Функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:19, реферат

Описание работы

Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль – это важнейший элемент человеческой культуры.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра? Это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Социальные Функции морали…………………………………………………4
Регулятивная функция…………………………………………………………..5
Воспитательная функция………………………………………………………..6
Познавательная функция………………………………………………………..7
Мировоззренческая функция…………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………………10

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 29.77 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Социальные Функции морали…………………………………………………4

Регулятивная функция…………………………………………………………..5

Воспитательная функция………………………………………………………..6

Познавательная функция………………………………………………………..7

Мировоззренческая функция…………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список используемой литературы……………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особое  место в формировании духовного  мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит  морали, которая является важнейшим социальным регулятором, включенным в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующим на преобразования сознания личности.

Свойства морали определяют и ее функции. Функции является конкретным проявлением свойств. Мораль значимым общечеловеческая ценность, уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, определяет гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека.

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль  – это важнейший элемент человеческой культуры.

Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра? Это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

Вопрос функций морали в общественной жизни активно обсуждается в этической литературе, где философы, социологи, психологи выделяют основные и тесно взаимосвязанные функции: регулятивную, воспитательную, познавательную (отбивную) и мировоззренческую. Некоторые выделяет и такие функции морали, как оценочно-императивную, ценностно-ориентировочной, мотивационную, коммуникативную, прогностическую, идеологическую и т.д... Все эти функции имеют относительно важное самостоятельное значение в механизме моральной регуляции.

 

 

 

 

Функции морали.

Философы  утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.    

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.    

Оценка  влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда  явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как  зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.    

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.    

Мораль  регулирует движение нашей жизни  через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение  личности, через совесть. Человек  очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём  думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.    

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.    

Из  особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.    

Мораль  учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному  отношению людей друг другу. Мы своим  поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

Регулятивная функция.

Ведущая функция морали - регулятивная, что позволяет некоторым определять мораль как особый способ регуляции общественных отношений, что, безусловно, имеет основания. Конечно отмечают, что моральное регулирование поведения, в отличие от правового, не подкрепляется организационной силой общественных учреждений. Хотя разница не безусловная, а относительная (в истории нередко случалось, что нормы морали подкреплялись силой социальных институтов, в том числе государства; в стародавноиндийський государству, например, существовала даже должность министра морали, в некоторых странах существовал орган государства и церкви - полиция нравов , однако, все это позволяет наметить лишь первый, приближенный раздел между моралью и правом. Вместе с тем надо иметь в виду, что мораль внутренне взаимно пересекаются с правовым регулированием: ведь преступление (скажем, кража, фальсификация или насилие) осуждает не только закон, но и общественное возмущение. Правовое регулирование происходит на основе законов общества, которые адресуются определенным лицам, коллективам, организациям, тогда как в морали адресат не определен четко, ее требования обращены ко всем людям. Правовые нормы осуществляются специальными институтами (органами власти, судом, прокуратурой) . Мораль же опирается прежде всего на убеждения, традиции, обычаи, на силу общественного и индивидуального сознания и самосознания. Здесь необходимо указать на то, что существуют сферы, в которых характер реализации моральных принципов имеет специфические моменты. Это сфера военной деятельности. В военно -нормативных актах (военная присяга, воинские уставы и др.) юридически закрепленные даже простые нормы морали: соблюдение вежливости и такта, регулирующих взаимодействия между военнослужащими. В условиях гражданской жизни такие нормы, как правило, выходят за пределы правового регулирования. 
 
К сожалению, приходится констатировать, что сведена к минимуму функция морали как самостоятельной регуляции поведения людей на индивидуальном и на институциональном уровнях. Это произошло не в результате каких-то случайных обстоятельств, а вследствие насильственного воздействия пирамиды тоталитарной власти, что требует преобразования общества в некоторое однородное образование, беспрепятственно пересматривается сверху. Ведь могут быть и такие социальные образования, центры активности, которые являются самостоятельными, имеют свои симпатии (а может и антипатии), которые не контролируются сверху. Административная система допустить не могла и вынуждена избавляться инакомыслящих, воспроизводила и сохраняла такой порядок, где каждый винтик знал свое место. Недаром поэт ликовал: «Гвозди бы делать из этих людей. Не было бы в мире лучших гвоздей! ». Мораль - единственный регулятор, имеет универсальность, охватывает все сферы деятельности человека. Если общество не регулируется сознанием самих индивидов, неизменно превращается в механический агрегат, лишен самоорганизующейся воспроизводящей силы. Видно, правы здесь те, кто замечает, что обязанность не может быть делегирован даже в надежные руки. Речь идет не просто о недостатке вежливости, милосердия, доброты, а об угрозе существования общества, о хаосе, беспорядок, преступность, распад органической социальной целостности.

 

 

Воспитательная функция.

Воспитательная функция. Мораль не только регулирует взаимоотношения между людьми, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Нравственные взгляды на цели и смысле жизни, понимание человеком своего достоинства и ответственности перед обществом выступают как составная часть мировоззрения человека, что, безусловно, является результатом нравственного воспитания и само регуляции. 

Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирование определенного типа личности. Эта функция морали может реализоваться только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, является иждивенцем т.п.). В процессе воспитания следует учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Негативную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в средствах массовой информации, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом разного рода жестокости, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь. На защиту морали от насаждения распущенности, жестокости, лицемерия и других негативных установок лица должны активно выступать общество и государство.

Познавательная функция.

Познавательная функция морали. Познавательная функция морали сопряжена с тем, что мораль, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свою специфику. Моральное сознание, в отличие от других форм сознания, отделяет из общей совокупности всех социальных связей специфичность отображения - взаимоотношений между человеком и обществом, проявляются в их непосредственном общении. Отображение фиксируются в специфические для морали формы: нормативные и ценностные мнения, взгляды на Добро и Зло. Особенность морального отражения определяется как сочетание информационного, нормативного и ценностного отражения. В сочетании признаков заложена способность морального сознания программировать, из чего следует единство познавательной, регулятивной и воспитательной функций морали. 
 
Спецификой морального отражения и то, что между объектом отражения и нравственным сознанием отсутствует прямой, однозначная связь вследствие ценностного и нормативного подхода к действительности. Люди дают разную моральную интерпретацию одним и тем же объективным фактам. Объяснение нужно искать в признании опосредованной зависимости нравственного сознания от общественного бытия. Если нормы поведения характеризуют общественную, и индивидуальную нравственное сознание, то моральные взгляды принадлежат преимущественно к индивидуальному. Нравственное познание не способно проникать во всю глубину существенных связей и законов общественного развития, хотя является достаточно чувствительным барометром происходящих в обществе. В моральном познании выделяются обыденный и научный уровне, органично взаимосвязаны в сознании людей. Повседневный характерна большая склонность к односторонним и субъективных оценок действительности, этажность, бессистемность.

Мировоззренческая функция.

Мировоззренческая функция определяет мораль как часть обобщенных и определенными субординированным взглядами личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мораль всегда существует не как отдельные положения, принципы и распоряжения, а как определенная и целостная система, обладающая теоретическим определением и собственными способами воздействия на общественные процессы. Реализуя основные свойства императивности, нормативности и оценочной мораль помогает в решении задач общественной жизни, формировании общественного идеала. Через мировоззренческую функцию морали обеспечивается становления личности с твердыми моральными установками и убеждениями. В реализации такой функции морали большое значение принадлежит понятиям: 
 
В развитии общественной жизни, постоянно ускоряется и усложняется, мировоззренческая функция морали является важным фактором нравственной ориентации личности, обновление духовных установок, формирования новых идеалов, понимание задач, вновь и вновь возникают, и нахождение необходимых средств их решения. В единстве с другими функциями функция мировоззрения выступает как нормативный код, задает определенный алгоритм поведения, в условиях современной кризисной ситуации чрезвычайно важна для стабилизации духовной жизни отдельной личности, и всего общества. Поэтому теперь возрастает роль и значение всех функций морали, проявляющихся в их единстве и взаимно пополняемости. Итак, основная регулирующая роль морали оказывается сквозь призму ее функций, но не только. Регулирования человеческих отношений осуществляется также и в результате усвоения содержания нравственных общечеловеческих ценностей, что является для личности как внутренний само регулятора, мотив ее жизнедеятельности.

Заключение.

Выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека… Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

    1. Кобликов, А. С. Юридическая этика : учебник / А. С. Кобликов. - 3-е изд., изм. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2012. - 176 с. - Г / МО.
    2. Марксистская этика: Учеб. Пособие для вузов/  А.И.  Титаренко,  А.А.
    3. Гусейнов, В.И. Бакштановский и др.; Общ. Ред. А.И. Титаренко. – 3-е изд., доработ. и доп. – М.: Политиздат, 1986. – 366 с.
    4. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176

Информация о работе Функции морали