Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1].

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

Введение.

Конституция Российской Федерации  провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его  родителей, а возводится в ранг общегосударственной  политики[1]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

Поэтому социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых  других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств  к существованию[2].

Социальная защита – обязанность  государства.

Смысл и пафос такой  обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем  положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который  позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять  себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

В настоящее время это  право наиболее полно и последовательно  закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

"Каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень,  включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное  обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и  благосостояния его самого и  его семьи, и право на обеспечение  на случай безработицы, болезни,  инвалидности, вдовства, наступления  старости или иного случая  утраты средств к существованию  по независящим от него обстоятельствам».

Следуя нормам международного права, Конституции РФ и РТ устанавливают  обязанность государства проводить  такую социальную политику, которая  гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство  способствует ему в этом и уж тем  более не создает искусственных  препон для трудовой и предпринимательской  деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.

Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом содержать  себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться. По данным Роскомстата  России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели  среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта  часть населения в первую очередь  рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет  на нее право. Такую помощь она  и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуре доходов  населения возросла до 15%, Практически  каждый седьмой рубль, которыми располагали  граждане России, представлял собой  разного рода социальные выплаты  и пособия[3].

Основными направлениями  социальной политики государства являются[4]:

1) государственная поддержка  семьи, материнства, отцовства  и детства;

2) назначение пенсий инвалидам  и иным нетрудоспособным лицам;

3) создание системы, социальных  служб занятости, призванных принимать  действенные меры по трудоустройству  лиц, не имеющих постоянной  работы, и выплачивать им в  соответствии с действующим законодательством  пособия по безработице;

4) выплата государственных  пенсий и социальных пособий;

5) охрана груда и здоровья  людей;

6) установление гарантированного  минимального размера заработной  платы.

В данной работе автор рассмотрит пути реализации вышеназванных направлений  социальной политики государства, проблемы социальной защиты в РФ, а также  разноуровневую социальную защиту, в  том числе адресную социальную защиту в Республике Татарстан. 

 

Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и  тенденции.

Рыночные реформы, нестабильность в экономике повлекли ухудшение  условий жизни значительной части  населения страны, в особенности  безработных, пенсионеров, семей с  детьми, выявили неспособность прежней  системы социального обеспечения  гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это  потребовало ее реформирования и  практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

И сейчас законодательную  базу социальной защиты в Российской Федерации составляют следующие  основные законы[5]:

Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях  в РСФСР";

Закон Российской Федерации  от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";

Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах",

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

Закон Российской Федерации  от 19 апреля 1991 г. "О занятости  населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле";

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

Положения перечисленных  федеральных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных  актов.

Таким образом, законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий  по безработице, пособий по временной  нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий  на детей, систему пособий и компенсационных  выплат при наступлении различных  жизненных ситуаций (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы, а  также за ребенком-инвалидом в  возрасте до 16 лет, социальное пособие  на погребение, различные пособия  и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и  более ста видов льгот и  услуг.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном  уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли  свое правовое закрепление следующие  положения: всеобщность социального  обеспечения, достигнутая путем  расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых  видов социального обеспечения  в ответ на возникновение новых  социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных  выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий  ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.); применение дифференцированного подхода в  обеспечении различных социально-демографических  групп и слоев населения; использование  комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства  зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения  социальных выплат; предоставление возможности  судебной защиты прав человека в этой области[6].

Большое значение для становления  эффективной системы социального  обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные  социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся: учет специфики  видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных  служащих и др.); категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и  вынужденные переселенцы). Здесь  адресность достигается за счет получения  такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой  услуг, специальных пособий и  компенсаций, предназначенных только для них.

Законодательно закрепляется принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения[7]. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  в настоящее время выступают  социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего  социального страхования состоит  в том, что впервые в нашей  стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной  собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные  фонды установлены Федеральным  законом от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ. Страховые  взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует  государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов  пособий. В Фонд социального страхования  страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости  населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны  дотации государства в названные  фонды. Для всех этих фондов аккумуляция  средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также  доходов от капитализации средств  указанных фондов.

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что указанные фонды  в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве  государств мира. Вместе с тем главной  проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного  механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды).

Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность  за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти  фонды. Затрудняют нормальную работу названных  фондов длительные задержки выплаты  заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов  работодателями по разным причинам производственного  характера.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство  предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения  пенсионеров, семей с детьми, безработных  и инвалидов, в области социального  обеспечения имеется целый ряд  острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных  пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе  и в обозримом будущем (малый  размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными  пенсиями, несовершенство механизма  осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых  семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной  способности социальных выплат; существование  социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.

Особого рассмотрения требует  проблема, связанная с уровнем  пенсионного обеспечения, решение  которой зависит не только от состояния  экономики, но и от изменения концепции  пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного  закона.

В настоящее время уровень  пенсий у большинства пенсионеров  ограничен тремя минимальными размерами  заработной платы. Можно сказать, что  лица, получающие пенсии в таких  размерах, обеспечены ниже уровня минимальной  потребительской корзины. В новом  пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и  более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный  уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство  не должно декларировать существование  двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически  отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной  в связи с тем, что для отдельных  категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых  всем категориям обеспечиваемых.

Определенную роль на данном этапе и особенно в дальнейшем в деле повышения уровня пенсионного  обеспечения призван сыграть  Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования" 1996 г. Им практически создаются предпосылки  для постепенного создания в стране условий, при которых пенсии назначались  бы в соответствии с результатами труда каждого застрахованного  лица. Повышает уровень социальной защищенности пенсионеров и Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 550 "О неотложных мерах  по улучшению пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации". Целям  улучшения материального положения  пенсионеров должен послужить и  Федеральный закон, находящийся  в стадии согласования, "О порядке  исчисления и индексации государственных  пенсий". Следует также исключить  из практики принятие в области социальной защиты населения законов, не обеспеченных соответствующей финансовой базой, что в настоящее время отнюдь не является редкостью.

Конституции РФ и РТ закрепили  уже сложившийся опыт функционирования в стране иных негосударственных  форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в  Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О  негосударственных пенсионных фондах", который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам  граждан, общественным объединениям учреждать  негосударственные пенсионные фонды  на правах юридических лиц с именными счетами граждан. В нем также  было установлено, что эти фонды  осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного  обеспечения и что выплаты  из этих фондов производятся наряду с  выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между  негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального  обеспечения следует назвать  систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные  доплаты к государственным пенсиям  по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с  детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий. Некоторые предприятия создают  и так называемые системы профессионального (производственного) страхования, когда  в создании их финансовой базы (например, дополнительного пенсионного обеспечения) участвуют как работодатель, так  и работник. Эта система строится на основе накопления страховых взносов  с тем, чтобы при выходе на пенсию работник мог получать дополнительную пенсию от предприятия.

Информация о работе Адресная социальная защита: проблемы, задачи и их решения