Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема культуры поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА 5
1.1. Культура поведения как компонент нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения 5
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста 6
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету 7
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ 9
2.1. Система занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 9
2.2. Организация занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

1-я группа - Секреты  "волшебных слов".

Темы занятий:

Что такое этикет?

Школа вежливости: формулы  приветствия на русском языке; как  правильно попросить прощения; прощание перед сном; утреннее приветствие;вежливая просьба;

Как разговаривать по телефону?

Поздравления и пожелания.

Дети знакомятся с  вежливыми словами, формулами приветствия, прощания: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спасибо, благодарю, спокойной  ночи, извините, разрешите, пожалуйста, добрых снов, всего хорошего(копилка воспитателя). Вежливые слова - "кладовая" русского языка, основа этикета. Идет постоянное системное закрепление данных слов по утрам, когда дети здороваются с учителями, друг с другом, со взрослыми, которые приходят в школу. Также при уходе из школы дети говорят слова прощания. (Между собой дети чаще употребляют слова привет и пока). Постоянно в речи детей звучат слова спасибо, пожалуйста. На сегодняшний день нет ребенка, который бы не знал волшебных слов, но есть дети, которые забывают употреблять эти слова. На занятиях использую стихи (А.Я.Яшин "С добрым, утром", Осеева "Волшебное слово"), отрывки из рассказов. Очень нравится детям занятие "Разговор по телефону", где они учатся вежливо общаться по телефону друг с другом, правильно приглашать к телефону, если трубку возьмет взрослый. Умеют звонить по телефонам экстренной помощи и знают эти номера (01,02,03,04).Вежливый ребенок меньше всего конфликтует. Мы должны помнить слова М. де Сервантеса: "Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".

2-я группа - Поведение  в общественных местах.

Темы занятий:

в поликлинике;

в общественном транспорте (автобусе);

в театре, кино, на концерте;

в парикмахерской;

в столовой, кафе, магазине;

на прогулке, экскурсии

Детский сад - социокультурное  пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается  культурно, духовно.

В результате процесса сотрудничества, сотворчества с учреждениями села ребята повышают свой культурный уровень, учатся вести себя в общественном месте, знакомятся с новыми социальными ролями.

Какие решаем задачи?

 - развитие навыков общения,

 - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения, поступков окружающих.

Примеры форм занятий: беседа-игра по этикету (библиотека); кружок "Затейник"(РКЦ); кружок "Экология в играх"; соревнования, конкурсы.

Мотивация: дети зарабатывают баллы, получают призы.

3-я группа - Культура  общения.

Темы занятий:

знакомство;

поведение за столом; в гостях;

разговор с младшими; с незнакомыми;

обращение к взрослому  человеку;

об уступчивости , утешение.

у постели больного;

разговор о животных

дружная семья;

как порадовать маму?

несколько " вредных" советов;

о дружбе;

прощание с близкими перед отъездом.

Всего - 32 занятия.

Задачи:

 - воспитание интереса к окружающим людям;

 - развитие чувства понимания людей через слово, мимику, жесты;

 - развитие самоконтроля - это задача одна из трудных, т.к. ребенку трудно оценивать собственное поведение, свое эмоциональное состояние.

В каждой группе есть дети, которые требуют особого внимания, они могут агрессивно вести себя по отношению к другим детям. Есть дети, которые любят, чтобы слушали  только их, очень обидчивые. О поведении  этих детей приходится говорить очень часто, надо делать это ненавязчиво, у них ранимая психика. Плохие поступки детей никогда не остаются без внимания. Дети и сами видят, что и кто сделал что-то не так, многие могут прямо сказать об этом однокласснику, сделать замечание, т.е. оценить поведение товарища.

По теории Берна выделяются три типа поведения ребенка:

Спонтанный ребенок - поведение естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное.

Приспосабливающийся ребенок - поведение беспомощное, боязливое, уступчивое.

Бунтующий ребенок - поведение протестующее, бросающее вызов "Я это делать не буду!"

По всем видам поведения  есть дети в группе, но их надо принимать  такими, стараться помогать им. Просматривается  в их поведении узкая социальная мотивация: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Мы сами должны контролировать свое отношение к ребенку, как мы с ним общаемся. С психологической точки зрения содержание общения может быть многообразным по ролевым позициям.

Отношение воспитателя  к ребенку, как "родитель-дитя", т.е. если мы говорим ребенку ты - плохой и т.д., то этими словами мы заранее программируем ребенка на все плохое, дурное (что недопустимо).

Отношение воспитателя  к ребенку; как "родитель-взрослый" (например, попросить ребенка прибрать в группе, кабинете, но не указывать, как это делать, ребенок это делает сам).

Отношение воспитателя  к ребенку, как "взрослый-родитель". (Попросить ребенка помочь в чем-то словами: Я прошу тебя. Здесь ребенок  уже помощник, защитник интересов  воспитателя.

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, утешение, поздравление.

Речь и поведение  взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. В основе обучения дошкольников этикету лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый - и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника: дом, детский сад, общественный транспорт, театр, поликлиника.

На занятиях ребенок  учится быть добрым, отзывчивым, ответственным, учится любить, дружить, прощать, сострадать. Воспитатель через эти занятия  учит детей видеть все положительное, хорошее, полезное. Важно, чтоб ребенок не просто видел, а старался впитать в себя. Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь, ребенок впоследствии будет хорошим сыном, дочерью. Возьмём тему "Разговор с животными и о животных". 1 - занятие - посещение живого уголка; 2 - занятие - дети приносят фотографии домашних животных, рассказывают о них, рисуют животных, потом читают сказки и рассказы о животных.

Каждое занятие - это  сценарий, оно носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип  обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных норм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети чувствуют себя достаточно раскованно: свободно говорят, смеются, двигаются. Совместно с детьми мы выработали правила добрых отношений: называть друг друга по имени, а не по фамилии; только доброжелательная интонация и добрая улыбка; веселая мимика; желание помочь друг другу.

 

2.2. Организация занятий по формированию  культуры поведения

детей дошкольного возраста

 

Тема: Беседа – игра «Азбука поведения»

Цель: формирование практических умений и навыков по этикету.

ЗАДАЧИ: образовательные

Введение в лексикон детей «вежливых» слов, лексическое значение слова  здравствуйте, знакомство со стихотворениями А.Яшина,В. Солоухина.

Воспитательные  задачи: учиться  вести  себя  в  разных  ситуациях.

Развивающие : развитие  творческих  способностей  учащихся, речи,  умения  вести  диалог.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня  мы с вами поговорим о том, как  вы ведёте себя, когда не одни, а находитесь с кем-то: со своими одноклассниками  и теми, кто младше вас, с родителями,

знакомыми и совсем чужими вам людьми.

Например ,  вы встречаетесь с Вашим учителем, что говорите ему? – Здравствуйте!

Да, и, зайдя в библиотеку, вы поздороваетесь. Также  вы здороваетесь со всеми, кого знаете. Люди разных народов  здороваются по-разному, и каждый на своём языке, у всех свои правила. Не поздороваться или не ответить тому, кто с вами поздоровался, всегда и у всех народов считалось невоспитанностью и неуважением.

-Читает  ученица

стихотворение «С добрым утром»А. Я. Яшина :

Я люблю, когда при  встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром»,

«Добрый вечер»,

«Доброй ночи» - говорим

Если к чаю иль  к обеду 

В дом войдём –

Не любо, что ль,

Поклоняясь, сказать соседям:

«Чай да сахар».

«Хлеб да соль».

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

-А что же означает  простое, обыкновенное «Здравствуйте»? (Ты мне приятен. Знай, что я  тебя уважаю и хочу, чтобы и  ты ко мне хорошо относился.  Я желаю тебе всего самого  доброго: здоровья, мира, счастья  и добра)

-Об этом слове поэт  Владимир Солоухин написал стихотворение « Здравствуйте»,

читает ученица.

Поклонившись, мы друг другу  сказали,

Хотя были совсем не знакомы,

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

-Учитель: А ведь  ещё зависит наше приветствие  от того, как мы поздороваемся.  Как правильно здороваться? 

Ответы детей:ласково, тепло, по-доброму;

не кричать, чётко говорить и желательно с улыбкой (добавляет  учитель)

Вот какие оказывается  есть правила. Это правила поведения  и речи, которым человек должен следовать всю жизнь. Они называются этикет – это то, как вы должны себя вести.

(Карточка с написанием  слова «Этикет» на доске)

Воспитатель: Я прочитаю вам  один рассказ, а вы внимательно его послушайте.

«Здравствуй, Маша» (Купина Н. «Азбука поведения»).

-Правильно ли поздоровался  мальчик?

Ответы детей: неправильно  поздоровался :«Наше вам с кисточкой, приветик с присыпочкой», обзывал, дразнил девочек.

-А как вела себя  Нюша?

Ответы детей.

Воспитатель:: А сейчас мы с вами поиграем. Но при этом будем  обсуждать правила этикета.

Мини-сценки: ( сценки  разыгрываются, в кабинете  интерьер комнаты, библиотеки )

Ведущий:

    1. 3 детей. Ведущий: Ты знаешь их обоих, но они друг с другом не знакомы. Что ты будешь делать?

1-й: Нужно ответить  на знакомство – очень рада!

2-й: Очень приятно! 

3-й: Будем знакомы.

Ведущий: Можно, но не обязательно, пожать руку. Сначала только что познакомившиеся обращаются друг к другу на «вы» и только с общего согласия переходят на «ты».

    1. 2 детей. Ведущий: Представьте: вы в школе на уроке. Что-то пишете, например, в прописях. И вдруг случайно он подтолкнул тебя. Что делать?

Ответ: извиниться.

Он должен извинить соседа (если это действительно случайно). Что он должен сказать?

Ответы: извините, пожалуйста. Простите, я случайно.

    1. Ведущий: Я знакомая твоей мамы. Приходила к вам в гости и собираюсь уходить. Как ты себя будешь вести?

Ответы: можно не просто сказать «До свидания», а добавить: приходите ещё в гости, мы всегда рады гостям.

А я что должна ответить?

Ответы: спасибо за приятный вечер. Приходите и вы ко мне в  гости всей семьёй. Буду очень рада. До свидания!

            Ведущий: Если вы хотите пригласить кого-либо из друзей в гости, что вы им              

            скажете? Что предложите, если к вам пришли друзья? Что скажете, если вас    

Информация о работе Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета