной системы является причиной устранения из бюджетной системы распределительных процессов, создающих динамическую систему постоянного движения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней и поддерживающих жизнеспособность бюджетной системы как целостной и единой структуры.

Устранение распределительных  процессов приводит к выпадению  из комплекса межбюджетных отношений  закрепленных и регулирующих налоговых  доходов, в результате чего границы, разделяющие разноуровневые бюджеты, становятся непреодолимыми и закрытыми  для финансовых потоков, а сама бюджетная  система в недопустимой для федеративного  государства форме раздробляется  на отдельные фрагменты, когда каждый из ее бюджетов начинает функционировать  изолированно и вне системной  связи с бюджетами других уровней./4,C.13/

Соответственно в настоящее  время результатом, как разграничения, так и распределения доходов между бюджетами являются собственные доходы бюджетов.

Систематизируя межбюджетные отношения, возникающие на базе завершенной  стадии первоначального разграничения  налоговых доходов, выделяются два  основных метода последующего распределения  собственных налоговых доходов  одних бюджетов между бюджетами  других уровней бюджетной системы.

Первый метод заключается в  централизованном распределении исчисленной  и уплаченной в полном объеме итоговой суммы налога между бюджетами  разных уровней. Налог исчисляется  и уплачивается налогоплательщиками  единой суммой на счета органов федерального казначейства, после чего эта сумма  распределяется между бюджетами  всех уровней бюджетной системы  и бюджетами государственных  внебюджетных фондов в соответствии с нормативами, установленными законом.

Второй метод межбюджетного  распределения налоговых доходов, наоборот, подразумевает непосредственное участие налогоплательщиков в процессе разделения суммы налога между бюджетами  разных уровней. При этом особенности  второго метода межбюджетного распределения  налоговых доходов раскрываются в виде двух способов самостоятельного участия налогоплательщиков в процессе разделения суммы налога между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Эти два способа реализуются на стадии уплаты налога, однако один из них предполагает распределение налогоплательщиком суммы налога, согласно установленным нормативам отчислений налоговых доходов в бюджеты разных уровней, а другой обязывает налогоплательщика распределять сумму налога в соответствии с налоговыми ставками, закрепленными за каждым бюджетом./4,C.19/

При рассмотрении первого способа  самостоятельного участия налогоплательщиков в межбюджетных отношениях, следует  отметить, что в практике исчисления и взимания налогов не исключаются  ситуации, когда налогоплательщику  законом может быть предписано, уплачивать налог, исчисленный по единой ставке, несколькими разными суммами, разделенными в пропорции распределения налоговых  доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы. В  качестве примера такого распределения  налога, исчисленного единой суммой, но затем перед уплатой разделенного налогоплательщиком на несколько частей, можно привести налог на добавленную  стоимость.

Метод централизованного (нисходящего) распределения налоговых доходов  между бюджетами разных уровней  органами федерального казначейства при  поступлении налога на их счета и  способ (восходящего) распределения  налоговых доходов между бюджетами, согласно установленным нормативам налогоплательщиками самостоятельно на стадии уплаты ими налога применимы  для образования в бюджетах как  закрепленных, так и регулирующих налоговых доходов, поскольку пропорция  межбюджетного распределения налогового дохода в этих условиях может быть как постоянной, установленной НК или БК РФ, так и временной, ограниченной по продолжительности действия законом о бюджете.

 

Вторым способом самостоятельного участия налогоплательщиков в процессе межбюджетного распределения налоговых  доходов является зачисление сумм налога в бюджеты разных уровней бюджетной  системы согласно закрепленным за каждым бюджетом налоговым ставкам. Характерной  чертой этого способа распределения, свойственного, например, налогу на прибыль  организаций, является то, что еще  при исчислении сумма налога в  соответствии с установленными ставками разделяется на отдельные доли, зачисляемые  в разноуровневые бюджеты. В условиях этого метода налогоплательщик самостоятельно рассчитывает суммы налога, соответствующие  отдельным налоговым ставкам, и  уплачивает исчисленные суммы в  бюджеты разных уровней бюджетной  системы отдельными платежами. /4,C.20/

Рассмотренный способ межбюджетного  распределения налоговых доходов, предполагающий самостоятельное распределение   налогоплательщиками между бюджетами разных уровней налоговых доходов согласно закрепленным за каждым бюджетом налоговым ставкам, отдельными исследователями рассматривается среди других используемых в бюджетной сфере методов и способов распределения налоговых доходов как основополагающий и наиболее эффективный вариант межбюджетных отношений, способствующий стабильному течению бюджетного процесса, уверенному планированию налоговых поступлений и прогнозируемому развитию территориальных финансов. Позиция этих исследователей сводится к тому, что межбюджетные отношения необходимо строить на основе разделенных ставок между всеми уровнями бюджетной системы страны. Разделенная налоговая ставка позволит местным органам власти самостоятельно утверждать бюджет до начала финансового года и планировать бюджет стратегического развития, а также стимулировать повышение собираемости налогов.

 

 

2 Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года

2.1 Анализ доходов государственного бюджета за 2009 год

 

В консолидированный бюджет РФ в 2009 г. поступило 6 288 млрд. руб., что на 20,9% меньше, чем в предыдущем году. Как видно из рисунка 2.1, доходы федерального бюджета составили 2 502 млрд. руб. (40%), что на

1 069 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 3 785 млрд. руб. (60%), что на 592 млрд. руб., меньше чем в предыдущем году.

Рисунок 2.1 – Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2009 г.

 

 

 

 

Формирование всех доходов  в 2009 г. на 82% обеспечено за счет поступления:

-  налога на прибыль – 1 264 млрд. руб. (20%), что на 1 249 млрд. руб. меньше,чем в предыдущем году;

- налог на добычу полезных  ископаемых – 1 053 млрд. руб. или на (17%),что на 655 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году;

- налог на доходы физических  лиц  – 1 665 млрд. руб. (26%);

-  налог на добавленную  стоимость – 1 176 млрд. руб. (19%), что на

178 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- акциз – 327 млрд. руб. (5%), что на 13 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- имущественные налоги  –565 млрд. руб. (9%), что на 76 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- остальные налоги – 224 млрд. руб.

Рисунок 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2009 г.

 

 

 

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2008–2009 гг. приведена на рисунке 2.3

Рисунок 2.3–Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2008–2009 гг.

Поступления налога на прибыль  организацийв консолидированный бюджет РФ в 2009 г.составили 1264 млрд. руб., что на 1 249 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в 2010 г. поступило 1 176 млрд. руб., что на 178 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составили 327 млрд. руб., что на 13 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

Налога на добычу полезных ископаемыхв консолидированный бюджет РФ в 2010 г. поступило 1 053 млрд. руб.,что на 655 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем  году.

Имущественных налоговв консолидированный  бюджет РФ в 2010 г. поступило 569 млрд. руб., что на 76 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

В федеральный бюджет РФ в 2009 г. поступления составили 2 502 млрд. руб., что на 1 069 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году. 

Формирование доходов  в  федеральный бюджет в 2009 г.  на 93 % обеспечено за счет поступления, рисунок 2.4:

- налога на добычу полезных  ископаемых – 981 млрд. руб.(39%),  что на 623 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году;

- налог на добавленную стоимость – 1 176 млрд. руб.(46%),что на 178млрд. руб., больше чем в предыдущем году;

- налог на прибыль –195 млрд. руб.(8%), что на 566 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году;

- акцизы – 81 млрд. руб. (3%), что на 44 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году;

- остальные налоги –  109 млрд. руб. (4%).

Рисунок 2.4 – Структура доходов федерального бюджета РФ за 2009г.

 

 

 

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. на 89% обеспечили, рисунок 2.5:

- налог на прибыль – 1 069 млрд. руб. (29%), что на 682 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году; 

- налог на доход физических лиц – 1 665млрд. руб. (45%);

- налогна добычу полезных  ископаемых – 72 млрд. руб. (2%),что на

31 млрд. руб.меньше, чем в предыдущем году;

- имущественные налоги – 569 млрд. руб. (15%), что на 76 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- акцизы – 245 млрд. руб. (7%), что на 56 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- остальные налоги –  115 млрд. руб. (3%),что на 53 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году;

Рисунок 2.12 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2009 г.

 

 

 

2.2 Анализ доходов государственного бюджета за 2010 год

 

В консолидированный бюджет РФ в 2010г. поступило 7 969  млрд. руб., что на 1 681 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году. Как видно из рисунка 2.10, доходы федерального бюджета составили 3 207 млрд. руб. (42%), что на 704 млрд. руб. большечем в предыдущем году. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 4 489 млрд. руб. (58%),что на 703 млрд. руб., большечем в предыдущем году.

Рисунок 2.6 – Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ за 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование всех доходов в 2010 г. на 82% обеспечено за счет поступления, рисунок 2.7:

-  налога на прибыль  – 1 774 млрд. руб. (23%), что на 510 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- налог на добычу полезных ископаемых – 1 406 млрд. руб. (19%),  что на 353 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- налог на доходы физических  лиц  – 1 790 млрд. руб. (22%), что на 125 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

-  налог на добавленную  стоимость - 1 329 млрд. руб. (18%), что на 153 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- акциз – 441 млрд. руб.(6%), что на 114 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году;

- имущественные налоги  – 628 млрд. руб. (8%), что на 59 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- остальные налоги –328 млрд. руб. (4%).

Рисунок 2.7 – Структура доходов консолидированного бюджета РФ за  2010г.

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2009–2010 гг. приведена на рисунке2.8

Рисунок 2.8 – Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2009–2010 гг.

Поступления налога на прибыль  организацийв консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составили 1 774 млрд. руб., что на 510 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в 2010 г. поступило 1 329 млрд. руб., что на 153 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составили 441 млрд. руб., что на 114 млрд. руб. больше,чем в предыдущем году.

Налога на добычу полезных ископаемыхв консолидированный бюджет РФ в 2010 г. поступило1 406 млрд. руб., что на 353 млрд. руб. больше, чем в предыдущем  году.

Имущественный налог в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. поступило 628  млрд. рублей, что на 59 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году.

В федеральный бюджет РФ в 2010 г. поступления составили 3 207 млрд. руб., что на 705 млрд.руб.больше, чем в предыдущем году. 

Формирование доходов  в  федеральный бюджет в 2010 г. на 92 % обеспечено за счет поступления, рисунок 2.13:

- налога на добычу полезных  ископаемых–1 377 млрд. руб. (43%),  что на 396 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- налог на добавленную стоимость – 1 329 млрд. руб. (41%),что на 153 млрд. руб., больше чем в предыдущем году;

- налог на прибыль - 255 млрд. руб.(8%), что на 60 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- акцизы – 114 млрд. руб.(4%), что на 42 млрд. руб. больше чем в предыдущем году;

- остальные налоги -  132 млрд. руб. (4%).

Рисунок 2.9 – Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010г.

 

 

 

 

 

В консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2010 г. поступления составили 4 489 млрд. руб., что на 704 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году. 

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010 г. на 88% обеспечили, рисунок 2.10:

Информация о работе Анализ динамики состава и структуры доходов государственного бюджета за 2009-2011 года