Психология публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 05:54, реферат

Описание работы

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие публичного выступления
2. Определение темы и цели выступления
3. Выступление
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

1. Понятие публичного  выступления 

2. Определение темы и  цели выступления

3. Выступление

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные  речи.

Публичная речь — это  не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством  достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Грамотность, логичность и  эмоциональная окраска речи сегодня  являются обязательными условиями  любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного  контакта, как на индивидуальном, так  и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится  очень высоко. Эта способность  является составной частью общей  культуры человека, его образованности.

И нам кажутся очень  современными слова А.П. Чехова:

"Для интеллигентного  человека дурно говорить, должно  бы считаться таким же неприличным,  как не уметь читать и писать".

Сегодня, к сожалению, таких  знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь  этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой  риторикой, с правилами верного  обращения со словом, техникой его  использования.

Каждому руководителю приходится работать с большим объемом информации и доносить определенную ее часть  до своих сотрудников. Процесс работы с текстом достаточно сложен. От его продуктивности во многом зависит  эффект воздействия на аудиторию.

Выступления в организации  обычно непродолжительны. Выступления, сообщения различного рода — это, скорее, процесс, обеспечивающий эффективное  выполнение основной задачи.

Задача выступающего —  как можно более точно донести  свои идеи до аудитории. Если этого  не произойдет, рабочее время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно  рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов. Время подготовки уменьшается, если проводится рабочее собрание, на котором  новая и сложная информация аудитории  практически не преподносится, и  увеличивается, если выступление имеет  достаточно сложную структуру, аудитории  сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие публичного  выступления

 

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия  живого слова: врожденный ли это дар  или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.

Найти ответы на эти вопросы  очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ  на этот вопрос дает риторика.

Понятие "риторика" (от греч. rhetoriketechne — ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать  историю и теорию риторики, труды  известных ученых, уметь применить  знания на практике.

Деятельность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь — главнейшее оружие.

Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические  вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств  человеческого познания, разработаны  мало.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Для большинства людей  выступление перед аудиторией кажется  нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и  трепета перед аудиторией можно  преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Почему возникает страх  перед публичным выступлением? Давайте  проанализируем этот вопрос. Для большинства  из нас разговор с приятелем - это  нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный  разговор на ту же самую тему перед  аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и  обстановки, в которой протекает  разговор. Мы знаем, что в любую  секунду, едва оказавшись в затруднительном  положении, мы можем отказаться от продолжения  разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

Такие условия общения  позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда  мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед  слушателями, оратор знает, что ему  предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность  за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек  испытывает ряд трудностей.

В частном разговоре можно  остановиться в любой момент, и  всегда найдется кто-нибудь, кто его  продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших  собеседников вы сразу же можете оценить  эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует  открыто на ваши высказывания. Никто  не отвечает на ваши вопросы, никто  не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими  приемами, а также знать правила  и принципы построения речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение темы и  цели выступления.

 

Тему выступления следует  тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что  хорошо знакомо и интересно лично  выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо  для других.

Затем, нужно попробовать  сузить темы выступления, чтобы она  представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в  ограниченное время. Еще Шекспир  сказал: «Где мало слов, там вес они  имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей  речью несколько дней. За это время  появится множество новых идей.

Стержневая идея – это  основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В  речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность  задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические  темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой  состоим в не произносимых, но подразумеваемых  выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и  то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее  донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные  окраски выступлений следующие:

1.     мажорная;

2.      беспечная или юмористическая;

3.      шутливая;

4.      сердитая или упрекающая;

5.      мрачная;

6.      торжественная;

7.      предостерегающая;

8.      просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем  говорить (средства достижения цели).

Требования к основному  тезису выступления:

1.      фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

2.      суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

3.      мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления  полезно проконтролировать себя вопросами:

1.      Вызывает ли мое выступление интерес?

2.      Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

3.      Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

4.      Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень  важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее прийти в  зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его  необходимо отрегулировать.

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него лучше  ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно  должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед  близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним  словом, посмотреть на себя со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выступление.

 

Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно  продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку  подзаголовка с целью точного  определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим  – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует выбрать тему, которая  имеет целью вызвать интерес  публики.

Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые  варианты системного построения аргументации:

1.      проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

2.      хронологическое изложение;

3.      изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

4.      индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные  аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень  важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для  заключения.

План развития основной части  должен быть ясным. Предмет выступления  должен раскрываться конкретно и  стройно. Должно быть подобрано как  можно больше факто логических материалов и необходимых примеров.

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной  цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению  от выступления в целом.

В заключении имеет смысл  повторить стержневую идею и, кроме  того, вновь (в кратком виде) вернуться  к тем моментам основной части, которые  вызвали интерес слушателей. Закончить  выступление можно решительным  заявлением, подводящим итог выступлению.

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование  конспекта очень действенно, так  как речь звучит естественно, слова  приходят сами собой. Чтение же заранее  написанного текста значительно  уменьшает влияние выступления  на аудиторию. Запоминание написанного  текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному  плану, не давая возможности откликаться  на реакцию аудитории.

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем  говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика  в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о  накипевшем на душе, если аудитория  поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Не стоит прятаться  за трибуной, не стоит бояться передвигаться  по сцене.

Стоять нужно прями  и перенести центр тяжести  с пяток на носки.

С отдельными слушателями  можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр  голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего  материала, а при медленной –  люди отвлекаются.

Информация о работе Психология публичного выступления