Культура речи делового человека. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества.

Содержание работы

Введение………………………… ……………………………………..3
Культура речи делового человека……………………………………..4
Пространственная и психологическая дистанция между
партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении……..6
Практическое задание…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………… .13
Список использованной литературы…………………………………14

Файлы: 1 файл

деловые коммуникации.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Пермский  институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Деловые коммуникации» на  тему

 

Культура  речи делового человека.

Пространственная  и психологическая дистанция  между

партнерами, необходимость организации пространства

в деловом  общении.

 

 

 

 

Выполнила – студентка 2 курса заочной формы

Обучения  факультета менеджмент, группы Мни-23

Мелюхина  Юлия Сергеевна

Руководитель  – Агеева Ольга Ивановна

 

 
Содержание

 

  1. Введение………………………… ……………………………………..3   
  2. Культура речи делового человека……………………………………..4                                                          
  3. Пространственная и психологическая дистанция между

партнерами,      необходимость  организации пространства в деловом  общении………………………………………………………………....6

  1. Практическое задание…………………………………………………11
  2. Заключение…………………………………………………………… .13
  3. Список использованной литературы…………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления  в первобытном обществе словесных  коммуникаций человечество смогло перейти  на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Рассмотрение коммуникативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. В современной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время беседы — один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической

сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.

Нет ничего проще, а вместе с тем  и сложнее процесса человеческого общения. В нем источник наших радостей и огорчений, надежд и успехов. Нет профессий, не требующих общения. Проблема общения - одна из самых важных и сложных в психологии - рассматривается в различных аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1.Культура речи делового человека

 

Речевая культура – это искусство речевого общения  с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения.

Под речевой  культурой подразумевается искусство  владения всем арсеналом речевых  средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и  определенные ограничения на наши речевые  возможности, обязывая в соответствующих  условиях неукоснительно их соблюдать.

Успех деловых  контактов, деловых переговоров  во многом зависит от того, насколько  вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. А заключается она в том, чтобы, во-первых, донести до своих партнеров  с помощью средств речевого общения  ваши деловые предложения, заинтересовывать своих собеседников, убедить в  их реальности, во-вторых, правильно  воспринять отношение ваших партнеров  к высказанным предложениям и, в-третьих, в результате взаимных договоренностей  выработать совместные решения.

 Чтобы деловая речь выполняла эту сложную задачу, она должна отвечать следующим основным требованиям:

  • Деловая речь должна быть по возможности максимально краткой, ясной и точной. Необходимо избегать неоправданного многословия, пустословия, бесцельной болтовни. Каждый деловой человек должен овладевать искусством говорить строго по делу, то есть кратко, точно и ясно.
  • Деловая речь должна избегать низкого стиля. Каждый деловой человек должен относиться к своему делу уважительно и рассчитывать на уважительное отношение к нему со стороны других людей. Чтобы речь не была низкой, она не должна быть затасканной, состоящей из примитивных, набивших оскомину словечек, словесных оборотов и выражений, взятых напрокат из бытовой лексики. И уж совершенно неприемлемо пользоваться в деловой речи и вообще в отношениях между деловыми партнерами так называемой ненормативной лексикой, бранными и нецензурными словами. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неопрятная, грязная одежда.
  • Деловой человек должен соблюдать речевую гигиену – не допускать в оборот грязных и низких слов, оскорбительных для слуха оборотов.
  • Деловая речь должна отличаться корректностью, аккуратностью, определенной сдержанностью. Деловой человек всегда должен знать, о чем следует сказать подробно, о чем лишь упомянуть, чего не касаться вообще.
  • Деловая речь должна быть выразительной. Это значит, что она не должна быть сухой, вялой, бесцветной. Сухая, невыразительная речь малопривлекательна, она мало кого заинтересует и увлечет. А для того, чтобы речь не казалась тусклой, нудной, она должна отличаться фразеологическим, морфологическим, лексическим, синтаксическим и интонационным разнообразием. Именно разнообразие языковых средств делает нашу речь богатой и яркой. Но это не значит, что она должна быть сложной и вычурной – такая речь покажется заумной. Ясность, привлекательность и убедительность нашей речи достигается лишь простым и понятным языком. Хорошая деловая речь должна отличаться живостью, экспрессивностью. Ей должна быть присуща красота и благородство, она должна отражать морально-нравственные устои, общеобразовательный, интеллектуальный и культурный уровень ее носителя.
  • Деловой человек всегда должен знать, когда, кому и что можно и нужно сказать. Одно и то же сообщение можно выразить по-разному. Близкому приятелю еще можно сказать, например, в сердцах: «Черт возьми! Устал как собака!». Но врачу о своем состоянии скажут: «У меня наблюдается повышенная утомляемость». Характер нашей речи непременно должен сообразовываться с ситуационной ролью сообщения и социальным статусом вашего собеседника. Жаргонные словечки, жаргонная фразеология допустимы только между членами одной социальной группы. Наверное только между студентами одного курса может быть приемлема такая фразеология при обмене новостями: «Вчера зачет свалил!». Только среди школьников уместно приветствие в небрежно-пренебрежительно-ласковом тоне: «Приветик!», «Салютик!». Деловой язык не должен допускать крайностей, начиная от жаргонного лексикона и кончая научной терминологией, за исключением случаев, когда предмет обсуждения связан с узкопрофильной областью и требует специальной терминологии.
  • Деловая речь должна отличаться впечатляющей силой и убедительностью. Это значит, что она должна приковывать внимание собеседника, вызывать повышенный интерес, запоминаться, заставлять задуматься, она должна убеждать своими суждениями и доводами. Убедительность – главный синтетический критерий деловой речи. Предприниматель, умеющий убеждать тех, с кем он вступает в деловое взаимодействие, всегда будет в выигрыше перед тем, кто таким качеством не обладает. Для того, чтобы обладать способностью вызывать своей речью сильное впечатление, уметь убеждать слушателя, добиться принятия вашей точки зрения, согласия с вами, надо всемерно развивать свою речевую культуру.

Таким образом, совокупными показателями качества деловой речи являются: краткость, ясность, точность, чистота, правильность, оригинальность, понятность, выразительность, впечатляющая сила и убедительность.

 

 

2.Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.

 

Одним из первых пространственную структуру  общения стал изучать американский антрополог Эдвард Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними.

Экспериментально  доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для  двух партнеров, так и для большой  аудитории). Существует большое количество информации о том, что животные, птицы  и рыбы обозначают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно  было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают  культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются.        Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для европейской и американской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
  • личное (от 46 до 120 см) - общение со знакомыми людьми. Личная зона - это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.
  • социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона  - расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых.
  • публичное (более 400 см)  - при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона  - расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному  вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, тем не менее их нужно помнить:

  1. не желательно разговаривать, даже со знакомыми;
  2. не рекомендуется смотреть в упор на других;
  3. лицо должно быть беспристрастным — никакого проявления эмоций;
  4. если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;
  5. чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  6. в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Выбор дистанции  зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое  поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

Существенное  влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. При размещении участников за прямоугольным столом в условиях рабочего кабинета выделяется четыре основные позиции:

  1. угловое равноправное расположение;
  2. угловое неравноправное расположение;
  3. партнерское расположение;
  4. конкурирующе-оборонительное расположение.

Угловое равноправное расположение занимают собеседники за квадратным столом, и оно более располагает к дружеской и непринужденной беседой (рис. 1).

 

 

Эта позиция  способствует постоянному контакту глаз, предоставляет простор для  жестикуляции и возможность для  наблюдения за жестами собеседника. Кроме того, при угловом расположении угол стола создает ощущение психологической  защищенности. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Рисунок 1. Угловое равноправное расположение 

Угловое неравноправное расположение занимают собеседники за прямоугольным столом, и оно более характерно для официальных бесед в позиции начальник—подчиненный (рис. 2).

В этой позиции  человек № 1 расположен во главе  стола и за счет этого имеет  психологические преимущества по отношению  к человеку № 2. В остальном эта  позиция сохраняет особенности  углового расположения.

 

 

Рисунок 2. Угловое неравноправное расположение 

 

Позиция партнерского расположения обычно используется при соавторской работе над какой-нибудь проблемой (рис. 3). При таком расположении партнеры находятся в равноправных позициях по отношению друг к другу и их не разделяет барьер в виде угла. Это одна из удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

 

Рисунок 3. Позиция партнерского расположения 

 

В конкурирующе-оборонительной позиции собеседники расположены напротив друг друга и разделены столом (рис. 4). Подобное разделение создает ощущение психологической защищенности собеседников и в то же время более способствует созданию атмосферы соперничества. Поэтому в оппозиционном взаимодействии обычно используется именно подобное расположение оппонентов. Однако такое же расположение может использоваться и при общении партнеров, безусловно доверяющих друг другу. В практике профессионального общения такое расположение собеседников часто используется при взаимодействии в служебном кабинете.

Рисунок 4. Конкурирующе-оборонительное расположение 

На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает  не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов.

Квадратные  столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. В этом случае человек с наиболее высоким статусом обычно располагается во главе стола лицом к входной двери. При этом установлено, что отношения сотрудничества более устанавливаются с теми людьми, которые сидят за столом рядом друг с другом. А противодействие легче организовывается с человеком, который сидит напротив. Поэтому на совещании ближе к руководителю рассаживаются сотрудники, претендующие на более высокое положение.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу  неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить  беседы людям одинакового социального  статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практическое задание

 

Вариант 2

 

 

Составьте и  оформите служебное письмо (или докладную, служебную записку).

 

Председатель  правления акционерного коммерческого  банка «ТОРГПРЕДБАНК» (пр.Вернадского, 19, Москва, 112123, тел.: 567-22-17, факс: 576-22-20 ОКПО 23132807, ОГРН 1821800370797, ИНН/КПП 3408032140/342001002) Шумов С. А. обратился к Генеральному директору НПО «Асбест» Волынцеву  Л. М. с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в длительную аренду АКБ «ТОРГПРЕДБАНК» рабочих площадей – 180 кв.м под размещение отделения  банка.

Письмо было составлено исполнителем Подлесной И. В. и подписано 24 марта  текущего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКБ «ТОРГПРЕДБАНК»                


112123, Москва, пр.Вернадского, 19,

тел.: 567-22-17, факс: 576-22-20

ОКПО 23132807,ОГРН 1821800370797,

ИНН/КПП 3408032140/342001002

 

Служебная записка

24.03.2012 № 3060

 

 

 

Прошу рассмотреть вопрос о предоставлении в длительную аренду АКБ «ТОРГПРЕДБАНК» рабочих площадей – 180 кв.м под размещение отделения банка.

 

 

 

Председатель  правления                                                              Шумов С. А.

акционерного коммерческого банка 

Информация о работе Культура речи делового человека. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространст