Альтернативные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Содержание работы

Введение ……………………………….………………………………………………..……3.
1. Международная торговля. Классические теории международной торговли .......................................……………..……………………………..5.
2. Альтернативные теории международной торговли второй половины ХХ века.……… …………………………….….……….......10.
Заключение…………………………………………………………26.
Список литературы………………….…………………………………………………...27.

Файлы: 1 файл

Сам реферат.docx

— 121.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Введение ……………………………….………………………………………………..……3.

    1. Международная торговля.  Классические теории международной торговли .......................................……………..……………………………..5.
    2. Альтернативные теории международной торговли второй половины ХХ века.……… …………………………….….……….......10.

Заключение…………………………………………………………26.

Список литературы………………….…………………………………………………...27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Одной из наиболее важных форм международных  экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего  объема международных экономических  отношений.

Международная торговля  — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин  международная торговля впервые  использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Преимущества участия в международной  торговле:

- интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

- увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

- международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

- экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.

В этой связи  актуальность настоящей работы заключается  в изучении как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторов конкурентоспособности отдельных  стран на мировом рынке, так и  объективных закономерностей развития мировой торговли со второй половины ХХ века по сегодняшний день.

Объектом  исследования данной работы является международная торговля, как форма  связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и  выражающая их взаимную экономическую  зависимость.

Предметом исследования являются Альтернативные теории международной торговли .

 

1. Международная торговля. Классические теории международной торговли.

 

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

 Однако  понятие «международная торговля»  употребляется и в более узком  значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно  развитых стран, совокупный товарооборот  развивающихся стран, совокупный  товарооборот стран какого-либо  континента, региона, например, стран  Восточной Европы и т. п.

Теории  международной торговли, ведущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической  мысли. Однако их центральными вопросами  были и остаются следующие:

что лежит  в основе международного разделения труда?

какая международная  специализация является наиболее эффективной  для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

какими  факторами предопределяется конкурентоспособность  страны в мировой торговле?

Для любой  страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось  создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может  быть выгодной не только продажа, но и  покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых  общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему  очевидными, и переносил их на внешнюю  торговлю.

«Основное правила каждого  благоразумного главы семьи состоит  в том, чтобы не пытаться изготовлять  дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем  при покупке их на стороне». То, что  представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может  не оказаться неразумным для всей страны. «Если какая-либо другое государство  может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять  его, гораздо лучше покупать его  на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в  которой мы обладаем некоторым преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы».

Естественные преимущества:

  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретённые преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

 

Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида Рикардо, который сформулировал  более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических  отношений и создал модель, в которой  показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для  взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо  открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она  имеет абсолютное преимущество по обоим  товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).  Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Согласно  модели Д. Рикардо Португалия имеет  абсолютные преимущества перед Англией  в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное  преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для  производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.

Теория  Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках  производства определенных товаров  в разных странах, зависящих в  подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце  ХIХв. - начале ХХв. произошли структурные  сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось  около 40% мирового экспорта, в то время  как на сырье и полуфабрикаты  – 35%, а на продовольствие – 25%. Это  свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как  фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях  в производительности труда, поскольку  торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США  и европейские страны) была достаточно активна.

В это  время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить  причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

Основные  положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

Согласно  данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она  испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые  условия существования:

- у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

- развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

- существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

 

 

 

 

 

2. Альтернативные теории международной торговли второй половины ХХ века.

 

Со второй половины XX века, когда международный  обмен по определению М. Пебро  приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80% услуг 20% от общего объема торговли в мире.

Можно выделить два направления  в развитии альтернативных теорий международной  торговли. Первое — это теории, авторы которых стремятся углубить концепции  классической школы. Причем они концентрируют  свое внимание на тех аспектах, которые  не получили должного освещения в  трудах их предшественников. Второе —  теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода  к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции. 
 

Теория специфических  факторов производства

Теория специфических факторов производства была разработана американскими  экономистами Полом Самуэльсоном и  Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений  теории Хекшера—Олина. Однако в отличие  от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в  производстве товаров участвуют  не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера—Олина. Рассмотрим на конкретном примере, как формируется граница производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических факторов (рис. 1)  

Рис. 1. Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов

Предположим, что в стране производится два товара: Х и Y. При создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при  создании товара Y — земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара Х (Qx) и товараY(Qy) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: Q x = Q x  (k, L x) a , Q  y = Q  y  (Т, L y). При этом                L x  + L y =L.

График на рис. 1 состоит из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска — сдвигом по горизонтальной оси вправо. В верхнем левом углу (квадрант I) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y— сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.

Информация о работе Альтернативные теории международной торговли