Специфика личностного развития современных мужчин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:28, реферат

Описание работы

Применительно к социально-демографическим группам населения демографические параметры и обусловленные ими социальные характеристики всегда должны рассматриваться как единое целое, подчеркивающее практическую состоятельность выделяемой совокупности. Социально-демографические группы населения не следует путать с социально-экономическими и социальными контингентами или группами, для выделения которых не требуется конкретный демографический признак. Ведь, такие группы, как безработные, курящие, наркоманы и т.п. практически невозможно привязать к строго определенному демографическому критерию, а поэтому они ориентированы на несколько иной научный подход и имеют другой практический статус.

Файлы: 1 файл

гендерология.docx

— 26.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социально-демографическая обстановка в любой стране земного шара складывается из результатов развития отдельных общественных групп. Поэтому всесторонний статистический анализ состояния, механизма формирования и воспроизводства различных социальных слоев вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного экономического роста и укрепления правового государства, ориентированного на реальное обеспечение нужд и запросов граждан.

Применительно к социально-демографическим группам населения демографические параметры и обусловленные ими социальные характеристики всегда должны рассматриваться как единое целое, подчеркивающее практическую состоятельность выделяемой совокупности. Социально-демографические группы населения не следует путать с социально-экономическими и социальными контингентами или группами, для выделения которых не требуется конкретный демографический признак. Ведь, такие группы, как безработные, курящие, наркоманы и т.п. практически невозможно привязать к строго определенному демографическому критерию, а поэтому они ориентированы на несколько иной научный подход и имеют другой практический статус. Также отдельное внимание требуется обратить на тот факт, что подавляющее большинство социально-демографических групп населения носят устоявшийся характер, то есть они получили достаточно широкое распространение в практической деятельности и используются для решения широкого спектра организационных, управленческих и фискальных задач.

Общности людей, объективно складывающиеся на основе некоторых единых социально-демографических признаков, например по полу (мужчины и женщины), по возрасту (дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, или старики). Сам по себе демографический признак нейтрален, он приобретает социальный смысл лишь в общем социально-историческом контексте. Скажем, «быть мужчиной» или «быть женщиной» означает не только обладать определенными физиологическими признаками, но и усвоить систему социальных (гендерных) ролей и соответствующих им стереотипов поведения, свойств характера, интересов, вкусов и т. п., которые и предстают как признаки мужественности или женственности. Отождествление человеком себя с той или иной социально-демографической группой – существенное условие его душевного комфорта, а нередко и счастья. Однако полная идентификация (отождествление, уподобление) себя с социально-демографической группой, ощущение душевной благоустроенности зачастую служит преградой для формирования творчески одаренной личности, сковывая любые проявления вольнодумства и отступления от принятых в этой группе правил и стереотипов поведения и мышления.

Отнесение к женскому или мужскому полу фиксируется при рождении младенца и записывается в документах как паспортный пол. Принадлежность к конкретному полу предписывает социальную позицию индивида и соответствующий ей комплекс социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика личностного развития современных мужчин

 

В современной литературе гендерная идентичность понимается как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Отсюда мужская идентичность – категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентациий.

Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка, поскольку его воспитатели – женщины, кроме того, «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявление «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного). Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность».

Маскулинность – это нормативное представление о соматических, психологических и поведенчиских свойств, характерных для мужчины и женщины, элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Как отмечают некоторые исследователи, начиная с 1970-х годов традиционный мужской стиль жизни не соответствует современным социальным условиям. При этом одни авторы утверждают, что мужчины как социальная группа отстают от требований времени, представления о том, каким может и должен быть мужчина, и они должны смотреть и двигаться вперед. Другие авторы видят в социальных процессах угрозу «естественным» устоям цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников вернуть общество назад, в спокойное прошлое.

В любом обществе не должно быть застоя, оно должно развиваться и если кто-то не будет двигаться вперед, он не даст обществу нормально развиваться, поэтому мужчины, как и все другие, не должны отставать от своего общества.

Многие авторы доказывали, что для устранения мужских трудностей, необходимо прежде всего изменить социализацию мальчиков, например, позволить им плакать. Сейчас в обществе бытует мнение, что молодые мужчины не имеют проблем. На самом деле это не так, просто они стесняются признаться в этом. Поэт Роберт Блай говорит о главной задаче современности – направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные ими базовые мужские ценности. Проблемой современных мужчин является эмоциональная бедность и ущербность взаимоотношений, как с близкими, так и на работе.

Согласно биолого-эволюционному подходу, мужчина более способен переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он должен заботиться о внешних делах. Вследствие разной нормы реакции у мужчин выше находчивость, сообразительность, изобретательность. Некоторые особенности поведения мальчиков имеют психофизиологические корни. Более высокий уровень обмена веществ делает мальчиков физически более энергичными и активными. Кроме того, мальчики более возбудимы и труднее поддаются внешнему контролю.

Психоаналитический подход делает акцент на том, что развитие мальчиков происходит на основе их осознания своих отличий от матерей, поэтому они должны сформировать свою мужскую идентичность отрицательно, путем отдаления от матери и формирования чувства самостоятельности, как чего-то независимого, автономного и индивидуального. Это достигается с помощью отрицательных реакций – эмоционального отчуждения от женщин и утверждения своего мужского превосходства. При этом мальчики усваивают те компоненты маскулинности своего отца, которые, как они боятся, могли бы быть направлены против них.

В процессе формирования личности мальчика у него появляются специфические мужские страхи и коммуникативные тревоги, от степени и способа преодоления которых зависит характер и особенно психосексуальные свойства взрослого мужчины.

Социально-психологическая и пост-модернистская парадигмы считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.

Большинство придерживаемся первых двух парадигм и считают, что на самом деле важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин являются объективной данностью, а культура лишь оформляет и регулирует их проявления.

Следует отметить, что маскулинность не является унитарной чертой, мужчина с высоким показателем маскулинности по одной шкале может иметь низкий показатель по другой шкале. Другими словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Согласно психоанализу, маскулинное самосознание и поведение являются продуктами подражания и идентификации с конкретным мужчиной – отцом или его символическим образом. Взрослые сознательно прививают детям, особенно мальчикам, нормы и представления, на которые они должны ориентироваться. Исходя из этого слово «социализация» понимается как то, что мальчики становятся тем, что они есть в результате взаимодействия с себе подобными.

Существует 5 основных компонентов мужской гендерной роли:

1. Норма успешности/ статуса;

Здесь ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Эта норма может оказывать отрицательное влияние на процесс самоактуализации, самооценку мужчины и проявление его отцовских качеств.

2. Норма умственной твердости;

Мужчина должен быть знающим, компетентным и всегда контролировать ситуацию. Эта норма может мешать восприятию новой информации, быть причиной серьезных ошибок и создавать проблемы в сфере взаимоотношений.

3. Норма физической твердости;

Ожидания того, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не избегать опасности. Эти нормы могут быть одной из причин агрессивного и раскованного поведения, которое включает в себя злоупотребление алкоголем, наркотиками, неосторожную езду, безответственное сексуальное поведение.

4. Норма эмоциональной твердости;

Мужчина не должен выражать чувства, показывать эмоциональную слабость и обязаны сами решать собственные проблемы. В этом причины меньших подлинно близких отношений.

5. Норма антиженственности.

Мужчинам следует избегать занятий и личностных черт, ассоциируемых с женскими. Эта норма также подавляет выражение эмоций, не позволяя проявлять желаемые, но стереотипно считающиеся женскими модели поведения, такие, как нежность и эмпатия.

Из сказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы. В мужском обществе сохраняется потребность отличаться от женщин. Отделение от материнского начала является необходимым аспектом мужской самоидентификации.

Важнейшим социальным институтом, поддерживающим маскулинные ценности, остается иерархическое мужское сообщество, где существуют такие положения, что мальчика делают мужчиной не женщины, а другие мужчины, которые могут и не являться отцами. Кроме того, мальчики раньше отделяются от родительской семьи, вследствие чего, по нашим наблюдениям, у них проявляется больше анти нормативного поведения.

В мужских ролях, происходит своеобразный кризис ввиду перемен в обществе. Все больше от мужчин ждут заботы о детях, выражения нежных чувств. Все это требует от мужчин навыков, которыми большинство пока не обладает. Кроме того, необходима реорганизация социальных институтов.

Как подчеркивают специалисты, все больше мужчин вовлекается в семейную жизнь, но преградой на пути являются учреждения, где они работают и где нет никакой реальной поддержки. Возможно даже, что мужчины изменились больше, чем принято думать, просто обычно люди склонны выделять лишь тех индивидуумов и элементы поведения, которые подтверждают традиционные стереотипы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальные проблемы могут затрагивать различные категории населения в зависимости от их возраста, социального, имущественного или семейного положения, состояния здоровья и т.д. Категории населения, с которым ведется социальная работа, выделяются по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, то есть анализу социальной ситуации клиента социальной работы, изысканию ресурсов и технологиям оказания помощи в зависимости от принадлежности клиентов к мужскому или женскому полу.

Понимание гендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения. С таких позиций социальные проблемы как мужчин, так и женщин нуждаются в выделении, изучении и разрешении с учетом их особенности, отличия от социальных проблем индивида или личности вообще, безотносительно их половой принадлежности. Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает быть выделенной в отдельную отрасль этой профессиональной деятельности, однако в силу ряда причин она делает не только у нас в стране, но и в мире в целом только первые шаги.

Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Петрова Р. Г. Гендерология и Феминология: учебное пособие / Р. Г. Петрова – 2 –е изд. -
  2. М.:ИТК «Дашков и К» 2007. – 232с.
  3. Прокопова, М.В. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ , 2005. – с.128
  4. http://soc-work.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/
  6. http://www.pclever.ru/

 


Информация о работе Специфика личностного развития современных мужчин