Аксиомы неоклассической теории и институционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф. Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов

Файлы: 1 файл

вар 2.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

В XX в. роль государства в  странах со зрелой рыночной экономикой по сравнению с XIX в. резко возросла, что в конечном итоге выразилось в превращении государства в  субъект экономических отношений.

В частности, углубилась и  расширилась законотворческая деятельность государства в экономической  сфере общества, в результате чего было сформировано единое "правовое поле", поддержание и развитие которого обеспечивает экономию ресурсов при взаимодействии экономических  агентов друг с другом. А поскольку  правила игры на "экономическом  поле" четко определены, т.е. права  и обязанности каждого агента ясны для него самого и его партнеров, то проблемы сотрудничества чаще всего  разрешаются без посредников  в лице судов, арбитража, органов  государственной власти и т.д., что  влечет за собой снижение трансакционных издержек.

В ХХ в. государство, используя  всю свою мощь и полномочия, стало  собирать, обрабатывать и использовать на практике ценнейшую экономическую  информацию, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов  экономики, что естественно снизило  уровень экономической неопределенности и как следствие - уровень трансакционных издержек.

Государственные расходы  на здравоохранение и образование, составившие на Западе в прошедшем  веке астрономические величины, привели  к формированию не только полноценной  рабочей силы (в смысле квалификации, физического и психического здоровья), но и нового отношения к труду. В ХХ в. на Западе сложилась новая трудовая идеология, носители которой видят в труде не средство зарабатывания денег, а средство самоутверждения и развития своих личностных качеств. Соответственно работниками, которые видят в труде важнейшую составляющую смысла своей жизни, легко управлять и за ними не требуется особого надзора, поскольку они не пытаются переложить свою работу на других и не эксплуатируют уникальные трудовые способности или ресурсы любого члена своей команды. Иными словами, квалифицированный и с гражданской ответственностью рабочей силе чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия. И все это благодаря государству, проводящему сильную социальную политику.

Трудно переоценить роль государства в производстве товаров  и услуг общественного назначения, будь то, к примеру, оборона страны или природоохранительные мероприятия. И если бы указанные сферы деятельности полностью передать в руки частной  инициативы, то общество не имело бы армии, способной его защитить от внешнего вторжения, и оно бы не имело  более-менее приемлемого для работы и быта своих членов экологического климата. Дело в том, что общественный товар характеризуется такими чертами, как неделимость, неотчуждаемость и коллективный характер потребления, поэтому попытка его производства на коммерческой основе приведет, с одной стороны, к дефициту такого товара, а с другой стороны, к колоссальному росту трансакционных издержек, поскольку вопросы, сколько общественного товара производить и по какой цене, кто и как будет оплачивать производство и потребление данного товара, являются абсолютно неразрешимыми в условиях лэсэфер.

Признавая важность экономической  роли государства в снижении трансакционных издержек, следует иметь в виду, что государство как общественный институт имеет массу недостатков, как и рыночный механизм, взятый сам по себе. Поэтому государство своей деятельностью может не только уменьшить, но и способствовать росту трансакционных издержек.

Объясняется это тем, что  государство находит свою персонификацию в чиновниках, которые по своим  профессиональным и нравственным качествам  ничуть не хуже, но и не лучше работающих в частном секторе экономики, и в своей деятельности они, как  и все остальные смертные, руководствуются  личными выгодами: иметь хороший  заработок, признание, вес в коллективе и в обществе, власть и т.д. Но в  отличие от многих, работающих в  частном секторе экономики, чиновник от имени общества наделяется властными  полномочиями и получает право распоряжения общественными ресурсами. В связи  с этим у чиновника имеется  возможность использовать власть и  ресурсы не только в общественных, но и в личных, корыстных целях, ущемляя при этом общественные интересы.

 

Особенно подробно недостатки государственного механизма анализируются  в теории общественного выбора, разработанной  американским экономистом Дж. Бьюкененом и его последователями.

К числу наиболее важных недостатков  государства как  субъекта экономических отношений  следует отнести:

  • несовершенство политического процесса, находящего свое выражение в лоббизме, логроллинге, бюрократии, поиске политической ренты;
  •     ограниченность контроля над бюрократией со стороны политических партий и общественности, в результате чего чиновник в своей деятельности на первый план выдвигает, как правило, свои собственные, а не общественные интересы; а стремительный рост бюрократии создает все новые и новые проблемы в этой области;
  • неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых решений.

Указанные недостатки свидетельствуют  о том, что государство далеко не всегда в состоянии обеспечить эффективное распределение и  использование общественных ресурсов, что обусловливает рост трансакционных издержек. Соответственно, снижение последних возможно при изменении экономических функций государства и кардинальной перестройке экономического блока государственного аппарата.

Как показывает исторический опыт, западное общество в состоянии  реформировать государственные  органы в целях придания им адекватности изменяющейся экономической среде. Подтверждением тому является отход  политиков и ученых от неокейнсианства как основы экономической политики государства и использование сегодня в практической деятельности идей монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории экономики предложения. В итоге сокращается прямое вмешательство государства в экономику, а упор делается на косвенное регулирование экономики, что ведет к уменьшению бремени трансакционных издержек и повышению эффективности производства.

В эпоху командной экономики, когда государство монопольно решало, что, как и для кого производить, трансакционные издержки фактически были равны нулю, но в условиях отсутствия экономической свободы и свободы выбора огромных размеров достигали производственные издержки (в расчете на единицу продукции в несколько раз выше, чем на Западе), и значительная часть продукции как личного, так и производственного плана не находила сбыта. Не случайно советскую экономику из-за расточительного потребления ресурсов назвали самоедской экономикой. Снижение производственных издержек соответственно связано с формированием рыночного механизма, характерной чертой которого являются трансакционные издержки, оказывающие заметное влияние на ценообразование.

Сегодня в России формируется  экономика смешанного типа, состоящая  из государственного и частного секторов. С появлением рынка возникает  проблема трансакционных издержек и, как следствие, - проблема соотношения указанных выше секторов экономики.

А поскольку российская экономика  находится на переходной стадии своего развития, то без государства как  субъекта экономических отношений  современную рыночную экономику  не создать. Однако при принятии того или иного государственного решения  необходимо всегда учитывать предстоящие  затраты и результаты реализации этого решения.

Соответственно, если трансакционные издержки в случае реализации данного реформаторского мероприятия будут увеличиваться, то от него нужно отказываться уже на стадии оценки и выбора способов и путей решения назревших социально-экономических проблем.

К примеру, сегодня в плане  продолжения и углубления реформ нашей экономической системы  многие экономисты и политики настаивают на проведении жилищной реформы, которая  позволит, с одной стороны, полностью  переложить оплату коммунальных услуг  на плечи потребителей, а с другой стороны, повысить качество этих услуг.

Относительно последнего возникают большие сомнения, поскольку  требуется большой отрезок времени  и немало усилий компетентных органов  и потребителей для перестройки  коммунальных служб на рыночные основы. Что касается полной оплаты квартиросъемщиками и владельцами жилья коммунальных услуг, то низкий уровень жизни большинства  россиян не позволяет этого сделать. Полностью оплачивать жилье сегодня  могут 10-20% населения России, а остальным  необходимо будет предоставить дотации, субсидии, компенсации и т.д. Соответственно, для реализации жилищной реформы  такого рода потребуются дополнительные штаты чиновников с кабинетами, служебным  транспортом и компьютерным обеспечением, чтобы собирать и уточнять данные о доходах населения и перекладывать  в конечном итоге государственные  средства в карман коммунальных служб  через специально созданные дополнительные звенья государственного аппарата. Конечным результатом, естественно, будет рост трансакционных издержек и более чем до реформы неэффективный способ распределения и использования государственных (общественных) ресурсов.

Рынок не является совершенным  институтом, равно как и государство, выступающее в качестве субъекта экономических отношений. Но взаимодействие этих двух несовершенных институтов обеспечивает снижение трансакционных издержек и повышает эффективность производства. Задача экономической науки и политиков состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение государства и рынка для любого периода времени, характеризующегося теми или иными особенностями внешней и внутренней среды. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тесты.

1. Метаконкуренция предполагает конкуренцию между:

а) различными институтами;

б) крупными фирмами;

в) странами;

г) отдельными регионами.

Правильный ответ: «а»

2. Конституционные правила  не определяют:

а) правила принятия решений  по формированию государственных органов  власти;

б) формы контроля действий государства со стороны общества;

в) корпоративные кодексы;

г) иерархию ценностей, разделяемых  широкими слоями общества.

Правильный ответ: «в»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 201-202.
  2. Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике. Ростов-на-Дону, 2002. С. 160-161.
  3. Дроздов Н.Д. Институциональная экономика: Учеб. Пособие -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 156.
  4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С.9.
  5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно – исследовательских программ. М., 1995. С. 79-89.
  6. Литвинцева Г.П.  Институциональная экономическая теория:  Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь.   Словарь современной экономической науки.5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. С. 520.
  8. Мизес Л . Социализм . М ., 1995. С. 28.
  9. Олейник А.Н. Институциональная экономика.  М.: Инфра-М, 2002. С.- 416 .
  10. Осадчая И.М.  Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", 2000.
  11. Падалкин Н. А.,  Ю.Г. Клепов.  Раздел 4. Экономическая теория. История экономических наук. Алтайский экономико-юридический институт, Барнаул, 2001.
  12. Райсберг Б.А. Современный экономический словарь: Инфра-М, - 1999.
  13. Ролз Дж. Теория справедливости Новосибирск, 1995. С. 61-62.
  14. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  15. Худокормова  А.Г.  История экономических учений: современный этап: Учебник. М., 1998. С. 202-204, 733.

 

Ресурсы сети интернет.

  1. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/soderjan.html

Информация о работе Аксиомы неоклассической теории и институционализма