Агропромышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сельское хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности, объединению различных племен в одну страну. Поэтому развитие самого сельского хозяйство должно развиваться, чтобы обеспечить сырьем сопутствующие отрасли. Объектом работы является национальный аграрный рынок России. Предметом работы служит экономика аграрного сектора России, продовольственная проблема нашей страны.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая стратегия аграрного развития в РФ 5
Динамика функционирования сельского хозяйства на современном этапе 11
Сельское хозяйство сегодня 11
Современные проблемы сельского хозяйства 14
Факторы, ограничивающие развитие АПК 16
Продовольственная проблема России 22
Роль и место аграрного сектора в решении проблем продовольственной отрасли 26
Пути совершенствования деятельности АПК в России 30
Последствия для АПК от вхождения России в ВТО 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 375.55 Кб (Скачать файл)

Россия завершила техническую работу по вступлению во Всемирную торговую организацию и начала процедуру присоединения уже летом 2011 года. Такие сроки обозначил глава российского минфина Алексей Кудрин на встрече мировой финансовой "двадцатки" в Вашингтоне.

Одним из спорных вопросов, тормозящих вступление нашей страны в ВТО, была поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК.

Сейчас переговоры о совокупных мерах поддержки российских сельхозпроизводителей  в рамках ВТО завершены.28

Условия присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) оказались неожиданными для  отраслевых аграрных союзов. Их представители  предупреждают о губительном  влиянии этого шага на отечественное  сельхозпроизводство. Чиновники удивлены неосведомленностью отраслевиков и  уверяют, что от присоединения к  ВТО российское сельское хозяйство  в итоге только выиграет.

Из реальных условий вступления в ВТО следует, что России предписан  гораздо более низкий уровень  ставок ввозных пошлин, например, по живым свиньям. А по свинине, поставляемой из-за рубежа в рамках установленной  правительством квоты, вводится нулевая  ставка. Вне квот предлагается разрешить  ввозить высококачественную говядину. На рынке опасаются, что под ее видом может завозиться любая  другая.

Для молочной отрасли условия  тоже оказались хуже, чем предполагалось. «Мы знали, что будет снижение пошлин на ключевую молочную продукцию  — сухое молоко, сыр и масло. После знакомства с деталями мы не в восторге», — говорит министр сельского хозяйства  Даниленко. Но отношение молочников к ВТО будет зависеть от готовности государства компенсировать отрасли потери из-за неравной конкуренции с теми, кто имеет большую государственную поддержку. «Ее оказывают все государства мира», — утверждает эксперт. По самым предварительным расчетам Союзмолоко, отрасли требуется удвоение поддержки по сравнению с теми 27 млрд. руб., которые она имеет сейчас.

Особенно трагической  представляется участь сельхозмашиностроения. «Сельхозмашин сейчас в России производится примерно на $1 млрд. в год. Цена вступления в ВТО — этой отрасли не будет, и 50 тыс. человек окажутся на улице», — утверждает Бабкин. По его словам, на продукцию сельхозмашиностроения  все барьеры снимаются сразу  после ратификации соглашений о  присоединении к ВТО, а дотации  на закупку сельхозтехники распространяются на иностранную технику, «в том числе  бывший в употреблении хлам».29

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский считает, что по экспертным оценкам российских специалистов, негативные последствия для отечественного АПК от возможных условий членства России в ВТО (с учетом текущей позиции на переговорах) весьма значительны. Еще только делая шаги навстречу ВТО, страна начинает нести потери. К примеру, разрешение на ввоз свинины из США, которое несет в себе угрозу здоровью российских граждан и уничтожения приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Другой пример – принятие закона «О развитии сельского хозяйства», где субсидирование инвестиционных кредитов разрешено только на три года. В то время как Европа прописала для себя инвестиции уже до 2013 г. «Планы субсидирования в Америке и Южной Америке также прописаны до 2013 г. Если мы вступаем в ВТО, то мы мгновенно должны все исполнять. До 2013 г. мы будем жить по правилам ВТО, а они буду жить по своим правилам. Со своими таможенными тарифами, таможенной политикой, субсидиями. И мы не сможем ничего им сказать, так как мы вступили в ВТО, зная об этом. В течение 5-7 лет наша экономика будет в одной ситуации, а их - в другой. За 5 лет можно убить любую отрасль. Птицеводство убили за три года. Когда в 2013 г. мы придем к равноправию, нам нечего будет производить, потому что у нас уже не будет экономики», - подчеркнул он.30

Потратив почти два  десятка лет на согласование условий  присоединения к ВТО и, наконец-таки, в конце прошлого года вступив  в торговую организацию, Россия теперь страдает от новой напасти: нужно  что-то срочно делать с отраслями, которые  государство активно защищало от импорта все последние годы.

Самые большие (по крайней  мере, по цене) проблемы ждут сельхозпроизводителей. Поддержка АПК была одним из главных  проблемных вопросов во время переговоров. Согласившись снизить пошлины на импортную сельхозпродукцию, чиновники  получили другую головную боль: господдержку сельского хозяйства нужно срочно увеличивать. Иначе, рухнет вся система  продовольственной безопасности и  социальная стабильность страны, пишет  в своем докладе правительству  министр сельского хозяйства  Елена Скрынник.

За 2006 - 2011 гг. на поддержку  сельского хозяйства в России было потрачено 563, 5 млрд. руб. (примерно по 94 млрд. руб. в год.), одновременно государство активно использовало тарифные меры, ставя всевозможные преграды импортному продовольствию. Усиленная помощь дала свои результаты: выросло производство мяса и птицы, зерна.

Но теперь, чтобы российская продукция могла конкурировать  с импортной, государство ежегодно должно тратить на поддержку сельского  хозяйства еще больше - от 96 до 111 млрд. руб. ежегодно, и так вплоть до 2020 года - или смириться с тем, что страну заполонит импортное продовольствие. 31

В целом сельское хозяйство  имеет негативные последствия после  вступления России в ВТО. Но правительство  РФ полагает, что скоро сельское хозяйство войдет в нужное русло  и будет функционировать намного  лучше. Для этого государство  будет выделять необходимые финансы. С момента вступления во Всемирную торговую организацию и до 2012 года наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд. долларов. За период с 2013 до 2017 года эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев и проанализировав  теоретические аспекты сущности и структуры агропромышленного  комплекса и его состояние  в современной экономике России можно сделать следующие выводы.

Помимо общеэкономических  проблем (нестабильность в финансовом отношении, отсутствие законодательных  гарантий в различных областях деятельности и т.п.), агропромышленному комплексу  страны присущи особые, специфические  проблемы, обусловленные несовершенством  производственно-экономических отношений  в агропродовольственной сфере.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место  положительные результаты: наметился  рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны  остаются и продолжают развиваться  негативные процессы, которые преобладают  над положительными сдвигами, что  в целом позволяет оценить  положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности  потерять продовольственную независимость.

Проблемы России видны  невооружённым глазом. Несмотря на то, что страна является признанным лидером по производству подсолнечника  и зерна, она выступает в качестве импортёра, закупая половину продуктов  из-за границы. В то время огромные пашни зачастую остаются и вовсе  не использованными. В ближайшее  время ожидается только увеличение импорта в Россию, что не может  не огорчать. И это не импорт таких  вещей, как запчасти BMW и других иностранных  автомобилей, это товары, которые  мы можем сами произвести. Наибольшую часть ввозимых товаров занимает мясо и консервированные овощи. Птицеводство в нашей стране, к радости российских граждан, растёт из года в год, обеспечивая  потребителей своей продукцией.

 

Но ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции в России весьма специфичная. Наблюдается заметный рост цен на неё, несмотря на некоторые меры, предпринимаемые  государством (уменьшение пошлин на ввоз молока, увеличение пошлин на экспорт  зерновых и т.д.). Похожая ситуация не только с зерном, но и с мясом. Странно получается – вложения в  другие занятости населения ведут  к расширению сельской занятости, тогда  как вложения непосредственно в  сельское хозяйство сокращают эту  занятость. Сельское хозяйство в  России давно балансирует на краю пропасти. Но мир сейчас переходит  в такую эпоху, когда работа на земле становится прибыльной, а сама земля – дорогой. Остаётся ждать, что и до России эти тенденции  также доберутся.

Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного  потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком  положении, что применение разовых  мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости  быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной  жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и  качества жизни сельского населения.

Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства  в этом процессе. Необходимо более  действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние  годы такая поддержка была недостаточной  или отсутствовала совсем. Решению  проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной  власти и регионов. Конкретно это  должно выразиться в создании фонда  развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

После вступления России в  ВТО положение сельского хозяйства  страны ухудшилось. Согласившись снизить пошлины на импортную сельхозпродукцию, появилась другая головная боль: господдержку сельского хозяйства нужно срочно увеличивать. Иначе, рухнет вся система продовольственной безопасности и социальная стабильность страны. За 2006 - 2011 гг. на поддержку сельского хозяйства в России было потрачено 563, 5 млрд. руб. (примерно по 94 млрд. руб. в год.), одновременно государство активно использовало тарифные меры, ставя всевозможные преграды импортному продовольствию. Но теперь, чтобы российская продукция могла конкурировать с импортной, государство ежегодно должно тратить на поддержку сельского хозяйства еще больше - от 96 до 111 млрд. руб. ежегодно, и так вплоть до 2020 года - или смириться с тем, что страну заполонит импортное продовольствие. Но, несмотря на это, правительство РФ полагает, что сельское хозяйство войдет в новое русло и будет работать намного лучше и приносить свои доходы. Для этого государство будет выделять необходимые средства.

В настоящее  время государство разрабатывает программу по улучшению состояния сельского хозяйства. Новые направления Государственной программы до 2020 года: развитие перерабатывающих отраслей АПК, развитие мелиорации, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития отрасли, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, поддержка малых форм хозяйствования на селе, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства, в рамках стратегии государства, должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения, как в отдельных регионах, так и в стране в целом.

Список использованной литературы

 

Нормативно – правовые акты

  1. Доктрина продовольственной безопасности от 30.01.2010 N 120// Российская газета – Федеральный выпуск, 2010, №5100.
  2. Федеральный закон « о развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264 – ФЗ// Российская газета – Федеральный выпуск, 2006, №4265.
  3. Федеральный закон « о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 N 83 – ФЗ// Российская газета, 2002, №127.

Книги, учебные пособия, сборники

  1. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития./Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н. – М.: Наука. – 1993. – 380с.
  2. Всемирная история./Бадак А.Н. – М.: Минск. – 2007. – 1504с.
  3. Государственное регулирование агропромышленного производства./ Гордеев А. – М.: Экономист .-  1998. – 29с.
  4. Новый курс аграрной политики./ Семенов В. – М.: Экономист. – 1999. - №1. – 14с.
  5. Основные направления развития рыночных отношений в АПК России. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. / Семенов В. – М.: Экономист. – 1996. – 29с.
  6. Пищевая промышленность РФ в условия рынка./ Сизенко Е.И. – М. – 1997.
  7. Проблемы развития АПК./Захаров Ю. – М.: Экономист. – 1999. - №1.
  8. Пути достижения продовольственной безопасности союзного государства и стран СНГ./Румянцева Е.Е. – М.: Армита – Маркетинг, Менеджмент. – 2001. – 366с.
  9. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК. АПК: Экономика, управление./Белокопытова Л.А. – М. – 1999. - №1.

Материалы периодики

  1. Аграрная трагедия России.   Вопросы экономики». – 2009. - №9.
  2. Журнал Агрофакт. – 2010. - №1.
  3. Журнал РосБизнесКонсалтинг. Экономика Э. Набиулиной. – 2011.
  4. Журнал Сельские будни./Боченков В. – 2011. - №10.
  5. Журнал Экономика России 21 века. – 2011. - №21.
  6. «Российская газета». - Экономика «Агропромышленный комплекс». – 2009. - №4909(85).
  7. «Российская газета». – Экономика «Золотая осень АПК». – 2011. - №5605(229).
  8. «Российская газета». – Экономика Юга России. – 2008. - №4690.
  9. Социально экономическое положение России. – 2011.

Информация о работе Агропромышленный комплекс