Этика деятельности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Общение выступает стороной такого явления, как поведение людей, одна из сторон которого – этикет, то есть установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, общественных местах: школе, институте, учреждении, на производстве, в дипломатической деятельности и т. п. Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, социальные нормы, традиции, общественное мнение.

Файлы: 1 файл

Этика кр.docx

— 43.65 Кб (Скачать файл)

                                                                   1

                                                           Введение.

       Общение  выступает стороной такого явления,  как поведение людей, одна из  сторон которого – этикет, то  есть установленный порядок поведения.  Такой порядок поведения устанавливается  в семье, общественных местах: школе, институте, учреждении, на  производстве, в дипломатической  деятельности и т. п. Этикет  формируется, прежде всего, в  соответствии  с нравами, обычаями. Его становление зависит от  всей системы регулирования отношений  между людьми, включающей нормы  права, социальные нормы, традиции, общественное мнение.

      Форм этикета  много, и все они имеют одинаковую  направленность – признание и  поддержание значимости, уважения  человека, с которым возникает  контакт. 

      Во взаимоотношении  этики и социального общения  определённое место занимает  такое явление, как профессиональная  этика. В чём её сущность? Профессиональная  этика существует, прежде всего,  в тех профессиях, объект которых,  человек. Профессиональная этика  – это прикладная этика. В  ней сочетаются интересы общества  и гарантии суверенности личности  как носителя определённой профессии,  а так же высокие требования  к профессионалу, в том числе  к его моральному облику. Так,  деловая этика предпринимателя,  менеджера предполагает, что обязательные  элементы их кодекса чести  – соблюдение профессиональной  чести и достоинства. Этот кодекс  воспитывает у профессионала  сознание принадлежности к определённой общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в той или иной профессии.

      В рамках организации на этические мерки личности оказывают огромное влияние руководители высшего звена. Их поведение подает пример для

                                                     

                                                                   2

подражания и создает  культурный контекст, гораздо более  действенный, чем специальные занятия  по этике, установленные нормы или  формальные поведенческие и этические  коды, которые ввели у себя многие организации.

       Перед любым предприятием, организацией стоит задача повышения эффективности своей деятельности. Успешное  решение этой задачи во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

       Руководитель  должен понимать, что чем лучше  у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей. Вот это я и попытаюсь раскрыть в данной работе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                                  3

          1. Этические нормы организации и этика руководителя.

Этические нормы выступают в  роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации  по достижению ее целей, или будет  создавать препятствия, вести к  распаду организации. Если администрация  не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может  складываться стихийно.

Система регулирования поведения  работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и ДР.

Работодатель предоставляет работнику  возможности для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а  если это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить  его различными методами.

Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования — совокупность средств и методов, с помощью которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс.

Сначала определяют цели, которые  необходимо осуществлять, затем создают  нормативный правовой акт для того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия реализации норм, включая контроль над их соблюдением. Очень важно при этом выбрать эффективные меры, чрезмерно

                                                           4

не обременяющие работника, не сковывающие  его инициативу.

    Нормы всегда являются средством реализации принципов, идеологии, т. е. любая нормативная система отражает определённые взгляды какой-то группы людей. Качество этических норм, действующих в коллективе должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация не сможет существовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, её авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внутри организации.

      Корпоративный кодекс - документ, который описывает стандарты и ценности компании, процедуры их внедрения в практическую жизнь организации и механизмы контроля над исполнением принятых правил.

      Качество корпоративного управления сегодня является наиболее чувствительной проблемой для многих российских компаний. Часть из них уже сейчас разработали и опубликовали для общественности свои кодексы корпоративного управления. Эти компании берут на себя обязанности по соблюдению прав акционеров и инвесторов, обязуются быть открытыми для кредиторов, партнеров и клиентов.

      Обеспечить высокие стандарты корпоративного управления на практике достаточно трудно. Поэтому, принятие собственного кодекса корпоративного поведения - один из способов обеспечения информационной открытости и публичности компании, для которой соблюдение высоких стандартов корпоративного поведения является средством повышения привлекательности компании.

      Внедрение корпоративного кодекса в организации преследует следующие позитивные результаты:

 

                                                                  5

Формирование желаемой корпоративной культуры;

Понимание партнерами организации и персоналом общих предназначений и целей, стратегий и средств их достижения;

Определение общих ценностей, разделяемых руководством и работниками;

Построение эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций.

   Этика профессии менеджера базируется на понимании того обстоятельства, что мировоззрение и образ жизни руководителя непосредственно сказывается на эффективности деятельности организации, на ее имидже и. главное, на судьбах работников организации.

    Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отражены в следующих принципах деятельности руководителя:

 • верность организации,  соблюдение ее традиций;

 • уважение  к   подчиненным,  искренний   интерес к ним,

   воздержанность от  критики, унижающей достоинство подчиненного;

 • исключение проявлений  грубости, высокомерия, интриганства, манипулирования, попыток «столкнуть  лбами»;

 • недопустимость  обмана подчиненных, невыполнения  обещаний, злоупотребление положением  начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;

 • соблюдение субординации - воздержанность, с одной стороны,  от попыток решения служебных  вопросов с вышестоящим руководителем,  минуя своего непосредственного  начальника, а с другой - от поручений  исполнителю «через голову» его  непосредственного начальника;

 • использование по  отношению к подчиненным преимущественно  методов убеждения. Применение  принуждения только при исчерпании  возможностей убеждения;

 

 

                                                                 6

 • недопустимость  принятия руководителем управленческих  решений при нахождении его  в негативном состоянии (например,   «административного   восторга»),   под  влиянием негативной ситуации;

 • объективность при  принятии решений, правовая защищенность  управленческого решения;

 • нацеленность на  гармонизацию деятельности коллектива  и организации в целом, в  частности, конфликтных ситуаций;

 • профессиональная  компетентность,  постоянное  повышение  собственной профессиональной квалификации;

 • соблюдение профессиональной  конфиденциальности;

 • готовность и  способность брать ответственность  за последствия принимаемых решений  на себя.

   Особенно значимым  для менеджера является сознательность  как принцип, раскрывающий способ  выполнения моральных  требований   (ее   противоположности - формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм).

Взаимное влияние, взаимосвязь  и соотношение этики  в деятельности руководителей и подчиненных  прослеживается при сопоставлении их этических обязанностей:

 • руководители должны  быть образцом нравственного  поведения. Они должны жить  в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых  ими организаций;

 • лидеры ответственны  за перспективы возглавляемой  ими организации;

 • лидеры должны  постоянно информировать подчиненных  о своих намерениях. Работники  ожидают от руководства, что  оно будет предоставлять им  всю информацию, необходимую для  эффективной работы;

 • лидеры ответственны  за формирование слаженно работающего  коллектива, основанного на высоком  уровне доверия. Члены коллектива  должны знать, что они будут  вознаграждены за сотрудничество  с другими людьми на благо  фирмы даже в том случае, если  будет казаться, что их собственный  вклад 

                                                                7

уменьшается. И уж конечно  следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации;

 • руководители отвечают  за создание обстановки, поощряющей  развитие личности и творчество.

   Образцовое нравственное  поведение руководителей  проецируется  на подчиненных, которые:

 • в отношении с  начальством создают атмосферу  взаимного стремления к выполнению  поставленной задачи;

 • достаточно уверены  в себе, чтобы спорить с начальником  и быть корректными оппонентами;

 • исполняют приказы  начальника, не становясь при  этом раболепными;

 • вносят свой опыт, умения и знания в работу  коллектива, не стремясь занять  место других его членов;

 • верны своему  начальнику и целям, стоящим  перед коллективом, в то же  время, сохраняя способность трезвой  оценки и конструктивной критики;

 • уходят, когда становится  очевидным, что они больше не  могут поддерживать ценности  и цели организации либо ее  руководителя.

       Этика управления рассматривает моральные качества руководителя безотносительно к психическим механизмам (управленческим стереотипам, профессиональным привычкам, потребностям, чувствам), как общие характеристики поведения множества самых различных руководителей в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Она разъясняет нравственное значение тех или иных управленческих решений, мотивов, стилей руководства и т.д.

  Поскольку менеджер  осуществляет руководство группой  людей, значение профессиональной  этики в его деятельности трудно  переоценить.

  Формирующее влияние  на профессиональную этику менеджера  оказывают:

 • индивидуальная (персональная) этика человека;

                                                                 8

• этика профессии руководителя;

 • корпоративная этика  организации, которой менеджер  руководит (в которой он работает);

 • этика профессии,  к которой принадлежат члены  руководимого менеджером коллектива.

     2. Управление этическими нормами межличностных отношений в

                                                 коллективе.                    

Коллектив — это сложная  система, состоящая из множества  связанных между собой групп людей и отдельных личностей.

Личность — это данный конкретный человек со всей совокупностью  его общественных отношений, психологических  и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним духовным миром человека. Индивидуальностью психологи называют какие-либо особенности личности, делающие ее непохожей на других людей.

Потребности, интересы, убеждения определяют направленность личности. Но при одной и той же направленности деятельность человека может быть различной по целеустремленности, интенсивности, равномерности и т. д. Это определяется темпераментом личности, в котором выражаются такие врожденные особенности, как сила и скорость психических процессов, степень эмоциональной возбудимости, проявляющейся в различной интенсивности внешнего выражения эмоций. Основные четыре типа темперамента были выделены еще Гиппократом: сангвиник, меланхолик, флегматик и холерик. Представителям каждого типа присущи особые черты, работоспособность и выносливость.

Информация о работе Этика деятельности руководителя