Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
- понятие, цели и задачи антиинфляционной политики;
- анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объект исследования - антиинфляционная политика.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
5
1.1 Виды антиинфляционной политики
6
1.2 Основные направления антиинфляционной политики
12
1.3Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции
1.4Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
13

16
2 Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации
21
2.1Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики
28
2.2Недостатки антиинфляционной политики в Российской Федерации
2.3Перспективы развития антиинфляционной политики в 37 Россиийской Федерации
34

37
Заключение
43
Список использованных источников и литературы
46

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

       Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич отметил, что уровень монетизации (отношение денежной базы в широком понимании к ВВП) - фундаментальная характеристика экономики, на которую очень слабо могут влиять денежные власти.  Она определяется инфляционными ожиданиями и доверием к банковским институтам (которое у нас значительно ниже, чем в развитых странах). Тем не менее, высказал мнение старший вице-президент Росcбанка Михаил Ершов, у российской экономики еще есть примерно тридцати процентный потенциал роста монетизации на безинфляционной основе. 

     Председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов утверждал, что из четырех основных механизмов инфляции (инфляционные ожидания, инфляция спроса, инфляция издержек и импортируемая инфляция) инфляция издержек и импортируемая инфляция имеют в России самостоятельный, а не подчиненный характер по отношению к инфляции спроса в рублях. Ведь ввиду открытости российской экономики в условиях недостатка денежного предложения хозяйствующие субъекты всегда имеют возможность сделать займы за рубежом, поэтому инфляция спроса будет формироваться за счет иностранных валют. Из этого следует, что инфляция издержек должна регулироваться отдельно, вне зависимости от регулирования рублевой эмиссии. 

    Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев подчеркнул, что решение проблемы инфляции ни при каких обстоятельствах не решает проблему улучшения инвестиционного климата страны. «Российскую экономику можно представить в виде двух легких, одно из которых находится в России, а второе за рубежом, и при этом оба они свободно дышат, - заявил Леонид Григорьев.  Поэтому глубочайшая иллюзия считать, что ЦБ РФ все контролирует».

         Действительно, статистика денежной массы свидетельствует, что предложение денег следует за состоянием платежного баланса, а не определяется спросом хозяйства на деньги. Ориентиры роста денежной массы, утверждаемые Банком России, год за годом значительно перевыполняются, между тем инфляция медленно, ступеньками, но снижается.  

      Участники круглого стола согласились с тем, что антиинфляционная политика должна сочетать целый комплекс мер - через развитие инструментов рефинансирования способствовать росту монетизации экономики; продолжать жестко регулировать рост цен и тарифов на услуги естественных монополий; прилагать серьезные институциональные усилия по улучшению инвестиционного климата.  

      Действующая система денежного предложения складывалась с 2000 года. Тогда из-за роста цен на нефть впервые возник избыток валютных поступлений в страну, и встала задача сдерживать укрепление рубля. Избыток валюты ЦБ выкупал с рынка в резервы, а образовывающийся при этом избыток рублей должен был осесть на счетах Минфина в том же ЦБ. Таким образом, при определенной согласованности действий двух ведомств решались две задачи: и курс рубля рос не так быстро, и деньги за счет интервенций на валютном рынке поступали в обращение в «нужном» количестве. Таком, чтобы и не разгонять инфляцию, и не лишать ликвидности банки. В 2004 году был запущен механизм Стабфонда, обеспечивший по сути автоматическую подстройку размеров бюджетной стерилизации под состояние текущего счета платежного баланса. 
       Банковский кризис 2004 года, когда в ходе оттока капитала описываемая модель дала серьезный сбой, заставил ЦБ развивать собственные средства «тонкой подстройки» предложения ликвидности. Но принципиально денежные власти и по сей день работают по той же технологии, в которой Центробанку отводится пассивная роль главной меняльной конторы страны. Сегодня не вполне ясно, с кого спросить «за инфляцию», если для ЦБ задача ее ограничения не является приоритетной. Главная роль в антиинфляционной игре перешла к Минфину, а ключевым управляющим параметром в этой игре стал размер бюджетного профицита.  

       Отсюда и возникла идея развести ответственность за инфляцию и курс между ЦБ и Минфином. Первый пусть отвечает за стабильные цены, а курс пусть держит, если захочет, правительство в лице Минфина. Скажем, если кабинет хочет таким способом что-то там поддерживать в производстве - пускай сделает профицит бюджета процентов 10–15 ВВП (против 7–8% сейчас), ну и будет доллар стоить опять 30 рублей. Ключевой риск новой модели денежной политики - неопределенность с курсом рубля. Очевидно, он будет колебаться в более широких пределах, чем те, к которым мы привыкли за последние шесть лет.

 

2.4 Перспективы развития антиинфляционной политики в Россиийской Федерации

 

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции10.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает  установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает  индексацию потерь экономических  субъектов из-за обесценивания  денег. Правительство РФ периодически  индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения  производства и роста сбережений населения.

Чтобы успешно преодолеть инфляцию, необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики - страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Особенности инфляции в РФ следующие11:

       - немонетарные факторы инфляции (инфляция в основном за счет роста тарифов естественных монополий);

       - сезонный фактор в инфляции (июль - повышение цен на услуги естественных монополий; август, сентябрь - снижение цен на продовольственные товары; ноябрь, декабрь - рост инвестиционных расходов предприятий);

       - следование "проциклической" политики повышения тарифов, когда рост тарифов больше инфляции. Термин "инфляция минус" означает ограничение индексации тарифов уровнем инфляции за предыдущий год.

Антиинфляционная политика России в 2013 году предусматривает следующие мероприятия:

- cовершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

- повышение эффективности естественных  монополий (снижение предельных издержек);

- введение социальной нормы  потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены  будут зафиксированы, превышение  же нормы будет тарифицироваться  по более высоким ценам;

- стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Финансовые инструменты помогут снизить волатильность цен и позволят добиться прозрачного ценообразования. Первый этапе (в течение 2-3 лет) - внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже;

- отмена транспортного налога (замена  его на взимание через акцизы  на бензин);

        - перевод не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо (сжиженный углеводородный газ, сжатый, или компримированный природный газ и сжиженный природный газ).  Причины инфляции в 2013 году следующие:

        - рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);

        -"сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);

        - повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля 2013 года (тарифы на газ выросли на 15%);

        - рост цен на продовольственные товары на мировом рынке;

        - повышение акцизов на вино-водочные изделия с 1 января 2013 года;

Сегодня в инфляция велика доля немонетарного фактора, т.е. тарифная ее составляющая (до 40%). Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции, реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности российских производителей.

Основная причина снижения инфляции в 2013 году - вступление России в ВТО (в частности, произошло снижение цен на мясопродукцию).

Для совершенствования антиинфляционной политики правительство РФ предусматривает следующие меры:

         - выделение дотаций мукомольным предприятиям в размере 2.2-2.5 млрд.руб;

        - установление на один год нулевой ставки НДС для хлебопекарных и зерноперерабатывающих предприятий;

        - снижение или обнуление таможенных пошлин на компоненты для производства транспортных средств на газовом топливе;

        - рост тарифов естественных монополий начиная с 2014г. будет ограничен уровнем инфляции за предыдущий год. Для населения тарифы индексируются по формуле "инфляция минус" с понижающим коэффициентом 0.7 (то есть на 30% ниже инфляции за предыдущий год). Тарифы для инфраструктурных монополий повышаться не будут. Такой порядок будет действовать с 2014 по 2016 год;

        - переход к "контрциклической" политике (зависимость уровня тарифов от темпов экономического роста предыдущего года. Период реализации: с 2017 года);

- создание запасов на товары  и продукты сезонного спроса (в  частности, зерно, дизельное топливо и др.)

Таким образом, антиинфляционные меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации, позволят резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо будут способствовать резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает: ограничение денежной массы; повышение учетной ставки; повышение нормы обязательного резервирования; сокращение государственных расходов; совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Большинство негативных явлений, связанных с высокой инфляцией, вызваны неправильным набором инструментов борьбы с инфляцией, применяемых правительством РФ в те или иные периоды. Примечательно, что в последние годы «арсенал» расширяется и имеются уже некоторые положительные сдвиги. Тем не менее, уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Не мог не оказать влияния на ситуацию в финансовом секторе России и глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, который повернул наметившийся тренд по снижению уровня инфляции в нашей стране в противоположную сторону.

Для повышения эффективности антиинфляционной политики предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики: предусмотреть предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим модернизацию производства, внедрение и развитие новых видов производства, технологий, а также кредитным организациям, осуществляющим долгосрочное кредитование; внедрить государственный контроль над формированием тарифов отраслей естественных монополий; использовать единую методику прогнозирования уровня инфляции; согласовывать все изменения в бюджетно-налоговой политике, равно как и денежно-кредитной политике, для достижения транспарентности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик и, соответственно, снижения инфляционных ожиданий; пересмотреть порядок определения величины ставки рефинансирования.

Разработка и применение той или иной антиинфляционной политики зачастую вызывает сложности у государства, в связи с тем, что на уровень инфляции и ее темпы оказывают влияние разнонаправленные факторы, сила которых не одинакова по отношению к экономической политике в части управления инфляцией. Поэтому, прежде всего, необходимо не только выявить и проанализировать данные факторы и условия, но и обратиться к опыту государств мира по борьбе с инфляцией, дабы не повторить чужие ошибки.

Информация о работе Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации