Этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Файлы: 1 файл

Этика предпринимательства.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Этика предпринимательства.

1. понятие этики предпринимательства.

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения  предпринимателя, регулирующих его  внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

2. принципы этики предпринимательства.

Этические принципы ведения предпринимательской  деятельности разработаны организацией «Круглый стол мирового бизнеса», основанной в 1986 г. бизнесменами из США, Европы и  Японии. «Круглый стол» создал свод правил на основе идеологии японских корпораций «кёсей» (в буквальном переводе - «жить и работать вместе»). Принцип 1. Компании несут обязательства не только перед держателями акций, но и всеми, кто прямо или косвенно участвует в бизнесе. Ценность бизнеса для общества состоит в том, что он обеспечивает материальное благосостояние и занятость населения, а также предоставляет качественные товары и услуги по приемлемым ценам. Предприятия призваны сыграть определенную роль в улучшении жизненных условий своих клиентов, сотрудников, партнеров, инвесторов, выделяя им долю того состояния, которое они создали совместными усилиями.

Поставщики и конкуренты тоже вправе рассчитывать на то, чтобы  с ними обращались честно и справедливо. Как сознательные члены общества бизнесмены несут долю ответственности  за то, как регионы, страны и весь мир буду выглядеть в будущем. Принцип 2. Компании должны вносить свой вклад в социальный прогресс стран, в которых они действуют, обеспечивая эффективную производственную деятельность и помогая повышать благосостояние жителей этих стран. Компании должны способствовать экономическому и социальному развитию путем разумного использования ресурсов, свободной и честной конкуренции и совершенствования технологии, методов производства и т. д. Бизнес должен оказывать положительное воздействие на образование, права человека и общее оздоровление тех стран, в которых он действует. Принцип 3. Коммерческая тайна имеет право на существование, однако бизнесмен должен понимать, что искренность, доброжелательность, честность, умение держать слово и открытость не только способствуют укреплению репутации и стабильности, но и обеспечивают четкость и эффективность сделок, особенно на международном уровне. Принцип 4. Во избежание трений и для обеспечения свободной торговли, а также создания равных возможностей для конкуренции, справедливого отношения ко всем участникам бизнеса бизнесмен должен уважать законы. Кроме того, он должен признавать, что некоторые действия, даже законные, могут иметь нежелательные последствия. Принцип 5. Компании должны объединить усилия по обеспечению прогрессивной и законной либерализации торговли, ослаблению местных ограничений, которые тормозят торговлю в целом, и при этом уважать политические цели каждой страны. Принцип 6. Компании должны защищать и по возможности улучшать состояние окружающей среды, предотвращать нерачительное использование природных ресурсов. Принцип 7. Компании не должны участвовать в действиях, попустительствующих взяточничеству, отмыванию денег или других действий, связанных с коррупцией. Недопустимы торговля оружием и другими материалами для ведения террористической деятельности, наркотиками, а также участие в иных видах организованной преступности. Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями государства, деловых кругов, профсоюзного движения, гражданского общества и церкви .

 

3. концепции в этике предпринимательства.

Теоретическое осознание  и констатация практической ограниченности воздействия рынка и права, как  инструментов согласования противоречивых интересов собственника, работников предприятия и общества, увеличивают роль и значение норм предпринимательской этики. Этические нормы поведения предпринимателя во взаимоотношениях с государством, покупателями, кредиторами, поставщиками и работниками изучает корпоративная этика.

Прежде всего, речь идет о тех нормах, которые разрабатываются и принимаются предпринимателями как добровольные обязательства в направлении самоограничения, с целью смягчения конфликтов, возникающих в результате управленческой деятельности, основанной на принципе максимизации прибыли. Под этикой бизнеса понимается соблюдение честности в предпринимательской деятельности, воздержание от сиюминутной выгоды ради поддержания репутации.

В качестве классической иллюстрации проявления предпринимательской  этики при урегулировании серьезного конфликта между этическими требованиями и принципом максимизации прибыли часто приводится кодекс, принятый компанией Nestle в 1982 г., в котором регулируются правила маркетинга и продаж заменителей материнского молока (в частности, запрещается использование персоналом неосведомленности матерей в развивающихся странах о всех аспектах использования заменителей). Однако принятию его предшествовали длительные дискуссии и мощное давление Всемирной организации здравоохранения.

Особенности нравственного  сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности на предприятиях АПК отражает профессиональная этика сельского предпринимателя.

В любом агробизнесе  этика цивилизованного предпринимательства  ориентируется на ограничение принципа максимизации прибыли в таких ситуациях, когда его реализация ведет или может привести к действиям, противоречащим этическим нормам. Сампринцип максимизации прибыли при этом вовсе не отвергается, как неэтичный: отвергаются только те средства его реализации, которые с этической точки зрения не могут быть оправданы.

Понимаемая таким образом  концепция предпринимательской  этики отличается от идей "социальной ответственности" тем, что она:

- строится на обоснованных  этических принципах;

- выработка этически верных решений отличается большей открытостью для участия всех заинтересованных сторон (в том числе, "открыта" для новых конфликтных ситуаций и нового соотношения интересов);

- призвана решать специфические  конфликты, касающиеся отдельных  предприятий и сфер деятельности;

- может осуществляться  только благодаря добровольному  соглашению и направлена на  самоограничение сторон.

Вместе с тем, следует  иметь в виду, что выбор этически обоснованного варианта решения  предпринимателем предполагает наличие у него определенной свободы действий. Обязанность соблюдения предпринимательской этики предполагает и наличие возможностей для этого ("быть обязанным" включает в себя понятие "быть в состоянии"). В частности, в России, этические основы самой рыночной системы хозяйства ("общеэкономическая этика") переходного периода устанавливают границы всех этических норм предпринимательства. Общесистемные социальные принципы не могут быть изменены или модифицированы отдельными предпринимателями. Поэтому нередко требования в отношении этики сельского предпринимательства фактически включают в себя критику господствующей экономической этики.

Ограниченная свобода  действий и принятие решений в  соответствии с общенормативными принципами хотя и освобождает предпринимательскую  этику от "системных вопросов", но не освобождает предпринимателей от обязанности этического осмысления своей деятельности и поиска возможностей ее корректировки хотя бы в пределах существующих ограничений. Тем более, что этические вопросы возникают постоянно: при выборе реальных целей и средств их реализации; при наличии конкурентов, конкурентных производств или товаров; во взаимоотношениях не только с партнерами или конкурентами, но и с государственными учреждениями и общественными организациями. Поэтому предпринимательская этика не должна оставаться прерогативой только субъектов особо чувствительных в вопросах морали, а являться неотъемлемой составной частью процессов стратегической и оперативной деятельности каждого сельского предпринимателя.

Основными проблемами становления и соблюдения этических норм цивилизованного предпринимательства в России на современном этапе являются политическая нестабильность и экономическая неустойчивость, юридическая неопределенность и неисполнение законов, административные препятствия, взяточничество и коррупция.

Было бы наивно надеяться  на улучшение деловой и профессиональной этики в АПК, при практически  полном отсутствии культуры предпринимательства  в окружающей его макросреде, поскольку  представления городских предпринимателей промышленной, торговой и финансовой сферы о системе ценностей и образах поведения подверглись деградации еще в большей степени, чем сельских. Недобросовестность в заключении сделок, уклонение партнеров от выполнения договорных обязательств привели к краху значительной части начинающих сельских предпринимателей и существенно подорвали доверие к предпринимательской деятельности вообще.

В современных условиях не приходится надеяться на скорое исправление деловой этики торговых фирм-посредников и характера  функционирования российских коммерческих банков, а также на восстановление доверия к ним (как и к государству в целом) со стороны сельских предпринимателей. Поэтому необходимо развитие на селе альтернативных форм - снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации - для снижения рисков от недобросовестного партнерства, улучшения общеэкономических условий, культуры и этики предпринимательства.

В финансовой сфере, приемлемым выходом для формирования конкурентной среды и этики предпринимательства  являлось бы привлечение надежных иностранных банков и иностранных инвесторов. Однако надо быть очень большим оптимистом, чтобы в нынешней ситуации надеяться на их добрую волю, даже если будет обеспечена всемерная поддержка и льготы со стороны правительства России.

Формирование предпринимательской этики, повышение значения моральных и этических норм сельских предпринимателей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом, будет возможным только благодаря общеэкономическим и социально-политическим переменам в обществе.


Информация о работе Этика предпринимательства