Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей данной курсовой является исследование агропромышленного комплекса России и в частности Нижегородского комплекса.
Рассмотрение некоторых вопросов позволит раскрыть само понятие агропромышленного комплекса, рассмотреть его структуру и важность существования. Так как агропромышленный комплекс представляет собой сложную систему, необходимо выявить проблемы, возникающие в работе комплекса и найти пути их решения.
В этой работе мы будем рассматривать состояние агропромышленного комплекса на данный момент, и сравнивать эти показатели с предыдущими годами. На основании этих данных создавать статистику и воспроизводить данные в виде диаграмм и таблиц для наглядного изучения. Рассмотреть государственные программы, направленные на реформирование сельского хозяйства и пронаблюдать их реализацию и эффективность.

Содержание работы

1.Введение 3
Глава 1. Современные теоретические основы развития АПК
1.1. АПК: понятие, структура, значение 5
1.2. Современное состояние АПК РФ 8
Глава 2. Современное состояние АПК РФ на примере
Нижегородской области.
2.1. Мониторинг экономического состояния АПК по
Нижегородской области в период с 2000 по 2012 гг. 16
2.2. Основные проблемы сельского хозяйства Нижегородской области 22
2.2.1. Проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства
Нижегородской области 22
2.2.2. Проблемы финансово-экономического состояния сельского
хозяйства Нижегородской области 24
2.2.3. Проблемы технико-технологического обеспечения
сельского хозяйства Нижегородской области 25
Глава 3. Перспективы, направленные на совершенствование
АПК РФ
3.1. Пути реформирования АПК РФ 27
3.2. Инновации в развитии АПК 31
4.Заключение 35
5.Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 97.02 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Инновации и инновационная деятельность в развитии АПК

Важной составной частью государственной социально-экономической  политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

К инновационной деятельности3 относятся следующие виды деятельности:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
  • проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
  • осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий;
  • первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
  • создание и развитие инновационной инфраструктуры;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
  • охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию;
  • финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты;
  • иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Финансирование инновационной  деятельности осуществляется за счет:

  • средств субъектов инновационной деятельности;
  • средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из сторонних источников;
  • средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных соответствующими бюджетами на эти цели;
  • средств государственных внебюджетных фондов и иных государственных организации, участвующих в инновационной деятельности;
  • зарубежных инвесторов и международных финансовых организации и фондов.

Основные направления  государственной инвестиционной политики включают:

  • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему и тд.
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.

 

Политика государственных  инвестиций в инновации4 должны быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. 

Решение стоящих перед АПК задач возможно только в русле инновационного развития. Это требует формирования организационных, институциональных, правовых условий для ускорения научно-технического прогресса в отдельных его подотраслях.

Необходимо создание организационных  структур, обеспечивающих интеграцию научной, образовательной и производственной сфер деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. Создание научных формирований с включением в них отраслевых НИИ или научных подразделений вузов дает возможность непрерывного поиска в соответствующих областях деятельности, а наличие учебных заведений позволяет решить задачи подготовки специалистов с инновационным мышлением для работы как в науке, так и в производственной сфере.

Большое значение для развития инновационной  деятельности на предприятиях имеют информатизация производства, конкретные рекомендации научно-исследовательских институтов по различным аспектам функционирования отрасли. Современные информационные технологии на базе соответствующих массивов данных позволяют использовать с высокой эффективностью известные количественные методы прогнозирования - экономико-математическое моделирование, анализ временных рядов и др. Применение данных методов позволит оптимизировать использование ограниченных ресурсов и повысить общую эффективность функционирования предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Исследования, в частности, показали, что у многих предприятий еще  низка доля выработки продукции, которая являлась бы конкурентоспособной на мировом рынке. 

Государству необходимо взять на себя лидирующую роль и в финансировании расходов на экологизацию хозяйственной деятельности частных предприятий за счет соответствующих инноваций.

Частный бизнес неохотно идет на замещение  используемых эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые. С одной стороны, это связано с дополнительными финансовыми вложениями на переоснащение агропромышленного производства и адаптацию к новой технологии. С другой - новейшие экологически «чистые» технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе. Государство способно решить данную проблему, предоставляя субсидии и льготы разработчикам и пользователям новых безвредных технологий. Кроме того, государственные органы должны устанавливать жесткие экологические нормы для предприятий АПК, законодательно принуждая их к созданию и освоению экологически чистых производств.

Таким образом, только совместными  усилиями государства, науки и предприятий  агропромышленного производства можно  в перспективе повысить инновационную  активность в отраслях АПК страны.

 

 

Заключение

Исходя из проделанной  работы, можно сделать вывод, что  агропромышленный комплекс в России на данный момент находится в убыточном состоянии. Но предпринимаются действия на устранение данных проблем типа:

  • Обеспечения предприятий АПК квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
  • Финансовый результат от производственно-финансовой деятельности без учета господдержки производство продукции сельского хозяйства является  убыточным.
  • Технико-технологическое отставание сельского хозяйства, как по Нижегородской области, так и по России в целом из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, а также стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Издаются реформы и проводятся реформы, направленные на устранение неполадок  в АПК. На сегодняшний день создана  целая госпрограмма периодом  с 2013 по 2020 гг. Перечень программ определен в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность не достаточна для их самостоятельного эффективного развития.

За счет средства федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой  продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.

Осуществление государственной поддержки  для целей привлечения инвестиций в основные подотрасли сельского хозяйства является эффективным инструментом, способным обеспечить реализацию Доктрины продовольственной безопасности страны.

Структура и перечень подпрограмм, а также включённых в Государственную программу федеральных целевых программ, соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Государственной программы.

Состав подпрограмм и федеральных  целевых программ рассчитан на комплексное  развитие агропромышленного комплекса  и его основных сфер, получение  высокого синергетического эффекта  в целом по экономике страны.

Проведя мониторинг АПК Нижегородской  области выяснилось что в связи с финансово экономическим кризисом уровень АПК снизился, но в результате господдержки на данный момент уровень растет.

Также можно отметить, что  АПК РФ сложно существовать без господдержки. Именно поэтому государство прилагает немало усилий для того чтобы повысить эффективность работы комплекса. Финансовый результат от производственно-финансовой деятельности с учетом дотаций – положительный. Сумма прибыли составила 1407,1 млн. рублей (при убытке 556,9 млн. рублей в 2010 году). Уровень рентабельности (с учетом господдержки) составил 6% (при минус 2,9% в 2010 году), без учета господдержки производство продукции сельского хозяйства убыточно – 11,1%.

Я считаю, что просто необходимо уделять еще больше внимания агропромышленному комплексу, так как  он является неотъемлемой часть благосостояния страны. И если уровень АПК РФ будет продолжать расти, то возможно мы станем ведущим государством мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Минаков И.А. Экономика отраслей АПК. - М.: КолосС, 2004. - 464 с.

2) Учебник/ Под ред. Кушлина В.И. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство РГАС, 2005. - 825 с.

3) Морозов Н.М. Новая техника и прогрессивные технологии — важнейшие факторы повышения производительности труда в животноводстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 9.

4) «Пути интенсификации производства и переработки продуктов животноводства» Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. Шевхужева  А.Ф (г. Черкесск, 28–30 сентября 2011 г.) Ставрополь «Сервисшкола» 2011УДК 636/639 ББК 45/46 П 90.

5) Министерство сельского  хозяйства и продовольственных  ресурсов Нижегородской области.  – Режим доступа: http://www.mcx-nnov.ru, свободный.

6) Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации.  – Режим доступа: http://www.mcx.ru./, свободный.

7) академик РАЕН Ф. Е. Удалов, «Проблемы и перспективы развития экономики сельского хозяйства» материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (20 – 25 мая 2012 г.) Княгинино НГИЭИ 2012. – Режим доступа: http://www.ngiei.ru/data/problemy_i_persrectivy.pdf,  свободный.

8) В.П. Шанцев, Правительство Нижегородской области постановление от 4 декабря 2012 года № 882 Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы". – Режим доступа: http://www.docs2.kodeks.ru/document/465500117, свободный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы.

2 Диспаритет цен - устойчивое сохранение больших различий в рентабельности между группами товаров 

3 Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

4 Инновация, нововведение — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

 


Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития