Эстетические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Файлы: 1 файл

Этика Office Word.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

Суюнова Э 4-кт

Категории этики – это  основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что  образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К  примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в  сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

К категориям этики относят  также смысл жизни, счастье и  др.

1. Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное  нравственное значение, отвечающее требованиям  нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро  и зло истолковывались как  две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другомуРелигиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

На мой взгляд добро  –это внутренние качество человека.Сочуствие, сострадание, взаимопонимание,любовь,поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях,доверие друг другу все эти слова входят в смысл слова доброта.Мне кажеться в каждом человеке есть такое качество как добро.Слово добро ходит рядом со словом зло.Добро и зло обозначают положительные и отрецательные ценности человека.Добро и зло у каждого человека приходит в определённый момент например для меня добрые люди это те люди которые не остануться в стороне если их будут просить о помощи.На даннй момент очень много людей которые нуждаються в помощи например маленькие дети которым нужна операция почти половина людей проходят мимо тех кто просит о помощи и не задумываеться о том что каждый из нас мог бы окозаться в такой ситуации.

 Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует  отличать от социального зла (противоположности  блага). Моральное зло имеет место  тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное  зло оценивают отрицательные  поступки людей.Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как  и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

С категорией добра связано  и такое понятие, как добродетель  – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную  ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек  не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с  ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

В обыденной жизни благо  – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро – разновидность  духовного блага. В этическом  смысле понятие блага часто употребляется  как синоним добра.

2. Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты  справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек  принижен, его права и достоинство  не обеспечены, между людьми нет  равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость – этическая  и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный  долг.

Справедливость считают  синонимом правосудия. Правосудие с  древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это  означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив  непреклонно проводить справедливое решение.

На мой взгляд  справедливый человек - это тот человек, который действует беспристрастно (без заранее сложенного отрицательного мнения о ком-либо, чем-либо) в соответствии с истиной. о, как человек поступает с другими людьми, такое отношение к себе он получает от них.

 Это и есть справедливость  жизни. Если человек дружелюбен, любит помогать, использует справедливость  в отношении других, тогда и  в жизни он получает много  хорошего. Он притягивает к себе  честных и открытых людей.

 Справедливость – это  то, о чем мечтает каждый человек.

Справедливость – это  то, на что рассчитывает и ребенок  и взрослый.

Истина – это то, что  соответствует действительности, правда.

3. Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к  обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению  к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой  нравственную задачу, которую человек  формулирует для себя сам на основании  нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного  лица в конкретной ситуации.Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

4. Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать  для себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Чувство совести ограждает  человека от дурного, порочного, стимулирует  благородство, ответственность –  люди нередко апеллируют к собственной  совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя  понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится  перед моральным выбором, а внешний  контроль со стороны общественного  мнения или исключается, или затруднен.

Ответственность – категория  этики, характеризующая личность с  точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной  деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом  философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и  ответственность в праве тесно  связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

6. Достоинство и честь

Достоинство – категория  этики, означающая особое моральное  отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны  общества, окружающих, основанное на признании  ценности человека как личности.Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство  личности требует от других уважения к ней, признания за человеком  соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В  этом отношении достоинство зависит  от положения человека в обществе, состояния общества, способности  его обеспечить практическое утверждение  неотчуждаемых прав человека, признание  самоценности личности.

 

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства  всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого  человека на уважение, запрет унижать  его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики  означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к  нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами  человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и  признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь  судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно  связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая  принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения  принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Философ И. Кант, обосновывая  свою теорию нравственности, в которой  мораль рассматривалась как область  должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

Информация о работе Эстетические принципы