Этика служебных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Работа содержит основные понятия этики, правила учтивости и описание влияния привычек на нашу жизнь.
В широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений - правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.

Файлы: 1 файл

Этика служебных отношений.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Этика служебных отношений

(СЛАЙД) В широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений - правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.

Когда бы ни начинался рабочий  день, исходным началом его всегда остается домашняя обстановка: ваше настроение, самочувствие во многом определяются тем, как вы отдохнули, каковы отношения в семье и т. д.

Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

Женщина на работе не перестает  быть женщиной. Воспитанный мужчина  и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии употребление острых выражений и грубых слов, встанет, если женщина стоит, для того, чтобы подать ей прикурить. Но проявления вежливости не должны мешать основному ходу работы. Мужчине можно не отрываться от дела для того, чтобы подать женщине пальто, когда она уходит. Но нельзя не помочь ей одеться, если вы вместе оказались в гардеробе.

В то же время женщина  не должна обижаться, если вежливость мужчины - товарища по работе будет носить несколько «сокращенный» характер. Если обычно мужчина встает, когда к нему обращается стоящая рядом женщина, то в рабочих условиях он может этого не делать.

Мужчинам не следует забывать, что женщина и на работе заслуживает  такого же внимания, как и в другой обстановке. Женщинам - не злоупотреблять преимуществом прекрасного пола в условиях работы. Особенно хочется предостеречь от аргументирования слезами служебных разногласий.

Не мешает напомнить, что  рабочий стол не украшают стоящие  на виду дамские сумочки, сетки, шляпы, пудреницы. Лучше найти для них другое место.

(СЛАЙД) Поднимая телефонную трубку, не допытывайтесь: «Кто говорит?» Это может сделать только секретарь и то в форме более вежливой, например: «Можно узнать, кто спрашивает?». Однако, относительно телефонных разговоров на работе нелишне заметить: как можно меньше и реже ведите частные беседы со служебного телефона, а уж если придется, то делайте это вполголоса и в наиболее сокращенной форме. Нет необходимости отвлекать сослуживцев своими заботами по поводу утерянного ключа или встречи с портнихой.

В отдельных рабочих коллективах  укрепилась традиция отмечать дни рождения сотрудников. Традиция сама по себе хорошая, но чем меньший размах принимает  торжество, тем лучше. В складчине для покупки подарка не обязаны участвовать все члены коллектива. Участвует только тот, кто этого хочет. В данном случае недопустимо какое-либо принуждение. Поздравляя, можно сказать: «Подарок от Александра Макеева и меня».

Принимая поздравления, именинник  встает. В ответ на поздравления можно предложить скромное угощение: кофе, пирожное, бутерброды.

Не угощайте слишком широко. В рабочей обстановке это неуместно  и к тому же как бы обязывает  к подобному следующего именинника. Как раз такие вещи иногда превращают хорошую традицию в бедствие.

Если в подарок получены сладости, ими следует угостить товарищей. Можно унести коробку с собой только в том случае, если именинник оказался предусмотрительным и принес конфеты из дома. Полученные в подарок цветы следует унести домой.

День рождения руководителя отмечают в зависимости от сложившейся  в данном учреждении традиции. Самая подходящая форма поздравления руководителя - поставить цветы на его письменный стол. Если же сотрудники непременно хотят преподнести подарок, то лучше всего выглядят «нейтральные» и недорогие вещи, например, сладости (если их любят), редкие фрукты, пепельница или другие мелочи для письменного стола, альбом, книги. В небольших, сжившихся коллективах можно практиковать и такие подарки, как бумажник, портфель, перчатки.

* * *

(СЛАЙД) Посетитель, входящий в комнату учреждения, не должен стучать в дверь - это только отвлекает и нервирует занятых делом людей. Обычно на стук в дверь официального помещения не бывает отрицательного ответа.

В дверь кабинета руководителя, если у него нет секретаря, тоже можно  не стучать. В случае, когда руководитель выразил пожелание, чтобы сотрудники не входили к нему без стука, следует соблюдать это правило.

Собрания, совещания - вещь полезная, если их участники не отнимают у других времени выступлениями не по существу. На узком собрании, где нет посторонних лиц, можно, обращаясь к товарищу по работе, назвать его по имени и на «ты» (естественно, только в том случае, если вы в дружеских отношениях).

Во время совещания  или собрания не следует украдкой зевать или сосать конфеты. Мужчины  снимают пиджаки только тогда, когда  это сделал председательствующий. Можно  обменяться несколькими словами  с сидящим рядом товарищем, но не вести при этом продолжительных дискуссий.

Кроме перечисленных выше явлений существуют некоторые особенности  поведения или привычки, часто способные серьезно мешать спокойной, продуктивной работе.

Ваш коллега  много курит. В таком случае он не должен возражать против частого проветривания помещения. Или лучше следить за этим самому. Курящие имеют право на существование, но и некурящие - тоже.

Кто-то из сотрудников с  лечебной целью употребляет много  чеснока. Для остальных это делается невыносимым. Если такой любитель профилактики не использует средства, ликвидирующие запах этого «лекарства», ему следует отказаться от его употребления.

Встречаются в коллективах  и маньяки гигиены. Они все  время что-то вытирают, чистят (руки, уши, нос). Мания гигиены может  стать неприятной для окружающих, равно как и обратная ее сторона, когда человек недостаточное время проводит в ванной комнате. Если это особа молодая, ей можно тактично намекнуть на то, что вода способна творить чудеса. Пожилому человеку такое сказать неудобно. Поэтому стоит обращать внимание на то, не слишком ли часто в вашем присутствии товарищи стремятся проветривать помещение, хотя на улице мороз.

Вы - руководитель.

(СЛАЙД) Если вы занимаете руководящий пост, не забывайте, придя на работу, приветствовать своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Обращение к подчиненным на «вы» - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения  текущего вопроса. В случае длительного  разговора начальник предлагает сотруднице сесть.

Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель.

Научитесь терпеливо слушать  других, не допускайте в их адрес  реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.

В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая  поручения подчиненным. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

Будьте внимательны к  своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте  за это. Простое «спасибо», высказанное  вовремя, может оказаться не менее  эффективным, чем денежная премия.

Руководителю, беседующему  с сотрудником или посетителем, не следует: просматривать бумаги, не относящиеся к делу; без конца говорить по телефону; барабанить пальцами по столу.

Этика служебных отношений  требует во время приемов граждан  по личным вопросам не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.

Если беседа нежелательным  образом затягивается, руководитель может сигнализировать ее окончание, поднявшись со стула.

Если возникла необходимость  наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору; не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом; будьте самокритичными - это только укрепит ваш авторитет.

(СЛАЙД) Еще несколько заповедей, о которых необходимо помнить постоянно. Невежливо, а потому и некрасиво: показывать пальцем, особенно на человека, разрезать страницы журнала или книги расческой; смачивать палец слюной, листая страницы; использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки; чистить ботинки о штанину брюк; часто поглядывать на часы при разговоре с гостем, с женщиной, во время торжественного заседания, за столом президиума; подтягивать брюки; женщине через платье подтягивать чулки; хлопать дверью. Дверь всегда следует закрывать «мягко», даже если мы очень торопимся. Неважно какая это дверь: на работе, дома, в магазине, в машине. В ссоре хлопанье дверью не аргумент, а недостойный агрессивный выпад.

Комплименты

Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие - в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.

Комплименты составляют немаловажное подспорье для создания приятного настроения в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в комплиментах слышатся подготовка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.

Грубая лесть не что иное, как  лицемерие, она всегда неуместна, и  не лучшим образом характеризует говорящего такой комплимент. Впрочем, получать его тоже унизительно.

Очень хорошо когда комплимент произносится вовремя и к месту. Сказанный  вовремя и облеченный в изящную вежливую форму комплимент всегда доставляет удовольствие. Он придает уверенность человеку стеснительному, помогает раскрыться замкнутому, повышает настроение пребывающего в грусти.

У многих вошло в привычку делать комплименты, не заботясь о том, насколько  они своевременны и к месту  сказаны. Часто по отношению к  женщине мы слышим такие слова: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» Теперь давайте представим себе, что вместо слов благодарности за комплимент дама задает естественный вопрос: «Разве вчера я выглядела очень плохо?»

А уж комплимент «Какая вы сегодня  красивая!» вообще комплиментом назвать трудно. В ответ невольно напрашивается вопрос: «Что, в остальные дни обо мне этого не скажешь?»

Итак, делая комплимент, всегда помните: он не должен иметь двойного смысла. Слова «Какая вы сегодня нарядная!»  в качестве комплимента не годятся именно в силу двойного смысла.

Комплимент не должен содержать  в себе ярко выраженной лести.

Делая комплимент, избегайте преувеличений  и неумеренного восторга.

В комплименте следует избегать нравоучительных советов типа: «Вам так идет это платье, надевайте его почаще».

В какой  манере следует произносить комплимент?

  • Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой.
  • Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности.
  • Мимика, жесты должны соответствовать словам.
  • В комплименте не может быть даже намека на иронию.
  • Избегайте штампов.
  • Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту.
  • Не делайте комплиментов мимоходом, между делом.

Готовя комплимент, нужно просчитывать возможную реакцию на него.

Если есть вариант негативного  отношения к тому, что вы собираетесь  сказать, воздержитесь от задуманного.

Говорить комплимент одной даме, если ваши слова может услышать другая, следует осторожно. В некоторых ситуациях это может ухудшить настроение последней, например, если она в малознакомом обществе или рядом нет спутника.

Между мужчинами комплименты не только не приняты, но даже считаются  неприличными и делают смешными как тех, кто их говорит, так и тех, к кому они относятся, по крайней мере в тех случаях, когда не облечены в форму невинной шутки. Так же и дамы, а в особенности молодые девушки, не должны говорить комплиментов мужчинам. Иначе они могут оказаться в очень неловком и смешном положении и рискуют сконфузить и себя, и хваленного кавалера.

Дамы, выслушивая тонкий комплимент кавалера, не должны поддаваться самомнению, так как часто одно и то же качество не может нравиться всем и каждому. Вообще, принимать всякий комплимент с одобряющим видом следует осторожно, так как бывает что в высказываемых любезностях кроются ложное расположение и мнимая любовь.

Информация о работе Этика служебных отношений