Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Успех работы предприятия, организации тесно связан с этикетом и культурой поведения руководителя. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Тогда реакция на любое действие, любой ход оппонента, развитие ситуации будет соответствовать правилам хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной ситуации. И тогда, несомненно, авторитет руководителя будет достаточно высок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………... 3
1 Этика делового общения…………………………………………………………... 4
1.1 Этика делового общения «сверху - вниз»………………………………………… 4
1.1.1 Этические обязанности руководителей…………………………………………... 5
1.2 Этика делового общения «снизу-вверх»………………………………………….. 5
1.2.1 Этические принципы хорошего подчиненного…………………………………... 6
1.3 Этика делового общения «по горизонтали»……………………………………… 6
2 Этические проблемы деловых отношений………………………………………. 6
3 Использование мотивации сотрудников и проблема манипулирования……….. 7
3.1 Основные проблемы этики деловых отношений………………………………… 7
4 Методы оценки качеств руководителя …………………………………………... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….............. 12

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по деловой этике.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...

3

1

Этика делового общения…………………………………………………………...

4

1.1

Этика делового общения  «сверху - вниз»…………………………………………

4

1.1.1

Этические обязанности  руководителей…………………………………………...

5

1.2

Этика делового общения «снизу-вверх»…………………………………………..

5

1.2.1

Этические принципы хорошего подчиненного…………………………………...

6

1.3

Этика делового общения  «по горизонтали»……………………………………

6

2

Этические проблемы деловых  отношений……………………………………….

6

3

Использование мотивации  сотрудников и проблема манипулирования………..

7

3.1

Основные проблемы этики деловых отношений…………………………………

7

4

Методы оценки качеств  руководителя …………………………………………...

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…………..............

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между  людьми. Вечным и одним из главных  регуляторов этих отношений выступают  этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Деловое отношения –  это процесс взаимосвязи и  взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В рамках организации  на этические мерки личности оказывают  огромное влияние руководители высшего  звена. Их поведение подает пример для  подражания и создает культурный контекст, гораздо более действенный, чем специальные занятия по этике, установленные нормы или формальные поведенческие и этические коды, которые ввели у себя многие организации. Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания управленческой этики.

Перед любым предприятием, организацией стоит задача повышения  эффективности своей деятельности. Успешное  решение этой задачи во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

Чтобы в коллективе установились прочные деловые отношения, чтобы авторитет руководителя был достаточно высокий, то знание делового этикета просто обязательно.С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этика делового общения
    1. Этика делового общения «сверху –вниз»

 

В общении имеется  ряд таких положений, следуя которым  можно в значительной степени  облегчить деловое общение, повысить его эффективность. Эти правила применимы к отдельным видам делового общения: «сверху-вниз» (руководитель—подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный—руководитель) и «по горизонтали» (сотрудник—сотрудник).

В деловом общении  «сверху – вниз», т. е. вотношении руководителя к подчиненному, «золотое правило» этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Без соблюдения норм этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения руководителя:

  • Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченную группу с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации.
  • При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю важно выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками.
  • Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то руководитель не выполняет своих должностных обязанностей и поступает неэтично.
  • Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения.
  • Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
  • Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы недержите зла.
  • Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.
  • Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам, как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
  • Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
  • Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем большезаслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
  • Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом за счет руководителя.
  • Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.
  • Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
  • Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них.
  • Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны. Они ответят вам тем же.
  • Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора:

1) ситуацию, наличие времени  для нюансов; 2) личность подчиненного: кто перед вами – добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос и так называемый «доброволец». Приказ следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ. Вопрос лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

 

1.1.1.Этические обязанности руководителей

 

1. Руководители должны  быть образцом нравственного  поведения. 

2. Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации.

3. Лидеры должны постоянно  информировать подчиненных о  своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.

4. Лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации.

5. Руководители отвечают  за создание обстановки, поощряющей  развитие личности и творчество.

 

    1. Этика делового общения «снизу-вверх»

 

Знать, как следует  обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем  то, какие требования следует предъявлять  к своим подчиненным. Без этого  трудно найти общий язык и с  начальником, и с подчиненными.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

  • Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
  • Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.
  • Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет».
  • Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.
  • Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности.
  • Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

 

1.2.1.Этические принципы хорошего подчиненного

 

Приведем ряд черт, присущих хорошим подчиненным. Хорошие подчиненные:

1) в отношении с  начальством создают атмосферу  взаимного стремления к выполнению поставленной задачи;

2) достаточно уверены  в себе, чтобы спорить с начальником  и быть корректными оппонентами;

3) исполняют приказы  начальника, не становясь при  этом раболепными;

4) вносят свой опыт, умение и знания в работу  коллектива, не стремясь занять место других его членов;

5) верны своему начальнику  и целям, стоящим перед коллективом,  в то же время сохраняя способность трезвой оценки и конструктивной критики;

6) уходят, когда становится  очевидным, что они больше не  могут поддерживать ценности и цели организации либо ее руководителя.

 

1.3 Этика делового общения «по горизонтали»

 

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти  верный тон и приемлемые нормы  делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов  этики делового общения между  коллегами.

  • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
  • Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
  • Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
  • Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
  • Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

 

    1. Этические проблемы деловых отношений 

 

Существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей. Эти стандарты определяют нравственную сторону их деятельности, представляющие собой ценности. Нормативная регламентация служебного поведения имеет целью обеспечение стабильности службы путем сознательной разработки внутриорганизационных параметров деятельности, обязанностей, прав, используемых ресурсов, уровня компетенции и ответственности. Анализ практики принятия этически неправильных управленческих решений позволяет выделить четыре основных аргумента, которые могут стать причиной неправильного служебного поведения. Это уверенность в том, что данная деятельность:

Информация о работе Этика делового общения