Современные представления о российской ментальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Важный фактор, влияющий на культуру той или иной страны - это сформировавшийся на протяжении веков менталитет носителей этой культуры. Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры. Это особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения, индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности. Этим термином обозначается совокупность привычек и верований, образ мысли, характерный для той или иной общности. Менталитет также представляет собой способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах. Необходимо различать понятия «менталитет» и «ментальность». Лишь частично эти слова являются синонимами.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.93 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Гуманитарный Университет

Факультет социальной психологии

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Этнопсихология»

Тема «Современные представления о российской ментальности»

 

 

 

 

 

 

 

 Исполнитель:

 Студентка 5 курса специальности

«Связи с общественностью»

 Фатина Л.В.

 

 Научный руководитель:

 Шабас С.Г.

 к.психол.наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важный фактор, влияющий на культуру той или иной страны - это сформировавшийся на протяжении веков менталитет носителей этой культуры. Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры. Это особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения, индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности. Этим термином обозначается совокупность привычек и верований, образ мысли, характерный для той или иной общности. Менталитет также представляет собой способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах. Необходимо различать понятия «менталитет» и «ментальность». Лишь частично эти слова являются синонимами.

Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Когда мы говорим о цивилизационной специфике или о национальной ментальности, национальном характере, мы говорим об особой конфигурации, которая и задает эти характеристики. Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века.  Различные взгляды на ментальность позволяют сделать вывод, что как явление оно фокусируется чаще всего на таких факторах, как дух, воля, самосознание, общность языка, национальные чувства, психологический склад, отношение к жизни и смерти, семье, детству и старости и т.д.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

 

 

Ментальные характеристики культуры

 

Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как правило, черты, представляющие ментальные характеристики той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, ментальные характеристики культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета.

Среди основных ментальных характеристик культуры выделяются духовные ценности как главный элемент культуры, а опыт жизнедеятельности людей напрямую влияет на них. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия человека. Традиционные ценности – это представление, о том, что привычный образ жизни, образ мышления, привычные цели существования и способы поведения предпочтительнее других. В качестве примера можно привести такие русские ментальные характеристики как сострадание и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость, чувство национального самосохранения, правда, истина и красота.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

 

 

 

Ментальные характеристики русской культуры

 

Русский характер - это сплошная завеса тайн, которую образует, в духовном понимании, ментальность. По научной терминологии мы называем свои психологические установки, основные стереотипы мышления и прочие модели поведения ментальностью. В быту определение всех этих черт получило название национального характера, т.е. отличительных черт твоей национальности от других. Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой культуре составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру. Многие наблюдатели приходили к выводу, что Россия - некий евразийский гибрид, в котором нет четких признаков ни той, ни другой части света. Кроме того, культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Русская Культура на протяжении столетий находилась на историческом перекрестке, с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и заданностью традиций, то и дело восставая против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические массовые движения, и удалая жажда воли (разбойники, казачество), и поиск альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.

Русская нация отличается огромной жизнеспособностью и замечательным упорством. Готовность ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения стала следствием специфики социального и культурного развития страны. «Загадочная русская душа» складывалась под влиянием целого ряда факторов. Прежде всего, необходимо отметить геоклиматические условия, с суровым климатом, однообразным ландшафтом, огромными непроходимыми лесными массивами, которые приводили к необходимости выживать сообща, осваивать территории только усилиями значительных масс людей и невозможности существовать в одиночку. Исторически российское государство было образовано на просторах равнины в северной части Европы и Азии, которая не была защищена ни морями, ни горами, поэтому единственным способом сохранения своей самостоятельности для россиян был захват большой территории. Из-за сурового климата, низких температур, переменчивости погоды и полугодовалой зимы занятия сельским хозяйством представляются весьма проблематичными. Именно поэтому россияне изначально, как народ земледельческий были вынуждены бороться за своё существование и выживание. Это выработало привычку  довольствоваться тем, что дано. Недостаток материальных благ по сравнению, например, с западными соседями, объясняется, именно не скупостью со стороны власти, а суровым климатом и северным месторасположением страны. Суровость климата, непостоянство погоды, постоянные дожди или засуха  невыгодно сказываются на  ведении сельскохозяйственных работ, а также на длительности сельскохозяйственного периода. Кроме того тяжёлые климатические условия воспитали в людях гуманность, добросердечность и укоренившуюся веками традицию гостеприимства. В понимании россиян, отказать гостю в крове, значит, обречь его на холодную смерть или тяжёлые муки. Поэтому принять гостя в дом считалось само собой разумеющимся. Хочется отметить  ещё одну не менее важную характеристику россиян - это неугасаемый оптимизм. Жить в таких условиях, где результат твоих стараний зависит от непредсказуемой природы… Неисчерпаемый оптимизм и огромная сила воли движет этим народом.

Нужно отметить ещё одно ментальное качество россиян, связанное с природным влиянием. Речь пойдет о русском «авось», проявляющемся в надежде, в вере в судьбу и удачу. Непредсказуемость природы  воспитало в людях «наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».  Однако, казалось бы не самое положительное ментальное качество может стать  преимуществом в какой-то определённой сфере. Таков парадокс противоречивой природы ментальных свойств народа.

Доброе и уважительное отношение русского народа по отношению к другим является  историческим фактом, подтверждением которого является многовековая совместная жизнь десятка этносов в одном государстве. 
Русский народ представляет собою сложное  образование, вобравшее в себя славянское, финно-угорское и татаро-монгольское воздействие. Неприхотливость к погодным условиям, стойкость перед материальными трудностями и, конечно же, уважительное отношение к иностранцам, -  это всё характеризует восточных славян, и все эти ментальные особенности отразились на российском народе. Но помимо хороших качеств славянам присущи такие отрицательные качества, как коварство, неспособность держать обещания относительно каких-либо договорённостей, вспыльчивость, конфликтность и отсутствие единого мнения среди соплеменников.

Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами - религиозность. Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человечество в целом и каждый человек в отдельности стремится к Богу. Христианство византийского образца пусть не сразу, но плотно легло на языческую основу славянской религиозности. Христианская религиозность проявляется в искании абсолютного, совершенного добра, осуществимого лишь в Царстве Божием. В основе этого духовного поиска лежать две библейских заповеди: люби Бога больше себя и ближнего, как себя. Религиозный человек ищет абсолютное добро в свободе. Как западные (византийские), так и восточные (арабские) источники свидетельствовали о свободолюбии славян. Это отразилось и в русском фольклоре (ᴨевучесть, мелодичность русских сказок, ᴨесен, танцев).

 В России религиозность  обрела особый оттенок, и явилось  это следствием феномена общинности. Это явление в русской национальной  культуре занимает основное, фундаментальное  место. В западной цивилизации  сознание и поведение индивида  носит ярко выраженный индивидуальный  характер, который дает тень и  на всю западноевропейскую культуру. У русских все наоборот. Поведение  и сознание носит чисто коллективный  характер. Это четко выражается  в правовых нормах на бытовом  уровне, таких как принцип круговой  поруки, который имеет очень глубокие  корни и пронизывает всю русскую  культуру вдоль и поперек. Православное  смирение породило в русских  людях жертвенность, подвижничество, пренебрежение ценностями житейского  комфорта и благополучия. Однако  смирение - не значит бездеятельность, оно предполагает волевое деяние (подвиг, добродетель). Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество). Отсюда - дух русской державности, слияние государства и общества. Следствие христианского смирения - душевная теплота русских, гостеприимное отношение к инородцам, чувство общности, потребности в бескорыстном общении. До сих пор российская нация считается единственной, способной принять в свое лоно человека любой другой национальности, вероисповедания и цвета кожи.

Русскому менталитету присущ абсолютизм – что находит отражение даже в русском языке: частотность таких слов, как «абсолютно», «совершенно» – так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» – более чем в десять раз выше в русском языке, чем, скажем, в английском. И сама синонимичность тех и других понятий рисует образ глобальных, потрясающих и экстремальных перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как и идеология, есть сохранение существующего – и ради радикального изменения требуется опрокинуть и его тоже.

Информация о работе Современные представления о российской ментальности