Способы устранения разногласий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:47, реферат

Описание работы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления разногласий. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых разногласий бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Конфликт : основные понятия...............................................................................4
Причины разногласия............................................................................................................5
Признаки конфликтов...........................................................................................................6
Фазы конфликтов..................................................................................................................7
Глава 2. Классификация конфликтов...................................................................................8
Глава 3. Разрешение разногласий.......................................................................................10
Заключение.............................................................................................................................12
Список используемой литературы.......................................................................................13

Файлы: 1 файл

Черепанова Д-3Б3С1.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  Томский политехнический Университет»

 

 

 

Институт

дистанционного образования

 

080100 Экономика  

 

 

 

 

 

 

 

Способы устранения разногласий

 

Реферат

 

по дисциплине:

Деловая этика 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

студент группы

Д-3Б3С1

 

Черепанова Валентина Сергеевна

 

28.01.2014

           

Руководитель:

 

преподаватель

   

Берингова Наталья Владимировна

   
           

 

 

 

Томск ¾ 2014

 

 

 

Оглавление

Введение.................................................................................................................................3 
Глава 1. Конфликт : основные понятия...............................................................................4 
Причины разногласия............................................................................................................5  
Признаки конфликтов...........................................................................................................6  
Фазы  конфликтов..................................................................................................................7  
Глава 2. Классификация конфликтов...................................................................................8 
Глава 3. Разрешение  разногласий.......................................................................................10

Заключение.............................................................................................................................12

Список используемой литературы.......................................................................................13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
 Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач  в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления разногласий. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых разногласий бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет. Я считаю, что разногласия между  двух сторон приводит к конфликту обеих сторон. Конфликт и разногласия, они совместимы, т.е. каждая сторона отстаивает свою точку зрения. Разногласие - разное мнение (голоса) человека, которое приводит к спорам, к конфликту. 
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.  
Целью данного реферата является изучение разногласия в  конфликтных ситуациях, определение их видов и путей; разрешения разногласия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конфликт: основные понятия 

 
 Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание разногласий в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация,

нанесение ущерба или уничтожение соперника.  

Существуют различные  определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.  
 Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом  преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

 В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.  
 Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е.  
Конфликт= конфликтная ситуация+инцидент.  
 Конфликты существуют столько, сколько существует человек.

 Однако общепринятой  теории конфликтов, объясняющей  их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.  
 Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.  
 Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины разногласий 

 
  Причины, вызывающие разногласия, так же разнообразны, как и сами разногласия. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.  
Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:  
·ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;  
· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;  
· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;  
· плохие коммуникации. 

 
 Вместе с тем объективные  причины только тогда являются причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки конфликта включают:

 
·   наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;  
·   неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;  
·   желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.  
 Основными составляющими конфликта являются:  
·   субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия),  
·   объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта),  
·   инцидент,  
·   причины конфликта (почему происходит столкновение интересов);  
·   методы регулирования конфликта и диагностики конфликта. 

 

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.  
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.  
Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (еще не понимая четко, в чем они заключаются).  
Первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”.  
Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждение и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликт имеет следующие фазы.  

 
1) Конфронтационная (военная) - стороны  стремятся обеспечить свой интерес  за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).  
2) Компромиссная (политическая) - стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).  
3) Коммуникативная (управленческая) - выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том. Что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация конфликтов

 
 Существуют многочисленные классификации  конфликтов. Основаниями для них  могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма  выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные.  
По направленности конфликты делятся: 
·  «горизонтальные»  
·  «вертикальные»,  
·  «смешанные».  
 К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.  
 К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.  
 В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.  
 По значению для группы и организации конфликты делятся:  
· конструктивные (созидательные, позитивные)  
· деструктивные (разрушительные, негативные).  
 Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.  
 По характеру причин конфликты можно разделить: 
· объективные  
· субъективные.  
 Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.  
 М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:  
·«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;  
·«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;  
· «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;  
· «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;  
·«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;  
· «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.  
-по типу социальной формализации:  
·официальные  
·неофициальные

 Эти конфликты, как правило,  связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».  
 По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:  
·  развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;  
·  способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.  
 По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на  
·  межгрупповые,  
·  внутригрупповые,  
·  межличностные  
·  внутри личностные.  
 Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).  
 Внутригрупповой конфликт включает, как правило, само регуляционные механизмы. Если групповая само регуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.  
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, мало сплочённых и ценностно разрозненных группах.  
 Внутри личностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.  
 Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.  
Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.  

Информация о работе Способы устранения разногласий