Этические учения Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:43, реферат

Описание работы

Судьба человека рассматривалась в древнеиндийских учениях как результат его поступков в прежних воплощениях, а, следовательно, полностью вручалась в руки самого человека. Каждый человек -- сам творец своего счастья или несчастья. По мнению большинства индийских философов, жизнь человека есть результат деяний предшествующих жизней: чем лучше было поведение человека, тем в более благородной касте он родится.

Содержание работы

Введение
1. Закон кармы и реинкарнация
2. Доктрина освобождения санкхьи
3. Восьмеричные средства изменения кармы йоги
4. Веданта
5. Чарвака
6. Джайнизм
7. Буддизм
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

73706.rtf

— 272.06 Кб (Скачать файл)

 

6 ДЖАЙНИЗМ

 

Джайнизм возник в VI в. до Р.Х. как идеология второй высшей касты индийского общества -- кшатриев, боровшихся за власть с брахманами.

Основателем этого течения является Махавира Вардхамана (599-527 гг. до Р.Х), прозванный Джиной (с санскрита -- победитель).

Джайнизм несет в себе традиционное для индийской философии учение о переселении душ и закон кармы. Джайны считают возможным прекращение возрождений и освобождение души путем индивидуального самоусовершенствования. Они убеждены, что право на спасение определяют только личные качества и усилия людей, а вовсе не их происхождение или божественное вмешательство. Душу джайнисты полагали вечной, а под нирваной понимали достижение ею вечного блаженства. Основным средством достижения нравственного совершенства и избавления от действия закона кармы является аскетизм, в редких случаях -- самоубийство, при условии достижения человеком известной ступени освобождения от “притока кармы”.

Целью же правильного поведения является спасение, которое в отрицательном смысле означает освобождение души от всякой зависимости, а в положительном -- достижение совершенства.

Джайнисты считали, что зависимость души обусловлена соединением ее с материей, к чему ведут страсти, причина которых в нашем неведении.

Незнание реальной природы души и других вещей приводит к гневу, тщеславию, прелюбодеянию и жадности. Только с помощью знания можно устранить неведение.

Этика джайнизма основывается на так называемых трех жемчужинах, которые сияют в добродетельной жизни.

1. Правильная вера -- почтительное отношение к истине. Она может возникнуть только тогда, когда кармы, стоящие на ее пути (то есть тенденции, вызывающие неверие), будут ослаблены. Вера джайнистов не догматична.

2. Правильное познание -- “детальное познание реальной природы ego и не-ego, свободного от сомнения, ошибок и неопределенности”. Для достижения совершенного знания нужно стараться устранить кармы, мешающие правильному познанию. Завершение этого процесса приводит к достижению абсолютного всеведения.

3. Правильное поведение -- воздержание от того, что пагубно и выполнение того, что благотворно. То есть это все то, что помогает освободиться от карм, являющихся причиной зависимости и страданий.

В целях задержания притока новых карм и для искоренения старых необходимо:

1. Дать пять великих обетов.

2. Практиковать исключительную осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни и других вещей и в удовлетворении таких естественных потребностей, которые могли бы причинить хотя бы малейший вред чьей - либо жизни.

3. Обуздывать мысли, речь и движения тела.

4. Практиковать дхарму десяти различных видов: прощение, смирение, честность, правдивость, чистоту, воздержание, строгость к себе (внутреннюю и внешнюю), жертвенность, непривязанность к внешнему миру, безбрачие.

5. Размышлять о кардинальных истинах, дающих нам знание о самом себе и о мире.

6. Побеждать силой духа все страдания и лишения, проистекающие от голода, жажды, жары, холода и т.д.

7. Добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного отсутствия жадности и совершенного поведения.

Ядро этих требований составляет пять традиционных обетов, берущих свое начало в “Упанишадах”. Джайнисты стараются выполнять эти обеты с суровостью, равную которой трудно найти.

1) Ахимса -- воздержание от нанесения всякого вреда жизни. Джайнские святые, стремившиеся следовать этому идеалу, даже дышали через кусок ткани, которой они закрывали свой нос, чтобы при вдыхании не повредить какое-либо носящееся в воздухе существо.

Ахимса основывается на идее потенциального равенства всех душ и принципе обратимости, согласно которому мы должны поступать по отношению к другим так, как нам хотелось бы, чтобы поступали с нами (параллельно в Китае к этому же выводу пришел Конфуций).

Более того, джайнисты считают, что недостаточно самому не отнимать ничьей жизни, но не следует даже думать или говорить о лишении жизни, ни следует позволять этого другим или побуждать их к этому.

2) Сатья -- воздержание от лживости. Правдивость -- это не только утверждение правды, но и высказывание правды хорошей и приятной. Без этого требование правдивости принесло бы мало пользы делу морального прогресса, ибо простое высказывание правды может дойти иногда до болтливости, вульгарности, фривольности, цинизма, поношения и т.п.

Осуждалась также привычка острить.

3) Астея -- воздержание от воровства. Благополучие -- это внешний покров жизни и нарушить его -- значит причинить вред жизни. Собственность других признается священной.

4) Брахмачарья -- воздержание от потворства своим слабостям (кама) в любой их форме: в речи, мыслях, надежде на наслаждение в раю, даже в просьбе и позволении другим потворствовать нашим слабостям.

5) Апариграха -- воздержание от всяких привязанностей к тем объектам, впечатления от которых мы получаем с помощью пяти чувств: к приятным звукам, приятному прикосновению, цвету, вкусу и запаху. Устранить зависимость от этого мира, являющуюся причиной нового рождения, невозможно без устранения этих привязанностей.

Освободившаяся в результате всего этого душа познает присущие ее потенциальные возможности; она достигает четырехстороннего совершенства -- безграничного познания, безграничной веры, безграничной силы и безграничного блаженства.

Таков “рецепт” счастья Учителя Джины. Далеко не каждый решится “готовить блюдо счастья” по этому рецепту. Предложенный им путь предполагает отказ от многих вещей, к которым мы привязаны в этой жизни всем сердцем. Но Джина знал, что предлагал. Взамен он обещал то, что люди ищут по всей Земле -- счастье.

 

7. БУДДИЗМ

 

Будда -- одно из самых легендарных имен в истории человечества.

Согласно буддийским книгам “Типитака” (Три корзины), Будда есть земное воплощение бога в человеке -- царевиче Сиддхартхе Гаутаме (623 - 544 гг. до Р.Х.). Когда ему было 29 лет, исполнилось давнее пророчество: он увидел то, чего никогда не видел в своей жизни -- смерть, болезнь, страдание и нужду. Это подтолкнуло его оставить родной дом, семью и уйти в лес, чтобы искать в одиноком аскетизме Истину.

Семь лет странствий прошли недаром: Гаутама понял, что Истину следует искать где-то посередине -- не в роскоши и не в аскетизме.

Пришедшее к нему Божественное Просветление сделало его человекобогом -- Буддой (от слова будить), что значит Просветленный (или Пробужденный).

Как и Махавира Вардхамана (Джина), Будда был, главным образом, учителем этики и реформатором. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Самая настоятельная задача -- положить конец несчастьям. Метафизический же спор он уподобляет теоретическим умствованиям о душе и мире изнывающего от страданий глупца, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил. Описанию причин страдания и пути избавления от него посвящены знаменитые Четыре Благородные Истины, составляющие ядро этического учения буддизма.

1. Жизнь в мире полна страданий. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние -- все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание. Кратковременность мирских радостей и удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

2. Если есть страдания, то есть и их причина -- жажда жизни и чувственных впечатлений.

3. Чтобы устранить страдания, нужно устранить их причины.

Освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянные размышления об истине ведут человека через четыре стадии сосредоточения к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным.

Это состояние чаще называется нирваной -- угасанием страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана не означает прекращения деятельности; более того, она подразумевает активную проповедь достигшим освобождения пути к нему. Проповедь эта основана на горячей любви к людям, самопожертвовании, альтруизме, стремлении отдать людям частицу своего “Я” и стать образцом для них. Это невозможно без преодоления своего эгоизма.

Будда делил человеческие поступки на те, которые совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления, и совершаемые без их влияния. Первые, усиливая нашу жажду жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей перерождение. Вторые, совершаемые с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности, не порождают кармы, и, следовательно, перерождения.

4. Четвертая Благородная Истина указывает путь к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие.

Руководство к следованию по этому пути -- познание основных условий, причиняющих страдания.

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название Восьмеричного Благородного Пути. Он дает представление об основных чертах буддийской морали. Этот благородный путь состоит в приобретении следующих восьми добродетелей.

1) Правильные взгляды -- средство преодоления неведения -- коренной причины наших страданий. Это правильное понимание Четырех Благородных Истин. Только это, а не какие - либо теоретические размышления о природе и “Я” помогает, согласно Будде, правильному совершенствованию, ведя нас к цели -- нирване.

2) Правильная решимость преобразовать жизнь в соответствии с Истинами. Тремя условиями правильной решимости являются отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от дурных намерений и вражды к другим людям.

3) Правильная речь -- воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров. В этом проявляется практическое воплощение правильной решимости.

4) Правильное поведение -- отказ от уничтожения живого и воровства.

5) Правильный образ жизни -- честный путь добывания средств к существованию. Даже для поддержания жизни нельзя прибегать к непозволительным средствам.

6) Правильное усилие в постоянном искоренении старых дурных мыслей и препятствие появлению их вновь. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо стремиться постоянно заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме.

Человеческое сознание подобно саду: там растут и цветы (благородные мысли) и сорняки (порочные мысли). Если мы хотим выращивать цветы, то мы должны постоянно вырывать сорняки -- постоянно следить за своими мыслями.

7) Правильное направление мысли о бренной, преходящей и отвратительной природе тела, ума, чувств; изничтожение сожаления по поводу утраты земных вещей.

8) Правильное сосредоточение на осмыслении и исследовании истин. Суммируя предписания этического учения Будды, нужно заметить, что оно состоит из трех основных гармонично культивируемых факторов: познания, поведения и сосредоточения.

В индийской философии знание и нравственность считаются неотделимыми друг от друга, потому что, во - первых, нравственность или добродетель зависят от знания того, что хорошо по мнению всех философов, а во-вторых, совершенствование познания не возможно без нравственности, то есть без добровольного контроля своих страстей и предрассудков (этот тезис является также основным в этике Сократа: “Добродетель есть знание”).

Всю этику буддизма пронизывает любовь и милосердие ко всем живым существам. Будда предписывает при этом (в продолжение учения Кришны) не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается.

С другой стороны, буддистская любовь к живым существам -- это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид.

Последователь буддизма ни в коем случае не должен платить злом за зло, мстить за несправедливость, наказывать за убийства, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдания. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем. Однако это не означает того, что нельзя защищать других от насилия. Если в моей власти предотвратить зло -- мой долг сделать это, даже если при этом придется уничтожить его носителя.

В более концентрированном виде этика буддизма, подобно этике Ветхого Завета, заключена в Десяти заповедях:

1) не разрушай ничьей жизни;

2) не отнимай чужой собственности;

3) не лги;

4) не пей опьяняющих напитков;

5) воздерживайся от незаконных половых сношений;

6) не ешь не вовремя;

7) не носи венка и не умащай себя благовониями;

8) спи на жесткой постели;

9) избегай пляски, музыки и зрелищ;

10) не имей ни золота, ни серебра.

Первые шесть требований не выходят за пределы норм добропорядочного поведения любого мирянина, остальные представляют собой шаг к нормам поведения монаха. Каждая из заповедей носит строгий ограничительный характер. Более того, запреты налагались на то, что чаще всего очень трудно контролировать. Выполнение системы данных заповедей ставит жизнь человека в достаточно узкие рамки, ограничивает естественные (биологические) потребности и страсти. Конечной же задачей всех этих ограничительных установок является уничтожение в человеке эгоизма.

Информация о работе Этические учения Древней Индии