Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
- понятие, цели и задачи антиинфляционной политики;
- анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объект исследования - антиинфляционная политика.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
5
1.1 Виды антиинфляционной политики
6
1.2 Основные направления антиинфляционной политики
12
1.3Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции
1.4Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
13

16
2 Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации
21
2.1Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики
28
2.2Недостатки антиинфляционной политики в Российской Федерации
2.3Перспективы развития антиинфляционной политики в 37 Россиийской Федерации
34

37
Заключение
43
Список использованных источников и литературы
46

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

       Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые она может вызвать в соотношении уровня цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

        Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор». Он является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

 
      1.2. Основные направления антиинфляционной политики.

 

         Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

        Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.             

        В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

        Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.  

        Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

        С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

        Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

 

         1.3. Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции

 

        Антиинфляционная политика - это макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

       Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.

       Антиинфляционная политика включает в себя два блока:

а) регулирование совокупного спроса;

б) регулирование совокупного предложения.

       Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе - монетаристы.

       Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы.

        Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

       Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

       Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало  более радикальные методы борьбы с инфляцией, - монетаризм, основателем которого был М. Фридмен3.

       Монетаризм исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного периода времени. Сократить совокупный спрос можно путем проведения денежной реформы конфискационного типа, что позволит сократить денежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов на реализацию социальных программ, ввести дорогой кредит, сократить налоговые ставки.

        Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

         Поскольку монетаризм исходит из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

        Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа посредством обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

        Большинство стран мира в борьбе с инфляцией не использовали шоковую терапию, т.к. эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой безработицей, резким снижением уровня жизни населения.

         Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов роста денежной массы (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает так называемую инфляционную инерцию - прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация - это механизм, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.

       Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30 % в год. Если их темпы выше сотни или тысячи процентов в год, то ее использование не приносит успеха.

        Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Дилемма шоковая терапия - градуирование вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

        Таким образом, управление инфляцией является важнейшим вопросом экономической политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиинфляционной политики, диапазон которой весьма разнообразен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом тактики антиинфляционной политики.

 

       

       2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

        2.1 Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики

 

       К этой группе мероприятий относятся такие, которые являются частью политики стабилизации, то есть носят общеэкономический характер и направленные на ликвидацию причин инфляции:

        - Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

           Вместе с тем применяются меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «заработная плата - цены».

          Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, ибо ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

          Денежно-кредитная политика, направленная на ограничение денежной массы, кредитной экспансии банков. Государство регулирует процентные ставки, осуществляет контроль над ресурсами коммерческих банков, изымает деньги из обращения путем размещения государственных займов. Однако бороться с инфляцией, по мнению Г. С. Пановой, следует, «…не ограничивая денежную массу (особенно в условиях дефицита кредитных ресурсов), а стимулируя развитие экономики, используя в том числе и кредитные методы»4. Речь, таким образом, идет не о дополнительной эмиссии денежных средств, что, безусловно, приводит к инфляции, а о кредитной эмиссии на цели реализации конкретных проектов и программ под жестким контролем кредитора, использующего приемы и методы современного риск-менеджмента.

          Таргетирование инфляции. Полное инфляционное таргетирование - режим полного инфляционного таргетирования предполагает высокий уровень доверия к Центральному банку, четкую формулировку инфляционной цели и обеспечение прозрачности монетарных мер и ответственности перед обществом.

          Скрытое инфляционное таргетирование возникает в тех условиях, когда Центральный банк не связывает себе руки четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели и проводит политику поддержания низкой и стабильной инфляции без осуществления каких-либо специальных действий, направленных на повышение открытости и ответственностей за ее достижение.

          Опыт введения и реализации инфляционного таргетирования в развитых странах позволяет выделить несколько общих характеристик.

         Первая черта, присущая развитым странам, предпринявшим попытки перехода к режиму инфляционного таргетирования, - наличие плавающего валютного курса. Фактически в большинстве стран инфляционное таргетирование пришло на смену несостоявшемуся режиму таргетирования валютного курса.

          Вторая черта, объединяющая группу развитых стран, сторонниц нового режима, - высокая степень независимости Центрального банка.

           Главный недостаток режима таргетирования валютного курса в том, что он не позволяет в конечном итоге решить проблему низко инфляционной политики и поддержания ценовой стабильности.

          Если Центральный банк установил инфляционный целевой ориентир, он должен достичь его любыми средствами. При этом он вправе использовать любую информацию, которая представляет интерес для прогноза инфляции. Такой подход подчеркивает важную разницу между инфляционным таргетированием и другими режимами монетарной политики.

          Особенности таргетирования инфляции:

        - низкая и стабильная инфляция в долгосрочном плане определяется как важнейшая задача денежной политики;

        - целевые показатели инфляции выражаются количественно;

        - Центральный банк самостоятельно устанавливает значение процентной ставки или того инструмента денежной политики, которую он использует;

        - политика Центральных банков, таргетирующих инфляцию, прозрачна - прозрачность делает денежную политику более предсказуемой, позволяет лучше понять основания принятия решений, объяснения и формулировки осуществления выбора;

        - Центральные банки должны отчитываться за результаты своей денежной политики;

Информация о работе Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации