Деловая этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Деловая этика и этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя, знания которой – основа предпринимательского успеха. От знания этикета, выполнения его правил, часто зависит карьера человека. Причина внимания к вопросам деловой этики связана прежде всего с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров. Цель исследования состоит в изучении деловой этики и этикета.

Содержание работы

Введение
Этика
Этикет
Деловая этика
Этические принципы и нормы в деловых отношениях
Деловой этикет
Принципы делового этикета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Деловая этика и этикет реферат1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

План.

Введение

  1. Этика
  2. Этикет
  3. Деловая этика
  4. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
  5. Деловой этикет
  6. Принципы делового этикета

     Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деловая этика и этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя, знания которой – основа предпринимательского успеха. От знания этикета, выполнения его правил, часто зависит карьера человека. Причина внимания к вопросам деловой этики связана прежде всего с  экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров. Цель исследования состоит в изучении деловой этики и этикета.

 

  1. Этика

Этика — наука о  морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

 Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах  существуют различные нравы и  обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и  людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению  людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

Этика исследует ряд  вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах  и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения  в жизнедеятельности связано  с ростом его культуры, в том  числе и нравственной

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное  нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных  групповых и общественных интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью.  Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных  принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек  обретает нравственную культуру не столько в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения. Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать  и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При этом меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение  между сторонами, находящимися в  конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

 Роль нравственной  культуры проявляется и в том,  что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

 Реальный процесс  общения — это общение реальных, живых людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Общение не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и

побуждается стремлением  к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа развивается специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания.

 Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами.

В утилитарном общении  нормативности значительно больше, чем в личностном общении, хотя и  оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения, люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой — программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей.

Важно уяснить, какова природа  норм, регулирующих человеческое общение. Вносятся ли они в коммуникативный  процесс моралью или являются непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму — мораль.

 

  1. Этикет

 Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей, одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим  нравственным смыслом. С его помощью  можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в  контакт, уважение к нему. Если человек  является представителем государства  или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию.

Форм этикета множество, но все они имеют одинаковую направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости.

 

  1. Деловая этика

Деловая этика – это свод неписаных (а иногда и писаных) правил для современного бизнесмена. Именно она определяет внешний вид, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота.

В подавляющем большинстве  случаев деловая этика формировалась на протяжении длительного времени под влиянием определенной культуры. Недаром, в разных регионах земного шара дипломатический протокол различен. Также отличаются способы, сроки, места ведения бизнес-переговоров, заключения сделок и т.д. Хотя в настоящее время наблюдается процесс своеобразной диффузии этических норм разных культур друг в друга. Страны с менее развитым бизнесом и экономикой стараются налаживать экономические связи с более развитыми странами. Если вы хотите получить что-то от вашего партнера – вам надо ему «понравиться». Одним из способов «понравиться» является повторение стиля, жестов и мимики вашего партнера. Причем этот закон психологии в бизнесе работает как часы. В поле бизнеса повторение стиля партнера означает безусловное восприятие его способа ведения переговоров, стиля одежды и т.д. Вот так, стараясь налаживать деловые контакты, многие страны и народы впускают к себе в дом несвойственные им привычки и этические нормы.

В современном мире развился некий стереотип успешного делового человека. Это индивидуум обязательно в белой рубашке и деловом костюме, который строго придерживается определенных правил ведения бизнеса, общения с партнерами и конкурентами, четко ведет деловую документацию. С одной стороны все это уничтожает до определенного момента национальные традиции, но с другой стороны в данной ситуации слово «одинаковый» является синонимом слова «понятный». Ведь бизнес – это только игра, а в каждой игре есть свои единые правила, которым все игроки должны подчиняться.

В настоящее время очень много внимания уделяется «деловой этике» или «этике бизнеса».

В западной общественной культуре есть своеобразный идеал бизнесмена. Кроме успешности, бизнесмен обязательно должен верить в Бога, быть добродетельным и достаточно моральным человеком. С приходом в наш бизнес западных идеалов ведения дел, также пришел и идеал западного бизнесмена.

В настоящее время  также существуют этические концепции  в сфере экономики. Одним из первых ее создателей является известнейший американский бизнесмен Генри Форд. Он лишь немного изменил принципы колонизации, но эти изменения касались самого главного – свободы. Он считал, что только честный труд способен принести удовлетворение и благосостояние. Он рассматривал любую произведенную вещь (машину и т.д.) не как реализованный бизнес-проект, а как некую теорию. Эта теория гласила, что все в мире полезно лишь потому, что оно ведет к жизненной свободе В этом Форд видел этический смысл труда. В настоящее время этические мысли Г.Форда также не потеряли свою актуальность.

Информация о работе Деловая этика и этикет