Этика и мораль в системе юридических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям, однако, они особенно велики в профессии юриста, связанной с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба другого человека - его клиента, подследственного, подсудимого. Поэтому каждый человек, решивший стать юристом-профессионалом должен четко осознать ту сумму профессионально-этических требований, которая предъявляется к нему обществом.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

   8) обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство.

Нотариус как лицо, облеченное особым доверием и ответственностью перед  государством и обществом, также  обязан: соблюдать нормы этики и морали; воздерживаться от какой-либо деятельности, способной негативно повлиять на осуществление профессиональных обязанностей нотариуса или вызвать сомнение в его независимости и объективности; воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и престиж профессии в обществе, в том числе – от получения дорогостоящих подарков от лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от посещения заведений с сомнительной общественной репутацией.

 Профессиональный Кодекс нотариусов  РФ также дает понятие дисциплинарного  проступка нотариуса, под которым  понимается виновное ненадлежащее  выполнение или невыполнение  нотариусом своих профессиональных  обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариуса и иных требований, установленных законодательством. К ним, в частности, относятся: непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления нотариальной палаты; грубое или неоднократное нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации; а также нарушение морально-этических норм. В случае совершения дисциплинарного проступка кодекс предусматривает применение мер дисциплинарного воздействия, к которым отнесены замечание, выговор, строгий выговор. Если проступок был совершен неоднократно, то в отношении нотариуса может быть подано в суд ходатайство о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.

 

Тема 2. 3. Различия между правом и моралью

1. Мораль формируется ранее права,  правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного  общества может существовать  только одна правовая система.  Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как  нормативное выражение сложившихся  в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном  сознании, которое и является  формой ее существования. И  в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования  норм права и норм морали. Ес­ли их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морально­го регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет тех­нико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней  организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются  по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

 

Тема 4. 2. Типология нравственных личностей: потребительский тип.

Самый простой и «маломоральный»  тип, широко распространен. Мораль в его представлении - это утверждение себя в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Польза является основным, а главное – единственным мотивом поведения. Значит и моральные поступки – разновидности полезных. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью представляет главную ценность для этого типа нравственности.

Ориентация потребительского типа – индивидуалистическая (каждый стремится  к счастью по одиночке). Искомое  счастье понимается, как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т.п. Все эти ценности социальные.

Источником моральных правил такой  тип личности считает себя. Применение же общих правил зависит от ситуации, в которую он попал. А поскольку  ситуации разнообразны, то и правила морали не вечны, а относительны. На практике такой релятивизм может быть и полностью безнравственным  (когда всякие нормы порядочности забываются, ситуация и личная выгода позволяют с легкостью попирать права других).

 

Тема 7. 5. Этическая концепция «Z»

Американский профессор У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора, высказанные  им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может  быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него, в первую очередь, зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных  методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о  работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль  постоянно развивалась, выдвигая все  новые и новые идеи о том, как  должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества, и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

 


Информация о работе Этика и мораль в системе юридических знаний