Профессиональное выгорание юриста. Основные направления профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Начать работу хотелось бы с постановки вопросов: почему разные люди по-разному выражают собственные эмоции: некоторые ярко, импульсивно, непосредственно, открыто, другие - сдержанно, отстраненно, как бы через призму разума (и в этом плане опосредованно), третьи долгое время находятся в подавленном состоянии, и этот факт не позволяет им адекватно выражать эмоции; одни осознают и открыто говорят о собственных эмоциях, другие не могут понять, что или кто вызвал такую эмоцию. Именно они заставляют задуматься, какие факторы негативно влияют на состояние человека и как предотвратить последствия этих факторов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-5
1 Профессиональное выгорание юриста…………………………………..6
1.1Понятие профессионального выгорания……………………………….6-9
1.2 Этапы и симптомы профессионального выгорания…………………..9-11
1.3 Условия, способствующие профессиональному выгоранию………...11-13
2 Основные направления профилактики…………………………………..14
2.1 Профилактические мероприятия, препятствующие профессиональному выгоранию…………………………………………………………………...14-18
Заключение…………………………………………………………………..19-20
Список использованных источников………………………………………21-22

Файлы: 1 файл

Академия труда и социальных отношени1.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

Академия труда  и социальных отношений

Ярославский филиал

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Профессиональная этика юриста»

Тема: «Профессиональное выгорание юриста. Основные направления профилактики»

 

 

Руководитель:

Посысоев О. Н.

 Студент юридического  факультета,

Группа     Ю-12Пб


Вихренко Екатерина Михайловна


ФИО (полностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2013 г.

План

Введение……………………………………………………………………..3-5

1 Профессиональное выгорание юриста…………………………………..6

1.1Понятие профессионального выгорания……………………………….6-9

1.2 Этапы и симптомы профессионального выгорания…………………..9-11

1.3 Условия, способствующие  профессиональному выгоранию………...11-13

2 Основные направления профилактики…………………………………..14

2.1 Профилактические мероприятия,  препятствующие профессиональному  выгоранию…………………………………………………………………...14-18

Заключение…………………………………………………………………..19-20

Список использованных источников………………………………………21-22

 

Начать работу хотелось бы с постановки вопросов: почему разные люди по-разному выражают собственные эмоции: некоторые ярко, импульсивно, непосредственно, открыто, другие - сдержанно, отстраненно, как бы через призму разума (и в этом плане опосредованно), третьи долгое время находятся в подавленном состоянии, и этот факт не позволяет им адекватно выражать эмоции; одни осознают и открыто говорят о собственных эмоциях, другие не могут понять, что или кто вызвал такую эмоцию. Именно они заставляют задуматься, какие факторы негативно влияют на состояние человека и как предотвратить последствия этих факторов.

В конце 20-го века большой  интерес исследователей привлек  феномен «эмоционального выгорания», как специфический вид профессионального  хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, докторов, руководителей, юристов, работников сферы обслуживания и других). Основными компонентами «выгорания» в данный момент считают эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Проблема стрессоустойчивости  в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует целый ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной  опустошенности вследствие необходимости  постоянных контактов с другими  людьми.

Специалист, несущий бремя  груза общения, вынужден постоянно  находиться в атмосфере чужих  отрицательных эмоций, служить утешителем или мишенью для раздражения  и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы заражается ими. Следствием всего этого  может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще  и стойкое снижение результативности его работы.

Синдром эмоционального выгорания  проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, событиям, происходящим на работе, растущим негативизмом по отношению как к  пациентам или клиентам, так и  к сотрудникам, ощущении собственной  профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге резким ухудшением качества жизни. В дальнейшем могут развиваться  невротические расстройства и психосоматические  заболевания.

Развитию данного состояния  способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме  с большой эмоциональной нагрузкой  личностного взаимодействия с трудным  контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного материального и психологического вознаграждения за выполненную работу, что заставляет человека думать, что  его работа не имеет ценности для  общества.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями.

В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой  механизм психологической защиты в  форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие  воздействия.

Профессиональное выгорание возникает во многих профессиях. Знать о профессиональном выгорании необходимо для недопущения возникновения данного явления в профессиональной деятельности специалиста и для преодоления уже наступивших последствий, так как профессиональная деформация является нежелательным качеством, снижающим уровень профессиональной пригодности специалиста и эффективности выполняемой деятельности.

Целью работы является рассмотрение сущности профессионального выгорания, причин возникновения, специфики проявлений, приёмов профилактики и преодоления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  и развивающиеся на фоне проявлений профессионального выгорания специалистов юридических профессий.

Проблема профессионального  выгорания является одной из наиболее актуальных проблем современной  психологической науки и практики.

Сотрудники большинства  современных организаций, профессиональная деятельность которых связана необходимостью осуществления эмоционально напряженных  контактов в той или иной мере подвержены выгоранию.

 Выгорание возникает  как защитная реакция на стрессовые  воздействия, оказывает негативное  воздействие на психофизическое  здоровье и эффективность деятельности  специалистов, занятых в социальной  сфере и проявляется в чувстве  истощения, личностной отстраненности  от субъектов деятельности и  снижении мотивации к выполнению  профессиональных обязанностей.

Эта трехкомпонентная модель выгорания, включающая эмоциональное  и/или физическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений, то есть сниженную рабочую продуктивность является наиболее распространенной в  настоящее время.

 

 

1 Профессиональное  выгорание юриста

    1. Понятие профессионального выгорания

Одним и проявлений профессионального  воздействия на личность является синдром  «психического выгорания» (burnout), широко известный и исследуемый в зарубежной психологии.

Под психическим выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью.

Впервые они были описаны  Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Работая психиатром в одном из центров здоровья, он наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности, изменения в состоянии здоровья и интеллектуальной сфере. Это были специалисты, работавшие, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением в общественных организациях.

После нескольких месяцев  такой добровольной деятельности у  этих людей наблюдался целый ряд  характерных симптомов: истощение, раздражительность, цинизм и т.д., которые  Х.Дж. Фройденбергером по контрасту с начальным «эмоциональным горением» назвал «эмоциональным выгоранием», а так же состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.

Основной причиной выгорания  является эмоциональная перегрузка, вызванная взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, «тем, кто оказывает помощь и тем, кто ее получает».

Психологическая опасность таких взаимоотношений наиболее вероятна, поскольку профессионалы имеют дело, прежде всего с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, которые тяжелым бременем ложатся на их плечи.

Такая ситуация переживается работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении  отношения к себе и другим. Работник испытывает чувство эмоционального истощения, проявляет бессердечное отношение к клиентам, у него снижается стремление к самореализации, уверенность в своей компетентности, вера в успех.

В настоящее время феномен  «психическое выгорание» в различных  отечественных и зарубежных исследованиях имеет разное звучание: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, синдром профессионального сгорания и так далее, но при внимательном анализе данных определений наблюдается схожесть трактовок.

 Под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия указывает, что это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Отчасти, это и функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

 Но цена такой «экономии»  слишком высока: «нарушения могут  затрагивать разные грани трудового  процесса — профессиональную  деятельность, личность профессионала,  профессиональное общение.

Поэтому рассматривать психическое  выгорание как профессиональное выгорание вполне правомочно, поскольку  это явление рассматривается  в аспекте личной деформации под  влиянием профессиональных стрессов как  совокупность стойких негативных эмоциональных  переживаний и установок относительно своей работы и субъектов делового общения.

В трудах, посвященных юридической  психологии, особое внимание уделяется профессиональному выгоранию следователей и работников прокуратуры. Со стороны представителей иных профессий можно услышать, что юристы выглядят погруженными в себя, излишне подозрительными, критически настроенными, циничными, а также продолжают в повседневной жизни тщательно анализировать даже самые незначительные события, оценивают их и прогнозируют дальнейшее развитие.

В связи с тем, что в  своей профессиональной деятельности следователь часто сталкивается с обманом, коварством, лицемерием, у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность.

Одностороннее влияние негативного  опыта порой приводит к тому, что  он в значительной степени утрачивает веру в людей, готов подозревать  всех и каждого в совершении неблаговидных  действий, в любом упущении видит  умысел, в каждом заподозренном —  преступника.

К специфическим признакам  выгорания, присущим представителям адвокатской профессии, относятся следующие.

- Установка "всех жалко,  всех обижают, всем надо помочь". Навязчивое консультирование, принимающее  формы поучения, раздача советов  окружающим может осложнять повседневное  личностное общение.

- Завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В  силу особенностей профессии  адвокат должен преуспевать в  умении всегда выглядеть в  лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки.

- Противопоставление себя  доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между профессиональным и личностным общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем, чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро".

Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют развитию и личных контактов.

 

    1. Этапы и симптомы профессионального выгорания

Выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно. Психическое выгорание включает в себя три основных составляющих, проявляющихся поэтапно: эмоциональная истощенность, деперсонализация-цинизм и редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной  опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и  объектам своего труда. В частности  в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения  образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как  живые люди, а все их проблемы и беды с которыми они приходят к профессионалу, с его точки  зрения, есть благо для них.

Информация о работе Профессиональное выгорание юриста. Основные направления профилактики