Психология публичного выступления, или как научиться говорить

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать психологию публичного выступления, для того, чтобы улучшить ораторское красноречие.
Задачи:
- изучить историю ораторского искусства в общих чертах;
- определить какие типы ораторов существуют;
- изучить психологические приемы при публичном выступлении, которые смогу нам обеспечить успех в обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1.История ораторского искусства…………...…...…………………...………...4
§2.Типы ораторов…………………………………………………………………5
§3.Психологические приемы……………………..................................................6
3.1. Формирование зрительного контакта с аудиторией……………………….7
3.2.Варианты вступления……….………………………………………………...8
3.3.Приемы привлечения и удержания внимания аудитории….………………9
3.4.Приемы вовлечения аудитории…….……………………………………….10
3.5.Завершение выступления и ответы на вопросы....………….……………..11
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы…………..………………………………….13

Файлы: 1 файл

Психология публичного выступления.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Иркутский  государственный лингвистический  университет»

(ФГБОУ ВПО  «ИГЛУ»)

 

Институт социальных наук

Кафедра английского языка 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Теория и практика аргументации»

на тему:

«Психология публичного выступления, или как научиться говорить»

 

 

 

Выполнила студентка

дневной формы  обучения

направления подготовки

Информационная  безопасность

1 курса группы ИББ1-12-01      А. В. Прокопьева

 

 

Защиту принял

кандидат филологических наук,

доцент         С. А. Фетисова 

 

 

Иркутск

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

§1.История ораторского искусства…………...…...…………………...………...4

§2.Типы ораторов…………………………………………………………………5

§3.Психологические приемы……………………..................................................6

3.1. Формирование зрительного контакта с аудиторией……………………….7

3.2.Варианты вступления……….………………………………………………...8

3.3.Приемы привлечения и удержания внимания аудитории….………………9

3.4.Приемы вовлечения аудитории…….……………………………………….10

3.5.Завершение выступления и ответы на вопросы....………….……………..11

Заключение…………………………………………………………………….…12

Список используемой литературы…………..………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как часто человеку приходится выступать публично? Не так уж редко: постановочные сценки в детском саду, где ты играешь одну из главных ролей, ответы у доски в школе, защита рефератов, курсовых и дипломных работ в университете. А если ты политик, например, или журналист, то тебе часто приходится выступать на публику, задавать правильные вопросы и отвечать так, чтобы информация была понята всеми.

Рассматриваемая тема, является актуальной в наши дни, потому что каким бы умным и образованным ты ни был, этих факторов не достаточно для карьерного роста, о котором ты грезишь ночами. Умение публично выступать – одна из составляющих успешной деловой жизни. Перебороть страх и достойно выступить перед большим количеством людей - необходимость, которой можно научиться.

Цель работы: исследовать психологию публичного выступления, для того, чтобы улучшить ораторское красноречие.

Задачи:

- изучить историю  ораторского искусства в общих  чертах;

- определить  какие типы ораторов существуют;

- изучить психологические приемы при публичном выступлении, которые смогу нам обеспечить успех в обществе.

Данная работа основана на исследованиях  следующих авторов: М.Е. Литвак, С.Ф. Иванова. А также выводах ученых древних времен, таких как: Сократ, Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. История ораторского искусства

 

 «Теперь, чтобы я смог тебя увидеть,

  скажи мне что-нибудь».

Сократ

 

Еще в глубокой древности четко обозначились два  подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея, содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная.

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

В наше время  сложно переоценить умение публично выступать, но многие обходят стороной вопросы ораторского искусства. Поэтому их часто не слушают, а если и слушают, то не заинтересовываются темой.

Как заметил  Цицерон, великий оратор древности, каждый, кто решается на публичное выступление, должен: научить слушатели, доставить ему наслаждение и повести за собой.

 

 

 

 

 

§2. Типы ораторов

 

«Если не можешь контролировать свой рот, то даже

не  надейся контролировать свой ум»

Буддийская  мудрость

 

Каждый оратор имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Рассмотрим основные типы ораторов:

 

1). Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию.

 

2). Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

 

3). Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

 

4). Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Психологические приемы

 

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы,

  пока ты слова не сказал»

Саади

 

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Поэтому, чтобы заинтересовать аудиторию, нужно привлечь внимание слушателя. В этом могут помочь психологические приемы.

 

    1. Формирование зрительного контакта с аудиторией

Чтобы стать  интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник  для этого — формирование зрительного контакта.

После того как  вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд.

Устанавливая  зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

 

 

 

    1. Варианты вступления

Успех выступления  во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать  этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления.

- Интересный факт. Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что...» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что...» и т.п.;

- Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о... В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления»;

- Вопрос или цепочка вопросов. Любые вопросы (если они приняты) запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа;

- Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого приема — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление (улыбку, смех). Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора;

- Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть.

 

    1. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

В процессе выступления  искусный оратор использует различные  приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

- Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т.п.;

- Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.

- Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника;

- Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.

- Использование  юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

 

    1. Приемы вовлечения аудитории

Экспериментально  доказано, что запоминание человеком  любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами.

Вовлечение  аудитории в процесс выступления  — это не просто способ привлечения  и удержания внимания, он подразумевает  исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере, эмоциональную.

Информация о работе Психология публичного выступления, или как научиться говорить