Этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников - обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

Вы  предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию  перхоти и эффективен уже при  разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт, пойдет быстрее, если в  инструкции на этикетке указать, что  шампунь рекомендуется применять  дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка  посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.

А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: «А что здесь плохого?» Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается  в зависимости от личной системы  ценностей.

Другой  пример сомнительной этики представлен  действиями корпорации «Менвилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта  между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными  через обязательства по отношению  к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено  для фирмы. К неэтичным действиям  людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств  и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения  дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную  борьбу, которая оттесняет на  обочину этические соображения;

2. Усиливающееся  стремление указывать уровень  прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Неудачи  с обеспечением должного вознаграждения  руководителей за этичное поведение;

4. Общее  снижение значения этики в  обществе, что исподволь извиняет  неэтичное поведение на рабочем  месте;

5. Нажим  со стороны организации на  рядовых работников с целью  нахождения ими компромисса между  собственными личными ценностями  и ценностями управляющих;

Основное  влияние на принятие неэтичных решений  служащими оказывает поведение  их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно  влиять на этику поведения своих  подчиненных.

этика предпринимательство конкуренция нравственный

Заключение

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На  формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно  возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны  с наемными работниками. Эти отношения  оказывают особое влияние на уровень  предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими  предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Список  литературы

1. Анисимов О.С. Методология и культура предпринимательства. - Караганда, 2002. - 153 с.

2. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства / Под общ. ред. А.И. Муравьева. - СПб, 2002. - 115 с.

3. Басистов Ю.В. Деловой человек. - СПб., 2003. - 127 с.

4. Богданова М.В. Становление этноса делового успеха в современном российском предпринимательстве: Автореф. дис. канд. социол. наук. - Тюмень, 2002. - 18 с.

5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Вып. 1: Учебное пособие. - М., 2003. - 84 с.

6. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая культура», 2003. - 175 с.

7. Еропкин А.М. Этика и психология деловых отношений: Учеб. пособие. - М., 2004. - 47 с., ил.

8. Зельдович Б.З. Этика и психология управления: Учеб. пособие. - М.: Мир книги, 2004. - 38 с.

9. Зульфикарова В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. - 2003. - №1. - С. 34-38.

10. Имаметдинова Р.Х. Этика и психология управления: Учеб. пособие. - М., 2005. - 108 с.

11. Комаров Е.И. Культура управления: измерение и изменение // Упр. персоналом. - 2001. - №3. - С. 32-37.

12. Кочетков Г.Б. Управленческая культура: российский и американский аспекты // США: Экономика. Политика. Идеология. - 2005. - №4. - С. 69-78.

13. Кузьмин А. Организационная культура  и управление фирмой // Финансовый бизнес. - 2005. - №12. - С. 31-34.

14. Культура российского предпринимательства/ Отв. ред. Кормин Н.А. - М., 2002. - 216 с.

15. Леонова О.Л. Феномен хозяйственной культуры // Рос. экон. журн. - 2002. - №9. - С. 88-95.

16. Петросян Д.С., Фаткина Н.Л. Проблемы развития управленческой культуры в экономике России // Экономика и коммерция. - 2000. - №3. - С. 3-21.

17. Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социол. исслед. - 2005. - №9. - С. 74-80.

18. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. - М.: ЭКОМ, 2001. - 240 с.

19. Симонова С.В. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - 22 с.

20. Соболев М.М. Этика бизнеса // Экономика и коммерция. - 2006. - №2. - С. 143-152.

21. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М.: Агентство «ФАИР», 2006. - 400 с.

22. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - 164 с.

23. Яновский А., Яновская М. Этика предпринимательства // Хозяйство и право. - 2006. - №4. - С. 22-28.


Информация о работе Этика предпринимательства