Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема культуры поведения в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА 5
1.1. Культура поведения как компонент нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения 5
1.2. Методы формирования навыков культуры поведения
детей дошкольного возраста 6
1.3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
через занятия по этикету 7
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ 9
2.1. Система занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 9
2.2. Организация занятий по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА        5

1.1. Культура поведения  как компонент нравственного  воспитания дошкольников. Основные  понятия и структура культуры поведения 5

1.2. Методы формирования  навыков культуры поведения

детей дошкольного возраста        6

1.3. Воспитание культуры  поведения детей дошкольного  возраста

через занятия по этикету        7

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ           9

2.1. Система занятий  по формированию культуры поведения  детей дошкольного возраста         9

2.2. Организация занятий  по формированию культуры поведения  детей дошкольного возраста         15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема культуры поведения  в широком смысле слова относится  к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая  эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста тема еще более актуальная в наше время. В детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывают опросы родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, к личному опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость и недостаточность знаний. Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Необходимо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка - дошкольника. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны воспитателей и сверстников и как результат они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?

Высокая теоретическая  и практическая значимость проблемы воспитания у дошкольников культуры поведения, а также отсутствие исследований и рекомендаций по формированию культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета, послужили поводом для проведения данного исследования.

Объект исследования – культура поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.

Цель - исследовать воспитание у дошкольников культуры поведения в процессе обучения правилам этикета.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

 - теоретический анализ воспитание у дошкольников культуры поведения в процессе обучения правилам этикета;

 - формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения правилам этикета.

Для решения поставленных задач  и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ  научной литературы по теме  исследования с целью определения  исходных положений, понятийного  аппарата и основных направлений  в разработке исследования;

- обобщение и анализ педагогической практики через изучение концепций, программ, методических разработок по проблеме воспитания у дошкольников культуры поведения в процессе обучения правилам этикета различных отечественных и зарубежных авторов;

- эмпирические методики: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА

 

1.1. Культура поведения как компонент  нравственного воспитания дошкольников. Основные понятия и структура культуры поведения

 

Основным принципом  формирования культуры поведения ребёнка  дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются  основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Культура поведения детей дошкольного возраста – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании программы  культуры поведения дошкольников можно условно выделить такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [5].

Культура деятельности обычно проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка  культуру деятельности – значит воспитывать  у него умение содержать в порядке  место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца  начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

Культурно-гигиенические  навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

 

1.2. Методы формирования навыков  культуры поведения

детей дошкольного возраста

 

К основным методам формирования культуры поведения дошкольников относятся игровые технологии обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества [5].

Игровая технология характеризуется  наличием сценариев игры, ролевых  игр, элементов занимательности, управлением  эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами. Используются разные виды: по характеру ситуации и информации.

Технология игр включает три компонента:

 - организационную форму;

 - сам процесс;

 - деятельность воспитателя.

Занятия должны быть небольшие, так как дети маленькие, но очень активные.

Технология сотрудничества, сотворчества предполагает использование  таких методов как совместная деятельность, всевозможное сотрудничество ребёнка и воспитателя. Организация  прогрессивного мероприятия включает поиски ответов на вопросы. Воспитатель - это старший друг, помощник, советчик ребёнка. Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.

К основным формам воспитания относятся:

 - развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации);

 - дидактические и игры-инсценировки;

 - игровые ситуации;

 - упражнения (подражательного и творческого характера);

 - импровизации;

 - наблюдения, прогулки, экскурсии;

 - рассматривание рисунков и фотографий;

 - свободное и тематическое рисование;

 - чтение художественных произведений;

 - рассказ воспитателя и рассказы детей;

 - беседы;

 - сочинение историй;

 - мини-конкурсы, игры-соревнования;

 - этюды;

 - праздники, утренники, кружки.

 

1.3. Воспитание культуры поведения  детей дошкольного возраста

 через занятия по этикету

 

Через занятия по этикету  формируются и развиваются навыки культурного поведения детей  дошкольного возраста.

Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Этикету нужно учиться - так необходимо говорить детям. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться в магазине, театре, библиотеке, знакомиться, как общаться с детьми). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

Какие формируются навыки культуры поведения согласно таблицы «Формирование навыков культуры общения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [9].

2 - 3 года. Дети здороваются  и прощаются со взрослыми и  сверстниками, употребляют слова,  выражающие просьбу, благодарность  (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребёнка, помогают друг другу

3 - 4 года. Благодарят взрослого  и сверстника за оказанную  помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим

5 - 6 лет. Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся  к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и  поручения взрослых. Выполняют правила  поведения в группе в отсутствии  воспитателя. Дружелюбно напоминают  друг другу о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания

6 - 7 лет. В общественных  местах разговаривают негромко. Закрепляются все навыки поведения  и общения со взрослыми и  сверстниками.

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТУ

 

2.1. Система занятий по формированию  культуры поведения 

детей дошкольного возраста

 

Целью данного направления (культуры поведения) является представление  детям различных форм вежливого общения между людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности.

Конечные результаты: дети овладеют приемами вежливого обращения  с окружающими, употребляя в речи "волшебные слова", научатся вести  доброжелательный диалог, используя  различные средства выразительности. Получат представления о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, научатся культурно вести себя за столом, в общественных местах, усвоив основные правила этикета. Вырабатываемые навыки: дети смогут правильно использовать вежливые слова в процессе общения, вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли, общаться, самостоятельно опрятно есть, соблюдая правила.

Эффективность: после  изучения правил этикета дети получат  знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Основными задачами данного  направления являются:

 - Обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".

 - Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

 - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

 - Формирование у детей навыков и умений владения выразительными движениями (мимика, жесты), средства человеческого общения.

 - Развитие адекватной оценочной деятельности, направленноой на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

 - Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.

 - Научить вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

 - Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

 - Обучать детей речевым средствам общения.

 - Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Структура занятий (все  занятия распределены на 3 группы):

Информация о работе Воспитание культуры поведения дошкольников в процессе обучения правилам этикета