Этика и мораль в системе юридических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным требованиям, однако, они особенно велики в профессии юриста, связанной с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба другого человека - его клиента, подследственного, подсудимого. Поэтому каждый человек, решивший стать юристом-профессионалом должен четко осознать ту сумму профессионально-этических требований, которая предъявляется к нему обществом.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра ___________________Теории и истории государства и права______________________

 

________________________Профессиональная этика  юриста_________________________________

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Тема 1. 1  Этика и мораль в системе юридических знаний.

В каждой области человеческой деятельности большое место отводится моральным  требованиям, однако, они особенно велики в профессии юриста, связанной  с жизнью и смертью, здоровьем, честью и достоинством человека. От моральных  качеств юриста-специалиста (честности, неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом) зависит судьба другого человека - его клиента, подследственного, подсудимого. Поэтому каждый человек, решивший стать юристом-профессионалом должен четко осознать ту сумму профессионально-этических требований, которая предъявляется к нему обществом. Эта сумма этических требований входит в понятие "этическая культура юриста", которая составляет основу, стержень правовой этики. Правовая этика есть разновидность профессиональной этики, как, скажем, этика врача, педагога и др. Все они входят в состав общей этики как ее части. Правовая этика систематизирует нормы морали, оценивает их проявления в отношениях "юрист - клиент", "юрист - подследственный", "юрист - потерпевший", "юрист - свидетель" "юрист - коллеги" и др. Она исходит из того, что нравственные знания, чувства, убеждения, потребности, которые реализуются как при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей, так и в быту, должны базироваться на таких моральных ценностях, как добро, долг, честь, совесть и т. д. Такие же требования необходимо предъявлять к другой стороне, с которой юрист сталкивается в своей повседневной практической деятельности. Этическая культура юриста - система моральных требований (принципов и норм), сформировавшихся как результат знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий.

От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.

Уровни моральных требований, предъявляемые  к юристу-профессионалу:

1. отношение юриста к своей  профессиональной деятельности  и ее результатам,

2. отношения с коллегами по  работе;

3. отношения с клиентом, подсудимым, подследственным и другими людьми, когда решая юридическое дело, он выступает как представитель власти.

Деятельность юриста характеризуется  ежедневным общением с различными людьми, которые находятся в зависимом  от него положении, а потому нуждаются  в его бережном отношении. Эти  отношения строятся на нравственных началах, выражающихся в моральном сознании и моральном поведении юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном поведении можно говорить об этической культуре юриста.

 

Тема 3. 2. Социальные функции этических категорий.

Как и всякая наука, этика располагает  богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория»  греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это — узловые пункты человеческого познания. По аналогии можно сказать, что категории этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики — это образования духовного, идеального порядка, которые и существуют, оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении. Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том, и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг. Говоря о категориях этики, следует сказать и о том, что они выполняют и некоторые «служебные» функции самой науки. Во-первых, они являют собой бесконечные ступеньки познания морали как сферы общественных отношений. Во-вторых, категории этики представляют собой своеобразный инструмент познания. В-третьих, этические категории - это форма движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами. Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект. Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Другими словами, их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. В-третьих, они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований: принципов, норм, требований, правил и т.п., базируются на силе общественного мнения или самосознании личности. Наконец, в-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали, в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений. Категории этики, как уже говорилось выше, объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.

 

Тема 5. 5. Некоторые особенности делового общения.

Деловое общение осуществляется в  самых разнообразных формах и  столь же разнообразных их сочетаниях, начиная с кратких телефонных диалогов и обмена деловыми письмами, меморандумами, с переговоров между отдельными представителями и делегациями сотрудничающих организаций и кончая проведением различных конференций, совещаний и выставок.

Реальная внешнеэкономическая  деятельность предполагает деловое общение с представителями отечественных и зарубежных организаций, различающихся целями, стилем работы, обшей культурой, психологическими особенностями, системами ценностей и традициями, уровнем надежности и порядочности. Естественно, что успех делового общения зависит от того, насколько учтена эта специфика. Так, при общении с солидными организациями из цивилизованных государств естественным является стиль общения, основанный на взаимном уважении и достаточно четком определении исходных позиций. Иное поведение воспринимается как признак низкой культуры и ненадежности партнера. В то же время для некоторых организаций и людей стиль, предполагающий взаимное уважение и открытие позиций, воспринимается как признак слабости, как возможность оказывать давление.

Добиться должного поведения подобных партнеров можно лишь, действуя с  позиции силы. Фирмы и организации  даже одной страны различаются весьма существенно: по целям и задачам, степени порядочности и надежности, характеру деятельности, уровню ценностей, финансовому положению и репутации. Чем правильнее и точнее учтены все эти особенности, тем больше вероятность успеха. Возможный успех зависит и от того, насколько полно и правильно учтена эта специфика, насколько точно прогнозируется возможное развитие взаимоотношений с деловым партнером. Для достижения успеха необходимы: определенная последовательность действий, тщательная предварительная подготовка и гибкость делового общения.

Любые формы делового общения предполагают как официальные, так и неформальные контакты деловых партнеров. Значение неформальных контактов велико, так как они позволяют создать определенный уровень взаимопонимания, обсудить ряд спорных вопросов в условиях, когда высказанные мысли не налагают жестких обязательств на собеседников. Поэтому любые переговоры должны предполагать выделение времени на неформальные контакты.

Главное предназначение переговоров  – сотрудничество и разрешение противоречий. Переговоры в подавляющем большинстве  случаев направлены на то, чтобы  совместно с деловым партнером обсудить проблему, представляющую взаимный интерес, и принять совместное решение.

Переговоры в деловом  общении выполняют ряд функций:

1. Информационная или  информационно-коммуникативная функция  типична для переговоров, носящих  предварительный характер. Стороны готовятся к совместным решениям или действиям. При этом важен обмен взглядами, точками зрения, информацией. Идет взаимная разведка, налаживаются новые связи и отношения. Вырабатывается общий язык, одинаковое понимание терминов.

2. Достижение договоренностей – функция переговоров, идущих в условиях, когда необходимая информация получена, позиции сторон определены и необходим последовательный анализ имеющихся противоречий для достижения согласованных решений и подписания договора о совместной деятельности.

3. Регулирование, контроль, координация действий – эти  функции важны, когда ведется  совместная работа и необходимы  контроль за выполнением достигнутых  соглашений и дальнейшее повышение  эффективности совместной деятельности.

 

Тема 6. 5. Одежда как элемент имиджа юриста.

Есть такая пословица: "Встречают  по одежке, а провожают по уму". Она прямо относится к эстетической культуре юриста, выражающейся в его  внешнем виде. Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан. Знаменитый адвокат А.Ф. Кони советовал: "Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой".

 Нередко установить контакт  с человеком следователю не  удается именно вследствие первоначальной  антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами. При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная. Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней. В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости. Для отдельных категорий работников юридического труда (органов внутренних дел, прокуратуры и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий - предписывается носить специальную форму. Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.

 

Тема 8. 5. Этические принципы и правила профессионального поведения нотариуса.

В целях повышения стандартов профессиональной деятельности нотариусов РФ 18 апреля 2001 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ был принят Профессиональный Кодекс нотариусов РФ (Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. № 10 “О Профессиональном кодексе нотариусов РФ”). В кодексе сформулированы профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, дана характеристика нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса. Согласно кодексу в своей деятельности нотариусу надлежит руководствоваться принципами и заповедями Международного союза латинского нотариата, выработанными в течение столетий существования нотариата и доказавшими свою правовую безупречность. Кодекс относит к таким принципам:

   1) уважение своего министерства, органов государственной власти и органов профессионального сообщества;

   2) совершение нотариальных  действий в рамках закона, разрешение  сомнений до совершения действия; воздержание от действия при  малейшем сомнении в его законности  и правильности;

   3) воздание должного Правде;

   4) изучение материалов с  пристрастием и повышенной тщательностью;

   5) следование Справедливости;

   6) ограничение Законом;

   7) работа с Достоинством  и др.

Вступление в должность возлагает  на нотариуса определенные морально-этические  обязательства:

   1) защищать интересы человека, общества и государства при  соблюдении требований закона;

   2) способствовать утверждению  в обществе веры в закон  и справедливость;

   3) не совершать в личных  интересах действий, ставящих под  сомнение беспристрастность и независимость нотариальной деятельности и причиняющих ущерб чести и достоинству профессии нотариуса;

   4) относиться к коллегам  по юридической профессии в  духе уважения, доверия и благожелательного  сотрудничества;

   5) постоянно повышать свой профессиональный уровень, компетентность, изучать действующее законодательство и нотариальную практику;

   6) сохранять и защищать  профессиональную тайну;

   7) соблюдать требования  об обязательном страховании  нотариальной деятельности;

Информация о работе Этика и мораль в системе юридических знаний