Анализ активов предприяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы: изучение методики расчета и анализа стоимости чистых активов на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, определены задачи:
изучить порядок оценки стоимости чистых активов на основе нормативных документов;
изучить порядок расчета и анализа стоимости чистых активов;
произвести расчет и анализ чистых активов, на примере открытого акционерного общества «ПО «Усольмаш».

Файлы: 1 файл

Анализ собственных оборотных средств и чистых активов предприятия. ПОЛНОСТЬЮ.docx

— 140.81 Кб (Скачать файл)

Обобщающие показатели.

1 Производство продукции  на 1 руб. среднегодовой стоимости  нормируемых оборотных средств (отдача нормируемых оборотных средств)

где В — годовое производство товарной продукции;

2011 год:   Ов

2012 год:   Ов=

2013 год:  Ов=

 

Он.о.с. — среднегодовые нормируемые средства, тыс. руб.

Из полученных данных видно, что производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств с каждым годом увеличивается с 13,5 руб. в 2011 году до 48,2 руб. в 2013 году. Это происходит за счет увеличения годового производства товарной продукции, что показывает об эффективном использовании нормируемых оборотных средств.

2 Коэффициент, характеризующий  прирост нормируемых оборотных  средств по отношению к приросту  товарной продукции.

 

где Он - прирост нормируемых оборотных средств в отчетном периоде по сравнению с базовым, тыс. руб. или %;

Вт - прирост товарной продукции за тот же период, тыс. руб. или %

 

2011 год: К = ;

 

2012 год: К = ;

 

2013 год: К == -0,01.

 

Из расчетов видно, что данный коэффициент уменьшился с 0,03 в 2011 году до 0,01 в 2012 году, а в 2013 году составил -0,01. Это случилось из-за того, что прирост товарной продукции положительный, и он идет на много быстрее, чем прирост нормируемых оборотных средств в 2011 и 2012 годах, а в 2013 году прирост нормируемых оборотных средств отрицательный. Значит, что эффективность использования нормируемых оборотных средств с каждым годом повышается, в результате уменьшения нормируемых оборотных средств.

3 Прибыль на 1 руб. среднегодовой  стоимости нормируемых оборотных  средств Оп (руб.)

 

где П - годовая прибыль, тыс. руб.;

А Оn - прирост нормируемых оборотных средств в отчетном периоде по сравнению с базовым, тыс. руб.

Видно, что прибыль на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств с каждым годом возрастает. В 2011 году прибыль отрицательна (убыток), в 2012 году она составила 0,14 руб., а в 2013 году поднялась до 0,30 руб. Такая тенденция происходит в результате эффективного использования нормируемых оборотных средств, то есть из-за их уменьшения, и увеличения прибыли.

2011 год: On = ;

2012 год: On =;

2013 год: On =

Главными факторами, определяющими наличие собственных оборотных средств, являются уставной фонд в части оборотных средств, прибыль и ее использование, изменение сумм устойчивых пассивов. В течение года на увеличение (уменьшение) уставного фонда в части оборотных средств поступают (списываются) определенные суммы. На наличие оборотных средств влияет сальдовый результат этих операций, а также изменение средств, находящихся в обороте предприятия и учтенных в покрытие его норматива. На предприятиях, не переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, на наличие оборотных средств влияет также отклонение фактических расходов, произведенных за счет прибыли от плановых расчетов. На предприятиях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, все расходы осуществляются за счет фондов, образованных от расчетной прибыли по установленным нормативам. Поэтому этот фактор на изменение наличия оборотных средств не влияет.

С помощью аналитических показателей определяют сумму оборотных средств, высвобождаемую из оборота, т.е. экономию оборотных средств

 

 

где Вр0 - объем реализованной продукции в отчетном периоде, тыс. руб.;

Пб, По - соответственно число оборотов оборотных средств в базовом и отчетном периодах.

 

2011-2012 год: Эо =

2012-2013 год: Эо =

Получаем, что сумма оборотных средств, высвобождаемая из оборота, в 2012 году составила 2113 тыс. руб., а в 2013 году 602,8 тыс. руб. За счет увеличения объемов реализованной продукции произошла экономия оборотных средств, что позволило предприятию повысить оборачиваемость оборотных средств и прибыль.

 

4.3 Пути увеличения собственных оборотных средств предприятия и эффективности их использования

Эффективность использования оборотных средств зависит от продолжительности нахождения оборотных средств в сферах производства и обращения (в кругообороте), а также от экономного использования предметов труда (сырья, материалов и т.п.).

Сокращение продолжительности пребывания оборотных средств в кругообороте влияет на снижение их общей суммы, требуемой для организации производственного процесса на предприятиях.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается в результате внедрения мероприятий, способствующих сжижению продолжительности нахождения оборотных средств в пути, в производственных запасах, в производстве и па складах готовой продукции. Сокращение продолжительности пребывания оборотных средств в пути, на складах предприятий, в производстве и в готовой продукции позволяет при определенном объеме производства и реализации продукции снизить их величину.

Сокращение продолжительности кругооборота по оборотным средствам, находящимся в производственных запасах, достигается в результате сокращения времени нахождения грузов в пути и на складах предприятий.

Сокращение брака и повышение качества продукции соответственно влияют на повышение выпуска продукции и, следовательно, на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Важным резервом ускорения оборачиваемости оборотных средств является комплексное использование сырья. Оно, как правило, ведет к увеличению объема выпускаемой продукции из определенного количества сырья. В данном случае фактические расходы, пошедшие на сырье, распределяются на больший ассортимент и объем продукции. При этом средние остатки оборотных средств относительно выпуска продукции снижаются.

Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии - увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.

Конкретные пути снижения материалоемкости должны определятся исходя из детального анализа и выявления истинных причин неудовлетворенного использования материальных ресурсов на предприятии. Снижение материалоемкости продукции на предприятии имеет большое экономическое и социальное значение, так как позволяет:

    • существенно снизить издержки на производство и реализацию продукции;
    • значительно увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
    • повысить конкурентоспособность продукции;
    • улучшить финансовое состояние предприятия. Материалоемкость можно снизить за счет:
    • создания более совершенной конструкции машин и оборудования;
    • широкого применения искусственных и синтетических материалов;
    • широкого применения малоотходной и безотходной технологии;
    • комбинирования производства;
    • улучшения качества продукции.

Конкретные направления повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии ОАО «ПО «Усольмаш».

Уменьшение дебиторской задолженности и сведение ее к нулю. За счет реализации данного направления на предприятии увеличится выпуск товарной продукции на сумму дебиторской задолженности, то есть на 682 тыс. руб. в 2013 году и составит

39531 + 682 = 40213тыс. руб.

Это приведет к увеличению оборотов оборотных средств. По формуле (4) вычисляем

Следовательно, к сокращению продолжительности одного оборота оборотных средств. По формуле (5) рассчитываем

Тем самым повыситься эффективность использования оборотных средств и увеличится прибыль предприятия.

Маркетинговая деятельность.

К основным элементам маркетинга будут относится: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о предприятии и товарах.

Основные направления маркетинга руководства - совершенствовать экономическую эффективность и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по стимулированию сбыта не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что предприятие должно выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение. Концепция социально-этичного маркетинга провозглашает залогом достижение целей организации ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и общества в целом.

Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. К сожалению, собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисциплины привели к возникновению взаимных неплатежей.

Руководители предприятия с целью повышения эффективности его экономической деятельности должны организовать постоянный мониторинг соблюдения нормативов и динамики во времени фактических удельных расходов и оборачиваемости оборотных средств. Прежде всего потому, что материальные затраты во многих случаях имеют значительный удельный вес в общих производственных затратах, которые, в свою очередь, существенно влияют на размеры получаемой в результате прибыли.

 

 

Заключение

 

При написании курсовой работы была поставлена цель - изучить методику расчета и анализа стоимости чистых активов на примере конкретного предприятия.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    • изучить порядок оценки стоимости чистых активов на основе нормативных документов;
    • изучить порядок расчета и анализа стоимости чистых активов и собственных средств;
    • произвести расчет и анализ чистых активов, на примере открытого акционерного общества «ПО «Усольмаш».

В теоретической части курсовой работы были раскрыты: понятие «чистые активы»; порядок оценки стоимости чистых активов на основе нормативных документов; а так же порядок расчета и анализа стоимости чистых активов.

В практической части работы, подробно описана методика расчета и анализа стоимости чистых активов открытого акционерного общества «ПО «Усольмаш»: рассчитан показатель чистых активов на основании данных баланса; произведен анализ динамики чистых активов; произведена оценка соотношения чистых активов и уставного капитала, а так же оценка эффективности использования чистых активов.

По результатам произведенных расчетов и анализа можно сделать следующие выводы: В анализируемой организации показатель чистых активов на начало 2013 года был больше уставного капитала, а к концу 2013 года сумма чистых активов увеличилась на 3336 тыс. руб. и этот показатель превышает уставный капитал на 144053 тыс. руб. Увеличение этого показателя происходило на фоне увеличения активов, принимаемых в расчет чистых активов, и снижения обязательств. В отчетном году происходит ускорение оборачиваемости чистых активов, это вызвано увеличением выручки от продажи продукции, с одновременным увеличением среднегодовой стоимости чистых активов. Рентабельность чистых активов снизилась и составила 7,51 руб., это означает, что с каждого рубля собственных средств предприятие получало 7 рублей 51 копейку чистой прибыли. Но, не смотря на снижение рентабельности чистых активов в отчетном году по сравнению с прошлым годом, можно судить о достаточно эффективном использовании собственного капитала организации, что влечет за собой повышение рентабельности организации и подтверждает гипотезу, выдвинутую мною в начале работы.

Повышение активов можно достичь путем: получения прибыли; получения финансовой помощи; проведения переоценки; эмиссии акций.

Наиболее общий механизм повышения прибыльности акционерного общества заключается в следующим. Прибыль формируется путем вычитания из выручки от реализации продукции (работ, услуг) затрат на производство продукции (работ, услуг). Повышения выручки зачастую невозможно в связи с ограниченностью производственных ресурсов (нехватка основных средств, рабочей силы). Сущность ограничений производственных ресурсов заключается в ограничении собственных финансовых ресурсов. Если прибегнуть к заемному финансированию, то вместе с увеличением активов возрастут и обязательства, что не приведет к улучшению показателя чистые активы. Более того, увеличение заемного финансирования повысит риск наступления финансовых затруднений (штрафы, пени, судебные издержки), что еще может увеличить обязательства. Механизм понижения затрат более разнообразней, чем механизм повышения выручки. Но зачастую мероприятия по снижению затрат также требуют дополнительных финансовых ресурсов, которые не всегда есть. Мероприятия по снижению затрат включают: снижение трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости продукции (работ, услуг), а также совершенствование структуры управления. Наиболее дешевый источник понижения затрат - сокращение амортизационных отчислений. Чем амортизационные начисления меньше, тем выше активы в балансовой оценке и прибыль. Кроме прибыли от основной деятельности, АО может получать прибыль от продажи основных средств, материалов, ценных бумаг. Такие источники повышения активов также необходимо максимально использовать. Получение финансовой помощи - самый быстрый и верный способ повышения чистых активов, так как в этом случае происходит увеличение активов (денежных средств) без соответствующего увеличения обязательств. Переоценка не дает приращение активов в виде денежных средств или повышения количества активов, но улучшает показатель «чистые активы» путем увеличения стоимости имущества предприятия (активов). Результатом переоценки является увеличение стоимости активов (балансовой стоимости имущества) за счет соответствующего увеличения источников средств в виде добавочного капитала, который является частью собственных средств акционерных обществ. Повышение чистых активов также повышает инвестиционную привлекательность. Более того, чем дороже имущество должника, тем больше доверия со стороны кредиторов (в том числе банков), так как повышается стоимость залогового имущества. Эмиссия акций - сравнительно дешевый и быстрый источник получения денежных средств, не обремененных обязательствами, что прямым образом влияет на увеличения чистых активов. Но размещение акций на открытом фондовом рынке как источник финансирования практически не доступен средним предприятиям. Эмиссию акций могут себе позволить крупные компании, котирующие свои акции на бирже, имеющие хорошую репутацию и высокий уровень чистых активов.

Информация о работе Анализ активов предприяти