Этические принципы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение понятия этики, морали этикета делового общения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть понятие и принципы делового общения;
Изучить соотношение понятий «мораль», «этика», «этикет» в деловом общении;
Охарактеризовать основные этические принципы делового общения;

Содержание работы

Введение 3
1. Этика и мораль в деловом общении 4
1.1 Понятие и принципы делового общения 4
1.2. Соотношение понятий «мораль», «этика», «этикет» в деловом общении 7
2. Этические принципы делового общения 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Понятие этики, морали этикета в деловом общении.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1)ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а так же в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.

«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.7

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и  относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических  норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.

  1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений.
  2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.
  3. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
  4. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
  5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положится, его поступки нельзя предвидеть.
  6. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.8

Общий этический принцип общения  «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

    1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
    2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
    3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
    4. В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
    5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
    6. Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
    7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните – что посеешь, то пожнешь.
    8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.
    9. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности.
    10. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
    11. Старайтесь слушать не себя, а другого.
    12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
    13. Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
    14. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.9

 

Заключение

 

 

Деловое общение - процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его  процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели. Деловое общение –  необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.  Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы,  в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости,  правильности или неправильности поступков людей.

Этика   –  учение о морали,  нравственности.  Термин  «этика»  впервые употребил Аристотель для  обозначения практической философии,  которая должна дать ответ на вопрос,  что мы должны делать,  чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль   –  социальный институт,  состоящий из системы стандартов,  признанных и разделяемых членами  культурной общности.  Это система этических ценностей,  которые признаются человеком.  Мораль –  важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений,  общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни –  семье,  быту,  политике, науке, труде и т. д.

Этикет – это свод правил,  принятых в обществе,  которые регламентируют порядок поведения между людьми,  социальными группами, организациями и общностями.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.  Например,  сегодня приняты деловые отношения, основанные на доверии между партнерами,  их добропорядочности, повышенная требовательность к другим и к себе.

Работодатели уделяют все большее  внимание вопросам этики деловых  и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу,  также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. 

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к  подчиненному золотое правило этики  можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами,  каждый, так или иначе,  сознательно или стихийно опирается на представления об этике и морали, может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения, М.: Инфра-М, 2009. – 128 с.
  2. Воронин И.М. Этика делового общения [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.libsib.ru/etika/etika-delovogo-obscheniya/vse-stranitsi свободный.
  3. Лавриненко В. Деловой этикет: учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб., М.: Инфра-М, 2010. – 198 с.
  4. Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие, Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – 179 с.
  5. Рамендик Д. Деловое общение, М.: Форум-Инфра-М, 2009. – 107 с.
  6. Фионова Л.Р. Этика делового общения: учебное пособие, Пенза.: Изд-во ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2010. – 165 с.

1 Рамендик Д. Деловое общение, М.: Форум-Инфра-М, 2009. – С. 6.

2 Лавриненко В. Деловой этикет: учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб., М.: Инфра-М, 2010. – С.75.

3 Фионова Л.Р. Этика делового общения: учебное пособие, Пенза.: Изд-во ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2010. – С. 73.

4 Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие, Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – С.62.

5 Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие, Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – С.68.

6 Воронин И.М. Этика делового общения [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.libsib.ru/etika/etika-delovogo-obscheniya/vse-stranitsi свободный.

7 Бороздина Г.В. Психология делового общения, М.: Инфра-М, 2009. – С.81.

8 Рамендик Д. Деловое общение, М.: Форум-Инфра-М, 2009. – С. 17.

9 Бороздина Г.В. Психология делового общения, М.: Инфра-М, 2009. – С.83.

 


Информация о работе Этические принципы делового общения