Сущность этики делового общения и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности, принципов и основного содержания этики делового общения в офисах и фирмах.
Задачи работы:
1. Определить сущность и принципы делового общения.
2. Раскрыть основное содержание делового общения на примере офиса.
3. Обозначить основные принципы международных норм делового
этикета и национальных стилей ведения деловых переговоров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность этики делового общения и ее основные принципы…………………………………………………………………………..4
Глава 2.Содержание делового этикета……………………………………8
2.1 Деловой этикет офиса………………………………………………….8
2.2 Подготовка деловых бумаг по правилам этикета…………………..12
2.3 Проведение деловых переговоров, встреч и совещаний…………...18
Глава 3. Международные нормы делового этикета и национальные стили ведения деловых переговоров…………………………………………...25
3.1 Международные нормы делового этикета…………………………..25
3.2 Национальные стили ведения деловых переговоров……………….27
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………….....30

Файлы: 1 файл

этика на предприятии.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

- за столом переговоров  возникают споры внутри делегации,  что недопустимо. Когда какие-то  вопросы остались не согласованными  внутри делегации или возникли новые проблемы, то следует предложить партнеру сделать перерыв;

- в ходе переговоров  участники недостаточно внимания  уделяют тому, как конкретно могут  быть реализованы их предложения.  Прорабатывая предложения, обязательно  нужно решить вопросы их возможной реализации;

- в делегацию попали  люди, не обладающие достаточным  уровнем профессионализма, как правило,  это бывает при завышенном  количественном составе делегации.  Все это ведет к снижению  эффективности переговоров и  может отрицательно сказаться  на имидже компании и ее руководителя;

- не учитываются особенности  делового общения и этикета  партнера из другой страны, что  ведет к взаимонепониманию.

В заключение этой главы  приведу шесть основных правил, способствующих успеху переговоров и поддержанию благоприятного климата в процессе их проведения, которые должны неукоснительно соблюдать обе стороны.

1. Рациональность.

Необходимо вести себя рационально, даже если другая сторона  проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции неблагоприятно сказываются  на процессе принятия решений.

2.Понимание.

Постарайтесь понять партнера. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможность  выработки взаимоприемлемых решений.

3. Общение.

Если даже противоположная  сторона вас не слушает, то все  равно постарайтесь провести консультации с ней, тем самым будут улучшены отношения.

4.Достоверность.

Не давайте ложной информации, даже если это делает противоположная  сторона. Такое поведение ослабляет  силу аргументации, а также затрудняет дальнейшее взаимодействие.

5. Необходимость избегать поучительного тона.

Не старайтесь поучать  партнера, будьте открыты для его  аргументов и постарайтесь, в свою очередь, убедить его.

6. Принятие.

Постарайтесь принять  точку зрения другой стороны и  будьте открыты для того, чтобы  узнать нечто новое от партнера.

 

Глава 3. Международные нормы делового этикета и национальные стили ведения деловых переговоров

3.1 Международные нормы делового этикета

Деловой этикет с точки  зрения внешнего проявления, мало чем  отличается в разных цивилизованных странах.

И, тем не менее, при всей кажущейся однозначности поведение представителей бизнеса в каждой отдельно взятой стране имеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почти незаметны, но тем более чрезвычайно их распознать и умело использовать в ходе деловых контактов.

Некоторые социологи  делят мир по менталитету на Восток и Запад, считая, что представители  каждой из этих двух половин планеты  имеют свои особенности. Что же делает западный бизнесмен, собираясь в  поездку на переговоры? Он собирает с собой портативный компьютер, проекты договоров, расчеты, котировку и т.д. Он все рассчитал и подходит к предстоящим переговорам по-деловому, прагматично. Сделки он заключает, опираясь на точный и четкий расчет.

Бизнесмен же с Востока  возьмет с собой красивую секретаршу, чековую книжку, массу сувениров. Ведя переговоры, он, прежде всего, попытается установить контакт, разгадать душу своего партнера. Как утверждают специалисты, он попытается прежде всего заглянуть в глаза своего потенциального партнера и угадать, можно ли ему доверять.

Некоторые специалисты  в области международных этических  норм делового общения выделяют следующие  требования, которые следует выполнять  вне зависимости от того, где и  с кем работает человек:

-правильно произносить  имена людей;

-правильно есть и учитывать особенности кухни в каждой стране;

- правильно одеваться;

- правильно разговаривать.

Кроме того, все крупные  компании, корпорации, банки, торговые объединения и т.п. в обязательном порядке имеют некий устав  или кодекс, который определяет этическую основу взаимоотношений между сотрудниками данной организации, а также между ее сотрудниками и внешней средой. Данный документ вырабатывается на основе существующих в конкретной стране основных правовых актов (Конституции страны, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, законы и налогообложении и т.п.), регламентирующих производственную, коммерческую, правовую, иную деятельность данной организации, а также с учетом сложившихся в данной организации традиций, принятых правил и т.д. Инициаторов выработки кодекса, как правило, выступает руководство организации, которое преследует цели укрепления дисциплины, повышения конкурентоспособности, увеличения доходов. Таким образом , в конечном счете каждый работник, подписываясь под кодексом, присягает быть законопослушным и вместе с тем неукоснительно выполнять требования администрации «своей» фирмы.

Так, например, представительство  компании « Sonу» в Москве использует «Руководство для сотрудников компании», предназначение которого «помочь сотрудникам  понять политику компании и оценить ее деятельность». В соответствии с этим руководством « Сони» требует от своих сотрудников «придерживаться самых высоких этических норм, как в пределах, так и за пределами компании».

В чем же смысл обязательных на фирмах «Сони» этических норм?

Прежде всего, сотрудники компании, поддерживающие деловые контакты от имени « Сони» с клиентами, «должны вести работу в интересах  фирмы, никому не отказывая предпочтения и не предоставляя никому преимуществ».

Во-вторых, « подарки, наградные и все другое, что представляет ценность, не должны приниматься сотрудниками компании или членами их семей от лиц, имеющих деловые отношения с «Сони».

Запрещается также вручение подарков между сотрудниками, находящимися в отношениях начальника и подчиненного.

В другой знаменитой компании «Coca- Cola» при поступлении на работу каждому вновь принятому служащему  вручается « Кодекс делового поведения  сотрудников компании», который  требуется не только тщательно проштудировать, но в дальнейшем всегда держать под рукой, твердо знать и руководствоваться в своей работе. Кодекс требует соблюдение честности и безупречности репутации от своих сотрудников в « соответствии с моральными, этическими и правовыми стандартами тех стран, где компания ведет свои дела». Один из пунктов Кодекса гласит, что «взятки никогда не разрешаются. Щедрые подарки и приемы запрещены». Вместе с тем разрешается « подкармливать» местных государственных чиновников и госслужащих в соответствии с местными законами. Характерно также, что кодекс требует, чтобы «каждый рабочий и служащий, располагающий информаций или знающий о нарушении данного кодекса кем-либо, должен сообщить об этом вышестоящему руководителю».

В России правила, определяющие поведение деловых людей, стали  появляться с развитием капитализма. Одним из таких кодексов чести предпринимателя стали принятые в 1912 году в деловом мире « Семь принципов ведения дел». Они, в частности, предусматривали:

- быть честным и  правдивым;

- любить и уважать  человека;

- быть верным своему  слову;

- быть целеустремленным.

3.2 Национальные стили ведения деловых переговоров 

Американцы оказали  значительное влияние на различные  стили ведения переговоров во всем мире. Для них характерны хороший  настрой на переговоры, энергичность, внешнее проявление дружелюбия и открытости. Они любят не слишком официальную атмосферу при ведении переговоров, ценят шутки и хорошо реагируют на них. Одновременно с этим проявляется и эгоцентризм. Часто американцы исходят из того, что их партнер должен руководствоваться теми же правилами, которым следуют и они. В результате не исключено возникновение непонимания между участниками переговоров.

В целом американский стиль характеризуется достаточным  профессионализмом. Редко в американской делегации можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. При этом члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений по сравнению с членами делегаций из других стран.

Французы обычно избегают официальных обсуждений вопросов один на один. Они очень стараются сохранить на переговорах свою независимость. В то же время их поведение может измениться кардиальным образом в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы.

Члены французской делегации  больше внимания уделяют предварительным  договоренностям и предпочитают заранее обсудить те или иные вопросы. По сравнению с американцами, французы менее свободны и самостоятельны при принятии окончательных решений.

При обсуждении конкретных вопросов французы ориентируются на логические доказательства и исходят из общих принципов. Они достаточно жестко ведут переговоры и обычно не имеют запасной позиции. Часто на переговорах они выбирают конфронтационный тип взаимодействия, кроме того, предпочитают использовать французский язык в качестве официального языка переговоров.

Китайский стиль ведения  переговоров четко разграничивает отдельные этапы: первоначальное уточнение  позиций, их обсуждение и заключительный этап. На начальном этапе переговоров  большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения. Эти показатели служат индикатором для определения статуса каждого из участников переговоров. В значительной степени китайцы ориентируются на людей с более высоким статусом и на партнеров, которые выражают симпатии китайской стороне. С помощью таких партнеров китайцы стараются оказать свое влияние на позицию противоположной стороны.

Обычно окончательное  решение принимается китайской  стороной не за столом переговоров, а  в домашних условиях. Одобрение достигнутых  договоренностей со стороны центра практически обязательно. В составе китайской делегации бывает много экспертов, что увеличивает ее численность.

Японский стиль ведения  переговоров примечателен тем, что  японцы практически не используют угроз  при переговорах. Они стремятся  избегать обсуждений и столкновений позиций во время официальных переговоров, а также участия в многосторонних переговорах. Также они уделяют много внимания развитию личных отношений с партнером. Во время официальных встреч японцы стремятся по возможности подробнее обсудить проблемы с партнером. Механизм принятия решений у японцев предполагает довольно сложный процесс согласования и утверждения тех или иных положений. Характерной чертой японцев является чувствительность к общественному мнению.

 

Заключение

В заключение данной работы, исходя из поставленной в ней цели и задач, можно сделать краткие выводы:

1. Этика делового общения  - это учение о проявлении морали  и нравственности в деловом  общении, взаимоотношениях деловых  партнеров.

2. Основные принципы  деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

3. Принципы этики деловых  отношений служат основанием  для выработки каждым сотрудником  любой фирмы собственной личной  этической системы.

4. Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

5. В содержание делового  этикета может входить деловой  этикет офиса, т.е. его сотрудников,  подготовка деловых бумаг по правилам этикета, проведение деловых переговоров, встреч и совещаний по правилам делового этикета, а также и международные нормы делового этикета, которые весьма важно знать и блюсти при проведении переговоров с иностранными лицами и организациями.

Немало важным является и знание национального стиля  ведения деловых переговоров, что  может способствовать успеху заключения более удачной сделки.

 

Список литературы:

1.Белолипецкий В.К. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие/В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова-М.: ИЦК «МарТ», 2009,341 с.

2.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное право в документах. М., 1982

3.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2010

4.Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник/Р.Н. Ботавина-М.: Финансы и статистика, 2008, 234 с.

5.Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Г.А. Бондаренко.-М.:ООО «Новое Знание», 2008, 365 с.

6.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2009

7.Искусство дипломатических переговоров. // Международная жизнь.-2011.№ 8

8.Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами: Учебное пособие./Н.И. Кабушкин.-Минск. БГЭУ, 2009, 416 с.

9.Карнеги Д. « Как завоевать друзей…» -М.: «Прогресс», 1989

 
10.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник/А.Я. Кибанов-М.:ИНФРА-М, 2012,304 с.

11.Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М.: Из-во РАГС, 2008.

12.Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения.: М. Из-во « Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

13.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко.-3-е изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

14.Саак А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие./А.Э. Саак, М.В.Якименко.Санкт-Петербург, 2008, 432 с.

15.Энциклопедия делового этикета / Сост. О.И. Максименко.- М.: ООО « Из-во АСТ»: ООО « Из-во Астрель», 2011




Информация о работе Сущность этики делового общения и ее основные принципы