Имидж педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

Профессиональная компетенция  педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и  повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволяет противостоять  эмоциональной усталости и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в  социально-педагогических процессах. Особенности эмоциональной сферы  предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, способность переносить психологические  стрессы.

Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека.

 

 

 

 

Педагогический этикет

Педагогический этикет включает в  себя правила культуры поведения, которые  регулируют взаимоотношения между  педагогами и учащимися, педагогом  и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных  сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой  манере (вербальном поведении), в реальном поведении.

Соблюдение правил педагогического  этикета помогает осуществлять личностно-ориентированный  подход в воспитании, создает условия  для педагогического общения  педагога и учащегося, направленного  на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися.

Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, например, педагог высказал учащемуся  комплимент, в основе которого лежит  реальный позитивный поступок, и это  не только порадует учащегося, но и  повысит его эмоциональную доверенность к педагогу. Или, наоборот, правильно  сделанное критическое замечание  не отвратит учащегося от педагога, а внушит ему желание исправить  недостаток, а заодно и желание  прислушиваться к словам педагога. Учащиеся высоко ценят интеллектуальность и деликатность педагога, т.е. его  умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать  им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о  том, что считать принятым в поведении  и деятельности, а что – непринятым. Учащиеся достаточно быстро научаются  оценивать, деликатен ли педагог, насколько  его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении  со своими коллегами, родителями, учащимися.

Культура поведения, нормы этикета  педагога несут в себе двойную  нагрузку. Во-первых, она характеризует  педагога как личность, соответствующую  общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающие воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать  ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

Профессионально важно для педагога владеть речевым этикетом, что  расширяет коммуникативные возможности  и привлечет потенциальных собеседников, делая общение приятным и содержательным.

Это касается обращения к учащимся. «Вы» - общепринятая форма обращения  к взрослым, она дисциплинирует, поднимает самооценку обучающегося. На «ты» с обучающимися может быть лишь педагог, получивший это право от них самих. Межличностный этикет не может опираться на просторечие, вульгаризмы, жаргонизмы, которыми нередко щеголяют педагоги, стремясь завоевать расположение студентов и, как правило, добиваясь прямо противоположного результата. «Ребята» - традиционное доброжелательное отношение с группой.

Похвала и поощрение – существенные элементы речевого поведения педагога, наиболее подчиненных законам этикета. Существуют ситуации, когда полезно  не скрывать эмоции и даже формировать  их, чтобы не казаться безучастным к поступку обучающегося. Смягчающие фразы («Не волнуйся: ты можешь исправить ее»), как и запугивание оценкой - нарушение речевого этикета: учащийся должен волноваться и переживать, получая заслуженное.

Таким образом, педагогический этикет устанавливает порядок поведения, формы общения между субъектами образовательного процесса. Необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, не унижать учащихся, у педагога не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.

Линия поведения педагога такова: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других, не противопоставлять сильных  слабым, не ругать при всей группе, чаще беседовать наедине, найти и зажечь в каждом искру доброго.

Таким образом, современный  педагог может полностью реализовать  себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого  необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все  это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Древнегреческий философ  Ксенофонт сказал: «Никто не может  ничему научиться у человека, который  не нравится».

2. МОДЕЛЬ  ИМИДЖА ПЕДАГОГА

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя  – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней  шаблонного воспитания. Забота учителя  о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности. 
Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование. 
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся: 
- визуальная привлекательность; 
- вербальное поведение; 
- невербальное поведение; 
- манеры, этикет; 
- соответствие необходимому образу; 
- обаяние. 
Рассмотрим модель имиджа учителя.

2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Значительную часть  информации мы получаем благодаря зрению. 
Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. 
Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков. 
Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей? 
Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт. 
Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. 
Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. 
В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день. 
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца. 
Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам. 
То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем. 
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя. 
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. 
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение). 
В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию. 
Какой же должна быть маска учителя? 
Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. 
Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти. 
Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.

2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. 
Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. 
Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. 
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

2.3 ЭТИКЕТ

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. 
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. 
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. 
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами. 
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика. 
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников. 
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек». 
Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии: 
1) есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию; 
2) есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы; 
3) возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности. 
В общем, на способности надейся, а сам не плошай!


Информация о работе Имидж педагога