Аксиомы неоклассической теории и институционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф. Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов

Файлы: 1 файл

вар 2.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Аксиомы неоклассической теории и институционализма.

     Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф. Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества; субъектом исследований является "человек экономический".[12]

   Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

   Институтом  называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности [14]. Институты:

- распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью, и отдельных выполняемых ими функций;

- система жизни общества, слагаемая из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества.[1,с.  201-202]

   Неоклассическая  экономическая теория - направление экономической теории, согласно которому индивиды и фирмы стремятся к максимизации своих объективных функций при условии, что их деятельность координируется ценовым механизмом и что спрос на рынках уравновешивает предложение таким образом, что экономика постоянно находится в состоянии равновесия. [10]

   Институционализм и неоклассическая экономическая теория.

   Существует несколько причин, по которым неоклассическая теория (начала 60-х годов) перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной экономической практике:  неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях, и, следовательно, она использует модели неадекватные экономической практике.

   Экономическая наука расширяет круг феноменов (например, таких как идеология, право, нормы поведения, семья), которые успешно могут анализироваться с точки зрения экономической науки. Этот процесс получил название «экономического империализма». Ведущим представителем этого направления является нобелевский лауреат Гарри Беккер. Но впервые о необходимости создания общей науки, изучающей человеческое действие писал еще Людвиг фон Мизес, предлагавший для этого термин «праксеология» [8, с.28].

    В рамках неоклассики практически нет теорий, удовлетворительно объясняющих динамические изменения в экономике, важность изучения, которых стала актуальной на фоне исторических событий XX века.

Основными же предпосылками неоклассической теории, следуя методологии науки выдвинутой Имре Лакатосом являются:   [5,с.79]

 Жесткое ядро:

- стабильные предпочтения, которые носят эндогенный (вызванный внутренними факторами) характер;

 -  рациональный выбор (максимизирующее поведение);

- равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках.

Защитный пояс:

- права собственности остаются неизменными и четко определенными;

- информация является совершенно доступной и полной;

- индивиды удовлетворяют свои потребности с помощью обмена, который происходит без издержек, с учетом первоначального распределения.

   Исследовательская программа по Лакатосу (британский философ и историк науки), оставляя в неприкосновенности жесткое ядро, должна быть направлена на то, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые вспомогательные гипотезы, которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра.  Если видоизменяется жесткое ядро, то теория заменяется новой теорией со своей собственной исследовательской программой.

  Институционализм, как экономическое течение, возник на рубеже 19-20 веков. Он был тесно связан с историческим направлением в экономической теории, с так называемой исторической и новой исторической школой (Лист Ф., Шмолер Г., Бретано Л., Бюхер К.). Для институционализма с самого начала его развития было характерно отстаивание идеи социального контроля и вмешательства общества, главным образом государства, в экономические процессы. Это было наследием исторической школы, представители которой не только отрицали существование устойчивых детерминированных связей, и законов в экономике, но и являлись сторонниками идеи, что благосостояние общества может быть достигнуто на основе жесткого государственного регулирования экономики националистического толка.

«Старый» институционализм подверг критике положения, составляющие «жесткое ядро неоклассики». В частности, Веблен отвергал концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов. Объектом анализа являются институты, а не человеческие взаимодействия в пространстве с ограничениями, которые задаются институтами.

   Также работы «старых» институционалистов отличаются значительной междисциплинарностью, являясь, по сути, продолжениями социологических, правовых, статистических исследований в их приложении к экономическим проблемам.

    Атаке неоинституционалистов в первую очередь подверглись положения неоклассики, составляющие ее защитное ядро.

  Во-первых, подверглась критике предпосылка, что обмен происходит без издержек. Экономический обмен происходит только тогда, когда каждый его участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего набора благ.

 До сих пор мы  рассматривали обмен как процесс,  происходящий без издержек. Но  в реальной экономике любой  акт обмена связан с определенными  издержками. Такие издержки обмена  получили название трансакционных.  Они обычно трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта» [4,с. 9].

 Концепция трансакционных издержек противоречит тезису неоклассической теории, что издержки функционирования рыночного механизма равны нулю. Такое допущение позволяло не учитывать в экономическом анализе влияния различных институтов. Следовательно, если трансакционные издержки положительны, необходимо учитывать влияние экономических и социальных институтов на функционирование экономической системы.

    Во-вторых, признавая существование трансакционных издержек, возникает необходимость в пересмотре тезиса о доступности информации. Признание тезиса о неполноте и не совершенности информации, открывает новые перспективы для экономического анализа, например, в исследовании контрактов.

    В-третьих, подвергся пересмотру тезис о нейтральности распределения и спецификации прав собственности. Исследования в этом направлении послужили отправным пунктом для развития таких направлений институционализма как теория прав собственности и экономика организаций. В рамках этих направлений субъекты экономической деятельности «хозяйственные организации перестали рассматриваться как «черные ящики».

   В рамках «современного» институционализма также осуществляются попытки модификации или даже изменения элементов жесткого ядра неоклассики. В первую очередь это предпосылка неоклассики о рациональном выборе. В институциональной экономике классическая рациональность модифицируется с принятием допущений об ограниченной рациональности и оппортунистическом поведении.

   Несмотря на различия, практически все представители неоинституционализма рассматривают институты через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. При этом используются следующие основополагающие инструменты, относящиеся к модели человека: методологический индивидуализм, максимизация полезности, ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение.

    Некоторые представители современного институционализма идут еще дальше и подвергают сомнению саму предпосылку о максимизирующем полезность поведении экономического человека, предлагая его замену принципом удовлетворительности.

Основными представителями  неоинституционализма являются: Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, А. Алчиан, Саймон Г., Л. Тевено, Менар К., Бьюкенен Дж., Олсон М., Р. Познер, Г. Демсец, С. Пейович, Т. Эггертссон и др.

[2, с.160-161]

 

  1. Влияние государства на уровень трансакционных издержек.

Понятие трансакции.

В обычном употреблении трансакция – это соглашение, сделка. Понятие «трансакция» было введено в экономику Дж. Р. Коммонсом.

При совершении трансакции осуществляется правовой контроль над необходимой вещью, и конфликт интересов индивидов, которые одновременно зависят друг от друга, разрешается таким способом, что появляется социальная потребность в порядке. Следовательно, трансакции – это стратегические отношения в ходе экономической деятельности, так как без них не могло бы быть производства, потребления, покупки, продажи, инвестирования и т.д. Под трансакцией следует понимать деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности, а  также принятых в обществе свобод, которые осуществляются в процессе планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых обязательств.[9, с.416]

Понятие трансакционных издержек.

 Трансакционные издержки - издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения. Они включают как собственно издержки (напр., на обработку информации или на транспорт), так и - что важно - затрачиваемое время. В широкой трактовке это, собственно, все издержки общества, которые не относятся непосредственно к физическому процессу производства благ. Смысл и значение трансакционных издержек впервые раскрыл Р. Коуз.

Одна из задач государства  - такое совершенствование социально-экономического механизма, при котором трансакционные  издержки участников рыночного обмена были бы минимальны.[7, с. 520]

Теория трансакционных издержек, сформулированная американским экономистом Р. Коузом и получившая дальнейшее развитие в трудах современных институционалистов, играет большую роль в понимании широкого круга социально-экономических вопросов и, в частности, в изучении государства как субъекта экономических отношений.

 

      Представители  неоинституционализма предлагают несколько классификаций трансакционных издержек. Одна из классификаций выделяет:

  • издержки экономических агентов на поиск информации - затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации, а также потери от несовершенной информации;
  • издержки ведения переговоров;
  • издержки измерения - затраты на промеры, измерительную технику, потери от ошибок и неточностей;
  • издержки по спецификации (точному определению) и защите прав собственности - расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;
  • затраты предприятий и организаций на формирование в коллективе "консенсусной идеологии" - в духе соблюдения неписаных правил и норм;
  • издержки оппортунистического поведения, связанные с получением информации об эффективности действий на рабочем месте каждого члена трудового коллектива и принятием адекватных мер по стимулированию трудовой активности работников.

В условиях рыночной экономики  с развитием общественного разделения труда, концентрацией и централизацией производства и капитала, возрождением в XX в. мелкого и среднего бизнеса, а также усилением экономической  роли государства трансакционные издержки имеют явную тенденцию к росту. Так, по оценкам американских ученых, доля трансакционных услуг в ВВП США, оказываемых частным секторам экономики, увеличилась с 23% в 1870 г. до 42% в 1970 г., а оказываемых государством - с 3,6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6 до 54,9% [15, с. 202-204].

Трансакционные издержки, или, как их определяет А. Коуз, "издержки использования рыночного механизма"[15, с. 733], не связаны непосредственно с производственными издержками, поэтому рост первых оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие общества, тормозит повышение эффективности производства и уровня жизни населения. Все дело в том, что производители товаров и услуг вынуждены с разрешения государства или по собственной инициативе включать трансакционные издержки в состав производственных издержек и цену своей продукции, либо из-за боязни потери большого сегмента покупателей оплачивать их за счет полученных прибылей.

Соответственно, трансакционные издержки выступают как разновидность косвенных налогов, рост которых крайне негативно изменяет структуру личного и производственного потребления. В связи с этим трудно переоценить роль государства в снижении трансакционных издержек в частном секторе экономики.

Информация о работе Аксиомы неоклассической теории и институционализма