Этические учения Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:43, реферат

Описание работы

Судьба человека рассматривалась в древнеиндийских учениях как результат его поступков в прежних воплощениях, а, следовательно, полностью вручалась в руки самого человека. Каждый человек -- сам творец своего счастья или несчастья. По мнению большинства индийских философов, жизнь человека есть результат деяний предшествующих жизней: чем лучше было поведение человека, тем в более благородной касте он родится.

Содержание работы

Введение
1. Закон кармы и реинкарнация
2. Доктрина освобождения санкхьи
3. Восьмеричные средства изменения кармы йоги
4. Веданта
5. Чарвака
6. Джайнизм
7. Буддизм
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

73706.rtf

— 272.06 Кб (Скачать файл)

По мнению представителей школы санкхьи, страдания бывают трех видов:

Адхьятмика -- обусловливается внутренними причинами -- телесными и душевными недугами.

Адхибхаутика -- вызывается внешними естественными причинами - людьми, зверями, колючками и т.д.

Адхидайвика -- вызывается внешними сверхъестественными причинами привидениями, духами и т.д.

Люди страстно желают избегнуть всякого рода страданий. Более того, они хотят раз и навсегда пресечь все страдания и пользоваться одними удовольствиями. Но это невозможно. Мы не можем получать лишь одни удовольствия и совершенно устранить мучения. Пока мы связаны со своим бренным телом и его несовершенными органами, все наши удовольствия тесно переплетаются с мучениями, хотя иногда только временными. Поэтому следует отказаться от гедонистического идеала наслаждений и поставить перед собой менее привлекательную, но зато более разумную цель -- освобождение от страданий. Исходя из того, что все наши страдания обусловлены неведением, освобождение от них связано с правильным познанием реальности.

Непосредственное познание истины необходимо для устранения иллюзии, будто тело и ум являются моим “Я”. В таком случае мы непосредственно и несомненно воспринимаем, что “Я” -- это отдельный психофизический организм. Для познания “Я” необходим долгий путь духовных испытаний вместе с уважением и постоянным размышлением над той истиной, что дух не есть тело, чувства, ум или интеллект.

Достижение освобождения означает недвусмысленное признание “Я” как реальности, находящейся вне пространства и времени, вне ума и тела и, таким образом, в сущности своей свободной, вечной и бессмертной. Таким образом, каждому “Я” предоставляется возможность осознать себя и тем самым достигнуть освобождения еще при жизни в этом мире -- то есть обрести настоящее земное счастье.

 

3. ВОСЬМЕРИЧНЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕНЕНИЯ КАРМЫ ЙОГИ

 

Одной из старейших философских школ Индии является йога, в то время как систематизация этого направления связана с именем Патанджали, жившим, по различным свидетельствам, в конце старой или в начале нашей эры. Философия йоги исходит из того, что человек своими волевыми усилиями способен приостановить или даже изменить неумолимое действие закона кармы, доставшейся ему по наследству. Но понять духовные истины человек не может до тех пор, пока ум его засорен, а интеллект испорчен злонамеренными истинами. Только чистому сердцу и ясной голове непосредственно раскрывается истинный дух.

Философы санкхья-йоги утверждают, что освобождение должно быть достигнуто посредством духовного проникновения в реальность “Я” как чистого бессмертного духа, совершенно отличного от тела и ума. Но духовное проникновение может быть достигнуто лишь тогда, когда ум очищен от всех примесей и остается совершенно спокойным и ясным. Для очищения и просветления йога дает нам восемь средств:

1. Яма -- воздержание, состоящее из знаменитых “пяти обетов”.

Йоги считают, что здоровый ум пребывает в здоровом теле, и что ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов -- это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания на одном объекте, когда его ум отвлекается на греховные, преступные и другие порочные намерения.

2. Нияма (культура) заключается в культивировании следующих положительных навыков, или привычек:

-- шауча, то есть очищение тела путем омовения и принятия чистой пищи (внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших мыслей, эмоций и чувств (таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям невзирая на их пороки (внутреннее очищение) (вспомним Кришну);

-- привычка довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий (позже об этом говорил Демокрит);

-- умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т.п. и соблюдении аскетических обетов;

-- привычка к регулярному чтению религиозных книг;

-- размышление о Боге и смирение перед ним.

3. Асана (дисциплина тела) состоит в умении занимать устойчивые и удобные положения. Йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и делает его удобным средством сосредоточения мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума.

4. Пранаяма (регулирование дыхания) -- приостановка вдоха или выдоха, как признают врачи, полезно для укрепления сердца и улучшения его деятельности, а также для сосредоточения ума в состоянии покоя.

5. Пратьяхара (удаление чувств от соответствующих внешних объектов и сохранение их под контролем ума). Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении господства над своими чувствами.

Вышеперечисленные пять средств достижения освобождения считаются внешними помощниками йоги. Следующие три -- внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги.

6. Дхарана (внимание) -- это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации на желаемом объекте.

7. Дхьяна (созерцание) -- равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это спокойное созерцание объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, и прежде всего -- его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление.

8. Самадхи (сосредоточение) -- состояние, когда ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. Акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя.

Весь этот гигантский перечень средств в йоге служил одной цели -- освобождению от страданий посредством подавления телесного начала человека. Физическая природа человека рассматривалась йогами как греховная, порочная субстанция, находящаяся в вечном противоборстве с душой. Исход борьбы двух этих противоположных сил определяет главное: станет ли человек Богом или нет, изменит он свою земную природу или нет, освободится он от рабства телесных оков или нет.

Мораль йоги, таким образом, сводилась к тому, что для достижения счастья надо немало потрудиться -- и физически, и духовно, прикладывая при этом максимум усилий и постоянно держа себя в строгих рамках.

4 ВЕДАНТА

 

Философия Веданты (с санскрита - завершение Вед) сложилась гораздо позже остальных ортодоксальных индийских школ - в IX в., в эпоху раннего феодализма. Основой Веданты являются Упанишады -- серия древнеиндийских философских произведений, традиционно примыкающих к Ведам и образующих заключительную часть ведийской литературы - Веданту. Основатели Веданты -- Бадараяна, автор “Веданта - сутр”, Шанкара (788 - 820 гг.) и Рамануджи (1117-1137 гг.).

В центре философии Шанкары -- идея единства человека и бога -- безличного абсолютного духа -- брахмана, являющегося конечной и единственной основой бытия. Человеческая душа (атман), также как и весь окружающий нас материальный мир, тождественна с брахманом и является его эмпирическим проявлением. Наблюдаемая человеком реальность неистинна, она -- лишь видимость, иллюзия брахмана, которую, однако, обыденное сознание принимает за истину. Иными словами, метафизическим основанием этики ведантизма является учение о тождестве божественной и человеческой природы, о возможности проникновения одной в другую.

Согласно Шанкаре, чтобы приступить к изучению веданты, необходима четырехсторонняя подготовка ума. Во-первых, надо уметь отличать вечное от невечного. Во-вторых, нужно научиться отказываться от всяких желаний обладать, наслаждаться объектами в этой жизни и в будущей. В-третьих, нужно научиться управлять своим умом и чувствами, а также развивать такие качества, как отрешенность, терпение, сила сосредоточения.

Наконец, необходимо иметь страстное стремление к освобождению. Силы глубоко укоренившихся мнений прошлого исчезают не сразу по изучению истин веданты; эти мнения могут быть выкорчеваны лишь постепенно, путем постоянного размышления о них при соответствующем образе жизни. Когда неправильные мнения устраняются, а убеждение в истинах веданты остается твердым, учитель говорит ищущему освобождения: “Ты-Брахман”. Затем ищущий сосредоточенно размышляет об этой истине до тех пор, пока он, наконец, не достигнет непосредственного познания истины в виде: “Я-Брахман”. Таким образом, иллюзорное различие между “Я” и Брахманом, в конце концов, вместе с зависимостью исчезает и достигается освобождение (мукти).

Шанкара считает, что совершенство и связанное с ним освобождение возможно достичь уже в этой жизни. В этой связи он различает три вида кармы. Два вида карм накапливаются в течение прошлой жизни -- давшие результаты и сохранившиеся в скрытом виде. Третий вид карм приобретается в настоящей жизни. Познание реальности разрушает второй вид карм и препятствует третьему, делая тем самым невозможным перерождение. Но нельзя предотвратить появление первого вида карм, уже давшего свои результаты. Поэтому существующее тело как результат такого вида карм продолжает свое естественное движение до тех пор, пока автоматически не исчерпается вызвавшая его сила кармы.

Освобождение не представляет собой чего-либо нового и не является очищением старого состояния. Это не что иное, как тождество “Я” и Брахмана, которое всегда реально, хотя и не всегда осознается. Адвайта-ведантисты сравнивают достижение освобождения с находкой ожерелья на собственной шее того, кто забыл о его существовании и всюду искал это ожерелье. Поскольку зависимость порождена иллюзией, освобождение является устранением этой иллюзии.

Хотя освобожденная душа, будучи совершенной, и не имеет перед собой цели, но может действовать без всякой боязни попасть в новую зависимость. Шанкара утверждает, что труд сковывает человека только тогда, когда он трудится с какой - либо корыстью. Но тот, кто достиг совершенного познания и совершенного удовлетворения, свободен от корысти. Он может трудиться без всякой надежды на получение награды или выгоды и не зависит поэтому от успеха или неудачи. Шанкара придает большое значение бескорыстной деятельности. Тому, кто еще не достиг совершенного познания, такая деятельность необходима для самоочищения, ибо только самоотверженным трудом можно постепенно освободить себя от господства “моего Я” и его мелочных интересов. Даже достигшему совершенного познания, то есть освобождения, необходима самоотверженная деятельность на благо тех, кто еще находится “в оковах зависимости”.

Освобожденный человек -- это идеал общества, его жизнь должна быть образцом поведения для всего народа. Тот, кто достиг совершенства, должен избегать бездеятельности, или деятельности, которая может ввести народ в заблуждение. Здесь мы встречаемся с диаметрально противоположной позицией относительно взглядов даосов.

Таким образом, намерения или возможность совершить добрый или дурной поступок ведантисты ставят в прямую зависимость от чувства единства “Я” и Брахмана, а также степени удаленности образа мыслей и жизни человека от неразумной жизни животного или первобытного человека.

Перестройка жизни в соответствии с более правильным пониманием реальности и значения причин не наносит вреда практической жизни, а, напротив, утверждает ее на более разумной, реальной, постоянной основе.

Перестройка жизни действительно лишает ее смысла в том отношении, что человек начинает контролировать свои страсти и импульсы, смело руководящие животными, ребенком или первобытным человеком. Перестройка жизни позволяет постепенно заменить эти слепые силы сознательными и рациональными идеалами, которые могут вызвать энтузиазм более высокого и более постоянного вида. Такие общественные качества, как любовь, единение, самопожертвование и разумное поведение для выживания человека имеют большее значение, чем эгоизм, зависть, себялюбие и поведение, побуждаемое слепыми страстями. И лучшим основанием для таких превосходных качеств будет мировоззрение, которое внушает человеку веру в единство всех людей, всего созданного и всего сущего. С помощью нравственной и духовной дисциплины, рекомендуемой Шанкарой, мы стремимся действительно осознать в непосредственном опыте единство бытия, присутствие Брахмана во всех вещах -- единство, которое, как мы убеждаемся, должно быть реальным по своей железной логике, но которое наш жизненный опыт различия и множественности пытается обойти. Подобно учениям раннего буддизма и джайнизма, философия Шанкары предназначается только для людей с чистым сердцем, которые могут бесстрашно следовать такой логике и принять ее выводы, как бы ни были они разрушительны для существующих идей реальности и ценности.

Ведантист Вильям Джемс отмечает: “эта монистическая музыка пленяет более или менее каждого из нас: она возвышает дух и ободряет его”.

 

5 ЧАРВАКА

 

Теперь перейдем к рассмотрению этических учений, созданных представителями неортодоксальных школ.

Хотя наслаждение и связано со страданием, все же оно представляет собой единственно возможное благо.

Чарваки

Этику чарваков часто называют гедонизмом, то есть теорией о наслаждении как высшем назначении человеческой жизни. Они считали, что необходимо в земной жизни добиваться максимума наслаждений и по возможности избегать страданий. Хороший поступок - тот, который приносит больше наслаждений, а плохой -- тот, который причиняет больше страданий, чем наслаждений. Антропологическим фундаментом этики школы Чарвака является отрицание бессмертия и реинкарнации души и освобождения как полного уничтожения всех страданий. Они считали, что самое существование нашего тела связано как с наслаждениями, так и со страданиями. Мы можем только стремиться к тому, чтобы свести наши страдания к минимуму и получить максимум наслаждений. Освобождение же в смысле полного прекращения страданий может означать только смерть.

Те, кто при жизни пытается добиться освобождения от удовольствий и страданий путем сурового подавления своих естественных наклонностей, считая, что все наслаждения в случае их удовлетворения связаны со страданием, поступают как глупцы. Ни один разумный человек “не откажется от зерна только потому, что оно в шелухе”, -- говорят чарваки. Мы не должны пренебрегать благоприятными возможностями для наслаждения этой жизнью из-за вздорной надежды на наслаждения в будущей жизни. Из традиционных четырех индийских целей человеческой деятельности: богатства, наслаждения, добродетели и освобождения чарваки признавали лишь две первые.

Информация о работе Этические учения Древней Индии