Этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:52, реферат

Описание работы

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.

Содержание работы

1.Этика в предпринимательстве и её аспекты………………………………..4c.
2.Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса………………….8c.
3.Управленческая этика………………………………………………………..9c.
4.Повышение показателей этичности поведения…………………………...11c.
5.Основные понятия об этикете……………………………………………...13с.
6.Список использованной литературы………………………………………22c.

Файлы: 1 файл

этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

      1) Мастер - этот человек внутренне  удовлетворен своей работой и  своим стилем жизни, но он  не способен принять на себя  роль лидера.

      2) Дикарь - главная цель - власть, он  агрессивен, проявляет себя эффективным  лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить  людей, как следствие его управления  враждебность в организации, это  приводит к ее ослаблению.

      3) Человек - компания - он отождествляет  себя с самой компанией, ненадежная  личность.

      4) Игрок - стремится оказывать влияние  на любое изменение, любит рисковать,  проекты, работу людей он воспринимает  как игру, он работоспособен и  честен.

      Дикарь  и человек-компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек-компания опасается предварения  в жизнь своих личных принципов  перед лицом организации. Игрок  тоже создает угрозу. Цель - выиграть, а как - это не важно, для этики  самый опасный. Мастер - это не менеджер, не берем его во внимание. 

               3. Управленческая этика

     Субъектом управления является менеджер (англ. manager - заведующий, директор, импресарио и  т.д.). Его задачи по управлению компанией  или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих  функций:

- предвидеть, прогнозировать  дальнейшее развитие, определять  цели и разрабатывать стратегию  и тактику их достижения;

- организовывать  деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии  с его целями и предназначением,  учитывая (согласовывая) материальные  и социальные аспекты; 

- распоряжаться  персоналом; - согласовывать (связывать,  объединять, сочетать) все действия  и усилия; - контролировать выполнение  управленческих решений и распоряжений.

     Таковы  функциональные задачи менеджмента  в целом. Современный уровень  развития науки и техники предъявляет  высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося  в той или иной области. Кроме  этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать  человеческий фактор в решении управленческих задач.

     Как отмечает известный специалист по пабликрилейшн  Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для  деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось  на его ноу-хау и десять процентов  на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов.

     Начальство  же, стоящее еще выше, в своей  деятельности использует ноу-хау всего  на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это  означает, что чем выше мы поднимаемся  по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними."

     Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и  личностных черт руководителя, среди  которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл.

     Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный  сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании  атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

         4. Повышение показателей этичности поведения

     Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности  поведения руководителей и рядовых  работников. К таким мерам относятся  разработка этическим нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

     Этические нормативы описывают систему  общих ценностей и правила  этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются  в целях достижения миссии фирмы, создания нормальной этичной атмосферы  и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

     Этика бизнеса на международном уровне. Становится все очевиднее, что, действуя в собственных интересах, многонациональные  корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих экономическое  и социальное развитие. Желая или  не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно  воздействуют на другие страны. Влияние  на местные культуру, институты, религию  и образ жизни следует поэтому  тщательно оценивать. Для этого  необходимо периодически устраивать «ревизии воздействия на этику». Этические  моменты должны обязательно стать  важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных  корпораций в отсутствии такого анализа, становятся объектом регулирования  со стороны правительства страны-хозяина  или более крупных регулирующих органов (например, ОЭСР или ООН), наделенных региональными или всемирными полномочиями. Поэтому в интересах каждой многонациональной  организации установить единые этические  принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком  уровне, и неукоснительно и сознательно  следовать им.

     Поведение зачастую определяется средствами принудительного  выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения  не имеет «верхних» границ. Многонациональные  организации характеризуются высоким  уровнем этической ответственности  и подконтрольное™.

Вероятность этически ошибочных суждений сравнительно высока.

Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

К вариантам  поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части  незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение  законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование  информации, полученной в доверительной  беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов  фирмы. Обычно организации доводят  этические нормативы до своих  работников в виде печатных материалов, хотя некоторые создают рабочие  группы по этическим нормативам.

     При разработке этических нормативов применительно  к бизнесу в многонациональных  организациях компании-инициатору следует  учитывать преобладающее отношение  к взятке и подарку в других культурах.

Комитеты по этике. Некоторые организации создают  постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти  все члены таких комитетов -—  руководители высшего уровня. Некоторые  организации не создают таких  комитетов, но нанимают специалиста  по этике бизнеса, называемого адвокатом  по этике. Роль такого адвоката — выработка  суждения по этическим вопросам, связанным  с действиями организации, а также  выполнение функции «социальной  совести» организации.

Социальные ревизии  могут проводится для оценки и  составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать  об уровне социальной ответственности  организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения  прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены. Рассматривая текущее состояние метода социальной ревизии, профессор Ли Престон указывает, что метод «пережил период повышенного  интереса и быстрого развития, достиг пикового состояния, лишившись кое-где  исходных целей, и, в конечном счете, институционализировался в формах несколько менее амбициозных, чем  предсказывали наиболее активные его  последователи». Единственные заметные следы этой активности, сохранившиеся  до сегодня, — это почти универсальные, но в высшей мере избирательные «социальные  разоблачения», содержащиеся в годовых  отчетах ведущих корпораций и  в ежегодных обзорах журнала «Форчун» с перечнем наиболее и наименее уважаемых компаний, для оценки действий которых используется среди прочего индекс «ответственности перед сообществом и средой обитания» в качестве элемента совокупной схемы ранжирования.

     Обучение  этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для  повышения показателей этичности  поведения, — обучение этичному поведению  руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость  к этическим проблемам, которые  могут перед ними возникнуть. Встраивание  этики как предмета в курсы  обучения бизнесу на университетском  уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря  чему обучающиеся начинают лучше  понимать эти проблемы.

                       5.Основные  понятия об этикете

Где зарождался этикет

      Англию  и Францию называют обыкновенно : "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать  их никак нельзя .Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии госодствуют в обоих странах .О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить ,одна лишь Италия того времени составляет исключение.  Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы , то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности , богатства, способности украшать  свою жизнь . А в это же  время ,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно ,господствует кулачное право ,  разрешение всех споров силою .Франция была порабощена и опустошена англичанами ,французы не признавали  никаких заслуг , кроме воинских, они не только не уважали науки , но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

      Короче  говоря , в то время как вся  остальная Европа утопала в междуусобицах , а  феодальные порядки держались  еще в полной силе , Италия была страной  новой культуры .Эта  страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Понятие об этикете

      Сложившиеся нормы нравственности являются результатом 

длительного по времени процесса становления взаимоотношений  между людьми .Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

      Этикет - слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

      Современный этикет наследует обычаи практически  всех народов от седой древности  до наших дней . В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются  представителями не только какого-то данного общества, но и представителями  самых различных социально-политических систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны ,спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

      Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

      -придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;

      -дипломатический  этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

      -воинский  этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

      -общегражданский  этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

      Большинство правил дипломатического, воинского  и общегражданского этикета в  той или иной мере совпадают. Отличие  между ними состоит в том, что  соблюдению правил этикета дипломатами  придается большее значение, поскольку  отступление от них или нарушение  этих правил может причинить ущерб  престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

      По  мере изменений условий жизни  человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться  общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

      Нормы этикета ,в отличие от норм морали являются условными ,они носят как  бы характер неписаного соглашения о  том, что в поведении людей  является общепринятым ,а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека ,его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов ,способствует достижению взаимопонимания ,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Информация о работе Этика делового общения в организации, учреждении, на предприятии